Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Тестирование сотовой связи

С 6 по 9 сентября 2004 года проводился второй этап федерального драйв-теста по проверке качества связи в сетях операторов стандарта GSM. За четыре дня мобильная измерительная лаборатория, сформированная информационным агентством "Мобильный форум" при поддержке крупнейших операторов сотовой связи ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон" и ОАО МТС, преодолела 2 тыс. км по маршруту Москва - Воронеж - Краснодар - Анапа - Новороссийск - Сочи. Результаты этой акции наш журнал, выступивший одним из информационных спонсоров драйв-теста, предлагает вашему вниманию.

Первый этап федерального драйв-теста проходил от Москвы до Санкт-Петербурга по территории четырех субъектов РФ: Москве, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям. Второй - по территории шести субъектов РФ: Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областям и Краснодарскому краю. Маршрут был спланирован с учетом особенностей южного региона и мест отдыха туристов, где предполагается наибольшая генерация трафика в курортный сезон, и выбран не случайно, так как трасса М4 "Дон", по которой передвигалась мобильная лаборатория, имеет важное федеральное значение.

Измерения проводились с помощью сертифицированного в России программно-аппаратного комплекса TEMS Investigation 3.2 (Ericsson) и трех мобильных терминалов Ericsson R-520m с внешними антеннами (от Анапы - четырех, поскольку к исследованию присоединился СМАРТС), установленных на крыше автобуса (подъем более 3,5 м). Для обеспечения одинакового уровня сигнала на всех мобильных терминалах, а значит, и максимальной объективности измерений при исследовании покрытия на тяжелых участках трассы вдоль Черноморского побережья, таких как Михайловский и Сочинский перевалы, антенны были установлены в шахматном порядке.

Основные измерения производились в Dedicated Mode (в режиме "разговора"), звонки осуществлялись на автоответчики операторов. Длительность соединений составляла 60 с. Мы приводим статистические данные, которые позволяют судить о качестве связи каждого из трех федеральных операторов и регионального оператора СМАРТС. Отметим, что собранные данные не являются окончательными. Драйв-тесты, устраиваемые самими операторами при плановом аудите, проводятся несколько раз в сутки (в момент минимальной, средней и максимальной нагрузки на сеть), поэтому показатели даже в одном отдельно взятом регионе заметно варьируются в зависимости от указанных параметров. В нашем случае подобные измерения были невозможны, впрочем, такой цели и не ставилось. Задачей было "вжиться" в роль обычного абонента и прочувствовать на себе все прелести процесса общения по мобильному телефону в пути. Мобильные терминалы измерительного комплекса с успехом справились с ней, поэтому теперь мы можем определить качество связи каждого из операторов с помощью простых вычислений: проверить соотношение неудачных и оборванных соединений к установленным и кешных передач соединения между сотами к успешным.

Кстати, во время этого драйв-теста впервые за историю независимых исследований проводились исследования GPRS на оборудовании QVoice (комплексная система измерения качества передачи голоса и данных), предоставленном ОАО МТС. Интерес абонентов мобильных операторов к услугам на базе этой технологии неуклонно возрастает, поэтому измерения качественных параметров ее предоставления также любопытны*. В Московской области доступность сети и услуг GPRS составила 100% у всех операторов, однако при тестировании сети ОАО "МегаФон", для чего оператором была передана SIM-карта и условия подключения GPRS, из 18 попыток не удалось инициализировать и загрузить ни одной страницы, поэтому процент загруженных страниц приводим соответственно для ОАО МТС (40%) и ОАО "ВымпелКом" (36%). Несмотря на досадную накладку, параметры пропускной способности канала были измерены у всех операторов.

Результаты тестирования подтверждают аналитические выкладки экспертов телекомрынка: проникновение сотовой связи в российские регионы идет хорошими темпами, а мобильные операторы упорно трудятся над улучшением радиопокрытия и обеспечением качественной доставки услуг передачи голоса и данных своим абонентам. Дополнительные услуги, ставшие в нынешнем году предметом обсуждения на телекоммуникационных форумах и конференциях, в том числе и на GSM-конгрессе в Каннах, также становятся доступными для абонентов и гостей регионов, что не может не радовать: на собственном опыте мы убедились, что автоматический GPRS-роуминг весьма полезен для тех, кому в пути необходим скоростной доступ в Интернет. Учитывая специфику нашего издания, мы опубликовали основные итоги исследования, а подробные результаты тестирования приведены на сайте "Мобильного форума" (www.mforum.ru).

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что подобные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем, поскольку драйв-тест - полезное начинание. Надеемся, что некоторые огрехи в его организации (впрочем, незначительные) будут устранены при реализации следующих драйв-тестов.

Автор благодарит организаторов драйв-теста за предоставленную возможность принять в нем участие технических специалистов ведущих операторов связи (Николая Кайгородова (ОАО МТС), Александра Пивеня (ОАО "ВымпелКом") и Алексея Попугу (ОАО "МегаФон")), за проявленное понимание и сотрудничество, а также коллег-журналистов.



Главная страница / Архитектура отрасли