Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

IP-сервисы в операторских сетях



Широкомасштабное распространение

мультимедиа – отдаленное будущее телекоммуникаций

Думаю, что в ближайшие год-два ситуация с сервисами на базе IP не сильно изменится и наибольшей популярностью по-прежнему будет пользоваться основная услуга – передача голоса. Это в равной степени относится и к карточной телефонии, и к услугам на базе Centrex, и к корпоративным сервисам. Большое будущее за сall-центрами.

Вообще, при ответе на этот вопрос стоит провести разделение между Москвой и регионами. Для Москвы в определенной степени справедливы основные общемировые тенденции в развитии телекоммуникаций, т. е. распространение таких сервисов, как видеоконференции, instant presence и др. На периферии же недостаточное развитие broadband пока не позволяет говорить о широком распространении каких бы то ни было услуг, кроме передачи голоса.

Мне кажется, в вопросе развития мультимедийных сервисов все упирается в несовершенство сетей широкополосного доступа. Ну, о каком предоставлении мультимедийных услуг можно говорить, если многие частные пользователи по-прежнему подключены к сети оператора по dial-up? С другой стороны, массовый потребитель и не проявляет глубокой заинтересованности в мультимедийных сервисах. Например, у корпоративного сектора значительно больше возможностей для установки высокоскоростного подключения, но пока они пользуются в основном теми же базовыми услугами голоса.

Широкомасштабное распространение мультимедиа – пока отдаленное будущее телекоммуникаций.

Анатолий Корсаков, коммерческий директор компании «МЕРА»

Мы видим проблему в "последней миле"

Рассуждая о наиболее перспективных сервисах на базе IP, вначале я хотел бы отметить, что состав и качество этих услуг определяются качеством развития соответствующей IP-инфраструктуры. К примеру, нереально думать о каком-либо вещании "по требованию" или даже о качественной IP-телефонии по модемному каналу или в системе, где десятки, а то и сотни пользователей делят один 1,5 Мбит/с канал. И проблема здесь не в магистральных линиях, а, на наш взгляд, в "последней миле", то есть в качестве оконечного канала. За последний год здесь наблюдаются большие сдвиги. Как положительную тенденцию мы оцениваем развитие ADSL (в частности, Stream от "МТУ-Стрим") и систем недорогого беспроводного доступа - именно как способ донести недорогой и быстрый Интернет до конечного пользователя. Как только конечный пользователь получит быстрый и надежный доступ в Сеть, резко возрастут его запросы.

Наша компания сфокусирована на качественной передаче VoIP, поэтому мы рассматриваем передачу данных лишь как вторичное приложение. Ширина и качество канала передачи определяют тот набор услуг, которые мы можем предложить клиенту. При использовании недостаточно кондиционированного канала, без поддержки QoS, возможны борьба за канал между различными видами трафика и, соответственно, ухудшение качест

В отличие от данных, голос является довольно предсказуемым видом трафика. Больше чем 64 Кбит/с на голосовое соединение никогда не потребуется, а остальную ширину канала можно отдавать для передачи данных. В частности, поэтому мы считаем, что в ближайшее время, по мере увеличения пропускной ширины каналов, процентное соотношение голос/данные будет расти, а по достижении определенного гарантированного уровня сервиса данные будут значительно превалировать над голосовыми потоками.

Олег Щербаков,

генеральный директор ООО "ДиаКом", официальный дилер AltiGen Communications

В России рынок IP-сервисов развивается не благодаря, а вопреки

В последние годы на территории России рынок связи развивался в основном крупными компаниями - нынешними МРК и крупными альтернативными операторами. Большая часть инвестиций пришлась на развитие телефонных сетей. Многие из крупных компаний никогда не видели в рынке IP-сервисов достаточной привлекательности и относились к нему как к рынку дополнительных услуг. Ситуация с рынком широкополосного доступа еще более плачевная. Крупные операторы не спешат с его развитием, а мелкие - даже если они обладают достаточными инвестициями - не могут его развивать из-за отсутствия полноценного антимонопольного регулирования в этой области.

Как следствие, в России рынок IP-сервисов развивается не благодаря, а вопреки! Фактически на рынке массово присутствуют только две услуги: доступ в Интернет (коммутируемый доступ, доступ по выделенным линиям, радиодоступ) и услуги VoIP (корпоративная IP-телефония, телефонные карточки).

