Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Технологии ИТ-консалтинга



Исторически сложилось так, что к отрасли «связь и телекоммуникации» относят самые разнообразные по сфере деятельности компании – управления почтовой связью, традиционные телефонные компании, фирмы, предлагающие услуги сотовой и спутниковой связи, IP-телефонии, доступа в Интернет, поставщиков специального оборудования и т. д. Каждая из этих компаний имеет свою специфику, влияющую на развитие ее бизнеса. Общим для них фактором эффективного управления является возможность получения менеджерами всех звеньев управления оперативной, достоверной и точной информации. Именно эта информация служит основой для принятия управленческих решений, определяющих стратегию и тактику деятельности компании. Реализации такой возможности способствуют комплексные информационные системы управления предприятием, или ERP-системы.

Несколько слов об IT-консалтинге

Главное назначение ERP-систем можно сформулировать так: повышение управляемости и решение бизнес-задач предприятий. Локальные автоматизированные рабочие места облегчают деятельность лишь отдельных специалистов компании (бухгалтеров, плановиков, экономистов и т. д.), «оставляя за бортом» стратегические задачи предприятия. Комплексная информационная система одновременно и помогает специалистам предприятия, и работает на заказчика под названием «бизнес».

Стоит заметить, что сама по себе ERP-система не панацея от всех проблем компании. Необходимой составляющей проекта по внедрению подобной системы в компании или организации является управленческий консалтинг в области информационных технологий, или IT-консалтинг, который в последнее время отличается очень высокими темпами развития и становится все более востребованным российскими предприятиями. Например, по данным рейтингового агентства «Эксперт/РА», с 2001 г. объемы рынка консалтинга увеличились почти в 4 раза, особенно возрос спрос на консалтинг со стороны предприятий связи.

Корпорация «Галактика», специалисты которой хорошо знакомы с теорией и практикой управления на российских предприятиях, предоставляет консалтинговые услуги по основным направлениям совершенствования системы управления предприятием. Во-первых, проведение комплексного обследования предприятия, формирование пакета по оптимизации бизнес-процессов и разработка проекта автоматизации управления. Во-вторых, непосредственно работы по вводу IT-решения в эксплуатацию. В-третьих, консультационные услуги по эксплуатации системы.

И наконец, подготовка пользователей к самостоятельной работе с информационными технологиями. Методы проведения консалтинговых работ, используемые «Галактикой», общепринятые, однако формы, организация, порядок выполнения, модели взаимодействия в различных видах работы с клиентом и соответствующие методики могут отличаться.

Особенности внедренческого консалтинга

С чего начинается проект внедрения ERP-системы на предприятии? С комплексного обследования з бизнес-процессов, характера производственных отношений внутри организации и технологий принятия решений, оценка характеристик информационных потоков и отчетности осуществляются с вполне конкретными целями – разработать оптимальный для предприятия проект комплексной автоматизации управления. В нем должны быть описаны текущее состояние предприятия, технологии усовершенствования механизмов управления с использованием ERP-системы. Практика показывает, что проведение такого обследования позволяет существенно минимизировать затраты и снизить риски реализации всего проекта.

Не так давно были нередки ситуации, когда проект автоматизации начинался с проведения обследования и им же и заканчивался. Сейчас положение изменилось. Руководители предприятий уже не нуждаются в красивых многотомных советах по оптимизации выполнения управленческих задач – им необходим конкретный результат: усовершенствованные и внедренные бизнес-процессы, информационная система, которая решает реальные задачи предприятия и приносит реальный эффект.

Поэтому внедрение автоматизированной системы управления – неотъемлемая часть IT-консалтинга. В процессе внедрения необходимо не только непосредственно «запускать» в эксплуатацию функциональные блоки ERP-системы, но и выполнять работы по их интеграции со специализированным ПО, которое уже используется на предприятии. На протяжении многих лет корпорация «Галактика» выступает в качестве подобного интегратора, объединяя собственное ERP-решение (система «Галактика») с иными системами, например с биллинговыми программами (в частности, «Галактика» легко интегрируется с комплексами «ГАУС», М2000, «Интеграл», «Астра-Комплекс» и др.).

При таком комплексном подходе к совершенствованию системы управления на предприятии, подразумевающем серьезную работу сразу в нескольких направлениях, достигается главная цель – руководители и специалисты предприятия-заказчика получают не просто набор разрозненных компонент, а полноценное эффективное решение, обеспечивающее поддержку всех управленческих задач на уровне высоких требований современного рынка. Фактически решение от корпорации «Галактика» представляет собой специальную технологию, направленную на решение управленческих проблем заказчика «под ключ».

