Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Интеграция приложений: как сделать проект результативным?



Инициатива может зародиться и в бизнес-, и в ИТ-подразделениях – там, где понимают необходимость и значимость интеграции приложений. Если интеграция носит локальный характер, проекты инициируются, исполняются и остаются в рамках ИТ. Средние и большие проекты неизбежно попадают в сферу интересов бизнес-подразделений. При этом, если инициатива родилась в ИТ, иногда целесообразно, чтобы она исходила от бизнес-подразделения или была оформлена как совместная. При достаточном опыте работы в компании верхний эшелон ИТ-руководителей, как правило, хорошо ориентируется в ее бизнесе и понимает ограничения приложений, поддерживающих бизнес. Крайне важно, чтобы было взаимопонимание между руководством бизнеса и ИТ. При развитой ИТ-инфраструктуре компании решение о покупке и внедрении нового приложения предполагает и продумывание вопроса интеграции нового прило-жения с существующими. В противном случае нарастают дублирование, фрагментированность и противоречивость как данных, так и бизнес-процессов, что отрицательно сказывается на бизнесе.

Инициатором проекта по интеграции бизнес-приложений обычно является то подразделение, которое в наибольшей степени заинтересовано в результатах данного проекта. Это может быть ИТ-подразделение, затраты которого на поддержание существующих и создание новых компонентов бизнес-приложений оказываются чрезмерно высоки, или же бизнес-подразделения, неудовлетворенные необходимостью многократного ввода данных или отсутствием достоверной и актуальной информации в своих бизнес-системах. Если говорить о статистике обращений в КРОК, то чаще инициатором выступает ИТ-подразделение, уже заручившееся поддержкой нескольких бизнес-подразделений своей организации.

Чаще за интеграцией стоит бизнес, поскольку для ИТ это высокорискованное и затратное по ресурсам мероприятие. Бизнес-подразделения предъявляют все больше требований к функционалу систем, и в какой-то момент ИТ-руководители понимают, что без интеграции не обойтись, либо надо полностью менять информационную систему предприя-тия. Иногда системы эволюционируют, подчас долгое время бизнесу хватает пакетных загрузок данных раз в сутки, но приходит момент, когда появляются новые требования к актуальности информации в системах.

На практике встречаются оба варианта. Проекты, инициируемые исключительно ИТ-подразделениями, довольно редки. Большинство подобных проектов возникают как попытка ИТ-менеджмента компании решить внутренние проблемы подразделения: обновить негибкую и гетерогенную ИТ-инфраструктуру, снизить затраты на поддержку унаследованных приложений, повысить степень повторного использования функциональности программных продуктов. Гораздо чаще возникают проекты, за которыми стоят бизнес-подразделения, правда, причем бизнес выступает не прямым, а косвенным инициатором. Типичный пример – внедрение ERP- или CRM-системы с целью удовлетворить растущие потребности бизнеса. Об интеграции при этом никто явно не говорит. Но в рамках проекта внедрения обязательно возникнут задачи сопряжения с существующими в компании программными продуктами, которые станут одним из важных подпроектов.

Я позволю себе перефразировать вопрос – что является причиной проектов по интеграции приложений? Бизнес формулирует цели, которые стремится достичь. ИТ предоставляет ряд инструментов для достижения этих целей.

И тут возникает вопрос, в какой степени существующие информационные системы и коммуникационная инфраструктура удовлетворяют потребности бизнеса в обработке информации и создании знаний. Сами приложения изначально создаются исходя из ограниченного, четко (на самом деле, хорошо, если так) обозначенного круга функциональности, которая необходима тому или иному бизнес-подразделению. Однако ни одно бизнес-подразделение не функционирует изолированно от других. Необходимость сквозного движения и доступности информации, создания и поддержки по-настоящему единой информационной инфраструктуры – это то, чего бизнес хочет от ИТ, чтобы обеспечить эффективность управления. А вот инициатором таких проектов не может и не должно выступать только ИТ- или только бизнес-подразделение – это результат совместной работы.

До сих пор в нашей практике инициаторами проектов по интеграции приложений чаще выступали ИТ-подразделения. Вероятно, это объясняется тем, что ИТ-служба компании, как правило, больше обеспокоена вопросом, как реализовать ту или иную потребность бизнеса, тогда как бизнес-подразделения обычно беспокоит другой вопрос – что требуется для эффективной работы.

Интеграция приложений – ИТ-термин. Бизнес скорее интересует обоснованный результат с привязкой к бизнес-процессам и экономическим показателям, а не механизм. Проекты по интеграции обычно стоят недешево, поэтому от бизнеса требуется инициирование таких работ и поддержка. Только бизнес ставит задачу в других терминах: например, необходимо повысить оперативность подготовки консолидированной отчетности, централизовать функции управленческого контроля, унифицировать интерфейсы доступа к информационным ресурсам и т. п. Поэтому непосредственным инициатором самой интеграции приложений как механизма решения задач бизнеса чаще выступает ИТ-подразделение предприятия.

Все зависит от того, какую роль в компании играет ИТ-подразделение. Если большая часть областей бизнеса и производства охвачено автоматизированными системами, то, естественно, мнение ИТ-руководителя имеет серьезный вес на уровне топ-менеджеров предприятия, и инициатива за ним.

В таком случае в компании существует собственная ИТ-стратегия, неразрывно связанная с общей стратегией бизнеса корпорации. Как правило, здесь не бывает случайных приобретений. Каждое новое приложение выбирается с учетом его интеграции с уже существующим автоматизированными системами.

Если же автоматизация деятельности предприятия происходит только на уровне офисных программных продуктов, бухгалтерии и мини-УАТС (система директор/секретарь), то ИТ-подразделение служит формальным «придатком» бизнеса. И здесь обычно инициатива идет «снизу», от бизнес-подразделений. При определенном уровне развития бизнес-процессов они начинают испытывать серьезные неудобства из-за отсутствия автоматизации производственной деятельности и интеграции приложений.

На мой взгляд, вопрос слишком прямолинеен. Действительность сложнее. Бизнес ставит задачу по повышению эффективности внутренней операционной деятельности, в том числе с привлечением информационных технологий. А ИТ-подразделения предлагают или не предлагают решение. Соответственно, проблему ставит бизнес, а способ ее решения путем интеграции приложений находит ИТ-служба. Она же, как правило, становится и заказчиком такой системы, поскольку, с одной стороны, ее внедрение захватывает интересы многих подразделений, а с другой – эффект от ее внедрения получает организация в целом, а не отдельные подразделения.

Главная страница / Архитектура отрасли