Перспектива развития остальных услуг (например, IP VPN, Video-on-demand и пр., - для корпоративных пользователей, и предоставление контента - для физических пользователей) зависит в основном от развития сетей широкополосного доступа. Еще одним ограничивающим фактором является политика государства в области лицензирования услуг связи. Очень часто услуги, которые могли бы предоставляться, не попадают ни под один из видов лицензий, выдаваемых Минсвязи, и операторы просто не хотят рисковать в ситуации правового вакуума.

Развитие мультимедийных услуг - задача долговременная. Те, кто развивает эти услуги сейчас, работают на будущее. Насколько близким окажется это будущее, зависит от возможностей и стратегии оператора, а также требований рынка. Здесь важно задуматься над тем, какую прибыль в перспективе могут принести российским операторам услуги на базе IP. Для формирования спроса на услуги на базе IP нужны активные усилия большинства игроков рынка, что в ближайшем будущем маловероятно из-за его разобщенности. Традиционным операторам невыгодно сегодня развивать мультимедийные услуги на базе IP, так как слишком много было в свое время вложено в TDM-сети. Для крупных альтернативных операторов развитие мультимедийных услуг - в определенной степени дань моде, потому что основную часть доходов им приносят существующие сети. Небольшие альтер-сети и, развивая IP-услуги, уже сейчас получают от них доход. Однако о массовости данного рынка говорить еще рано.

Илья Балашов, технический директор ЗАО "Астра Сигнум"

Наиболее многообещающей выглядит интегрированная услуга

В последнее время все чаще приходится задумываться о том, какие сервисы на базе IP наиболее перспективны для России. По моему мнению, в ближайшем будущем будет реализовываться мультисервисная природа IP. Наиболее многообещающей выглядит так называемая интегрированная услуга, предоставляемая с одной абонентской линии, - услуга телефонной связи, Интернет и видео (вещательное и по запросу). Именно этот подход является доминирующим в развитии как пакетов услуг операторов, так и предложений производителей оборудования.

Еще одной характерной приметой времени является изменение соотношения услуг голос/данные. И здесь я согласен с общепринятым мнением о том, что доля трафика данных, передаваемого по сетям операторов, будет увеличиваться.

Новые решения привели к возникновению еще одной заметной тенденции - постоянно растущему интересу к услугам мультимедиа "по требованию". Со стороны операторов на сегодняшний день он просто огромен, прежде всего тех, кто располагает пакетными транспортными сетями и сетями широкополосного доступа.

Такой интерес объясняется просто - это самый лучший генератор трафика и наиболее наглядный и интуитивно понятный пользователю вид услуги, потенциальный объем и стабильность потребления которой значительно превышают, например, пользование Интернетом.

Не стоит забывать и о коммерческой стороне вопроса. Существует мнение, что развитие мультимедийных сервисов связано лишь с желанием операторов повысить свою инвестиционную привлекательность. На наш взгляд, повышение интереса к развитию новых широкополосных услуг имеет под собой коммерческую основу. Как показывает наш опыт работы с операторами, сейчас многие из них решают задачу ускорения возврата инвестиций, сделанных в развитие сетей, и повышения их прибыльности в будущем.

Максим Акинин, директор департамента сетей и телекоммуникаций компании "Классика"

Новые услуги "приживутся" в сетях при наличии удобных терминалов и понятных пользователю интерфейсов доступа.

Прежде всего необходимо констатировать, что пути, тенденции и перспективы внедрения IP-сервисов в российских сетях существенно различаются для операторов, бизнес которых ориентирован на предоставление услуг населению, и операторов корпоративных сетей. Анализ требований и планов наших заказчиков показывает, что наиболее востребованными в ближайшие годы будут такие сервисы, как:

• аудиоконференц-связь (селекторные совещания) и видеоконференции;

• унифицированные коммуникации, в том числе унифицированная почта с доступом по сетям IP и сетям коммутации каналов; доступ к сообщениям унипочты через Web-интерфейс; управление вызовами в реальном маые сетевые решения услуги систем охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и видеорегистрации, комплексных систем безопасности;

• уже "традиционные" для современных сетей услуги голосовой почты, многоканального экстренного оповещения, контакт-центров, универсального корпоративного номера абонента, предварительного планирования конференций, регистрации вызовов, обмена мгновенными сообщениями.