Конечно, подобные технологии работы требуют серьезных ресурсов. Рынок связи и телекоммуникаций чрезвычайно многообразен, и для каждого сегмента отрасли необходимо специальное решение. Например, почтовые организации. Известно, что «почта» одновременно выполняет много разнообразных задач. Это и перевод денег, и выплата пенсий, и подписка на периодические издания, и т. п. Управление ресурсами для выполнения всех этих функций поддерживается в соответствующем решении корпорации «Галактика». Примером может послужить УФПС Самарской области, где средствами системы «Галактика» создано единое информационное пространство для всех участников бизнес-процессов предприятий УФПС – от отделения связи до областного управления; достигнута консолидация фиеских показателей филиалов УФПС и выработана стратегия развития предприятия. В единую финансовую базу были включены специализированные филиалы почтовой связи – автобазы. Решились вопросы коммерческой деятельности предприятий почтовой связи и марочных баз.

Другое «подотраслевое» решение предназначается для молодых, динамично развивающихся фирм, которые оказывают услуги сотовой связи и предоставляют доступ в Интернет. Здесь и характер сотрудничества, и скорость внедрения, и квалификация персонала принципиально иные. Телекоммуникационный сектор очень конкурентный, потеря управления на несколько дней ведет к тому, что конкуренты получают существенные преимущества.

В состав решения для фирм, которые продвигают телекоммуникационное оборудование, должны быть включены средства для автоматизации управления торговлей и оформления сделок. В «Галактике» в такое специализированное решение были перенесены самые полезные наработки из версии для торговых предприятий (например, управление распределенными складами) плюс учет широкого ассортимента быстро меняющихся цен и тарифов. Подобная система установлена, в частности, в крупной московской компании ЗАО «МСС-Старт» («Мобайл-центр»).

Важным элементом полноценного решения для телефонных компаний является наличие интерфейсов для интеграции с биллинговыми системами (учет звонков, расчет абонентской платы, номерной емкости, трафика сети, управление автодозвоном клиентам и т. п.). В процессе проведения консалтинга поставщиком ERP-решения для предприятий связи должны быть разработаны технологии взаимодействия биллинговой программы и ERP-системы, что позволит обеспечить оптимальное разделение функций между ними. Например, на предприятиях-заказчиках корпорации «Галактика» средствами биллинговой системы регистрируются специализированные операции

по услугам связи, затем эти данные передаются в систему «Галактика», которая

используется как комплексная система автоматизации управления, а также бухгалтерского и управленческого учета. Применяемая схема интеграции инвариантна по отношению к программным платформам и средствам разработки биллинговых систем.

Следует подчеркнуть, что при интеграции программных компонент решается сразу несколько задач, одна из которых – устранение «дублирования» функций. Например, очень часто средствами биллинговой системы решаются задачи, выполнение которых заложено и в системе «Галактика». В этом случае эффективнее отказаться от использования данной части биллинговой программы и «переключиться» на «Галактику».

Кому доверить внедрение?

Кто проводит работы по внедрению ERP-системы? Один из вариантов – доверить этот процесс специалистам АСУ предприятия-заказчика. И при этом пойти на серьезный риск. К сожалению, у команды IT-специалистов не всегда есть необходимый статус, значимое положение в служебной иерархии на предприятии, чтобы поставить соблюдение принципов архитектуры решения выше, чем удовлетворение требований руковболее эффективный подход – совместное участие специалистов компании-консультанта и IT-специалистов заказчика в проекте комплексной автоматизации управления предприятием.

Следует выделить технологии работы с предприятиями среднего бизнеса, которые сейчас активно развиваются и все чаще прибегают к услугам консалтинговых компаний, в том числе и в сфере IT-консалтинга. Для небольшого предприятия, обладающего ограниченным бюджетом на IT, ценовые характеристики проекта (и стоимость лицензий, и стоимость всего комплекса услуг) весьма существенны. Имеют значение и сроки реализации проекта. Предприятия среднего бизнеса не могут позволить себе растягивать развертывание решения на длительное время: для них важно получить реальный результат в кратчайшие сроки. Этим компаниям требуются ресурсосберегающие технологии внедрения IT-решения.

Однако вопросами комплексного обследования предприятия, оптимизации бизнес-процессов, разработки проекта автоматизации управления, ввода IT-решения в эксплуатацию IT-консалтинг не ограничивается. Одной из значимых его составляющих является подготовка специалистов, обладающих необходимой квалификацией для самостоятельной работы с современными ERP-системами. Поэтому часто при выборе поставщика IT-решения аналитики советуют обращать внимание на его услуги в сфере обучения пользователей – количество и качество учебных курсов, возможность проходить подготовку не только в центральном офисе компании-разработчика, но и в региональных отделениях, партнерских фирмах, территориально приближенных к заказчику, возможность разработки специальных курсов под конкретное предприятие и т. д.

***

Итак, к IT-консалтингу можно отнести практически все процессы, связанные с внедрением на предприятии автоматизированной системы управления. Как показывает опыт работы специалистов корпорации «Галактика», в современных условиях сочетание IT-компанией функций и разработчика, и поставщика решения, и консультанта зачастую оказывается главным фактором получения предприятием-заказчиком эффекта от применения информационных технологий. Поскольку в этом случае компания может предложить заказчику полный набор услуг по реализации проекта, за каждый этап которого специалисты компании будут нести ответственность.

Главная страница / Архитектура отрасли