Необходимо учитывать, что новые услуги будут востребованы и "приживутся" в сетях только в том случае, если будут поддерживаться удобными терминалами и понятными пользователю интерфейсами доступа к услугам (в том числе речевого диалога со службами в режиме автоматического распознавания и синтеза речи).

Более значительный рост трафика данных, по нашему мнению, будет обусловлен в ближайшие годы массовым внедрением комплексных систем управления ведомствами, корпорациями, предприятиями. В сфере услуг, предоставляемых населению, сохранится и, скорее всего, возрастет интерес к таким сервисам, как "цифровое видео по требованию"; IP-телефонизация районов массовой застройки; услуги охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и видеорегистрации для предприятий, квартирного сектора, дачных поселков и т. д. Население уже готово воспринять предлагаемую операторами функциональность и ожидает снижения уровня цен на эти услуги до приемлемого уровня (имея "перед глазами" положительный опыт влияния рыночных отношений и конкуренции на динамику стоимости услуг мобильной связи).

Алексей Серегин, начальник отдела интегральных систем коммутации ООО "Интелсет-ТСС", к. т. н.

В России очевиден рост востребованности услуг передачи данных

Безусловно, наиболее перспективными сервисами на базе IP будут предоставление услуг IP-телефонии и передача IP-трафика. Рынок услуг IP-телефонии будет расти как в частном, так и в корпоративном секторах. Сейчас многие операторы делают ставку на эту услугу. Например, ЗАО "ПетерСтар" ввел в эксплуатацию новый коммутатор softswitch Netcentrex, который позволяет обрабатывать до 30 входящих звонков в секунду. 35% в структуре доходов компании занимают услуги передачи данных, что свидетельствует о росте популярности услуг. В 2002 г. объем услуг составлял 31%, в 2001 г. - 19%. Наиболее высокий уровень роста подключений у технологий группы xDSL, а также широкополосного доступа и технологии WBA. Показатель прироста ежемесячного трафика в 2003 г. достиг 200%. Таким образом, IP-телефония как сервис передачи данных постоянно наращивает свои обороты. В России сейчас отмечается рост востребованности услуг передачи данных наряду с падением спроса на традиционную телефонию и увеличением объемов потребления услуг сотовых операторов. Эти изменения обусловлены увеличением платежеспособности населения, ускорением темпа жизни, развитием промышленности, проникновением российских компаний на зарубежные рынки.

Бурное развитие технологий ADSL, широкополосного доступа (домашние сети),позволяет надеяться на быстрое внедрение новых услуг. "ПетерСтар" не только постоянно наращивает свою магистральную сеть (IP-магистраль), которая способна пропускать большие объемы трафика, но и развивает современные технологии "последней мили" для организации высокоскоростных каналов доступа в сеть Интернет.

Предоставление мультимедийных услуг включено в ближайшие планы большинства крупных российских операторов, что обусловлено стремлением раньше конкурентов занять эту нишу.

Петр Акульшин, директор отдела телематических услуг "ПетерСтар"

Рынок услуг на базе IP еще не сформировался

С учетом почти повсеместного преобразования голосового трафика в VoIP разделение "голос - данные" становится более чем условным, и наиболее существенно проявляется только на "последней миле". Дальше это просто IP-трафик, как и любой другой. Что касается услуг, то, видимо, доля голосовых услуг, вне зависимости от способа, которым они предоставляются, со временем будет уменьшаться. Это вызвано повсеместным переходом корпоративных сетей на VoIP внутри своих сетей. Также более чем вероятен переход операторов на предоставление услуг IP Telephony, хотя технологические основы для этого пока недостаточно проработаны, что связано в первую очередь с существенной экономией на голосовых услугах. Если технология WIMAX окажется работоспособной и адекватной по стоимости, то ее внедрение способно полностью изменить структуру рынка голосовых услуг.

В связи с низкой плотностью сетевого покрытия территории и неадекватной надежностью существующих сетей, о коммерческой перспективе подобных услуг в ближайшее время говорить сложно. На мой взгляд, маловероятно, что они смогут претендовать на большее, чем тестовый режим.

Скорее всего передача мультимедийного трафика через IP останется внутренним способом оптимизации сетей операторов и снижения их эксплуатационных (OpEх) и капитальных (CapEx) расходов. Рынок предоставления мультимедийных IP-услуг компаниям и тем более конечным пользователям еще не сформировался.

Вадим Панферов, генеральный директор PLUS Communications

Главная страница / Архитектура отрасли