Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Системы OSS/BSS – составляющая успешного бизнеса



Решения в области OSS/BSS включают в себя целый комплекс мероприятий, которые мы можем предложить операторам в зависимости от задач, стоящих перед ними. Lucent условно разделяет их на три категории – консалтинг, программные продукты, профессиональные услуги в области интеграции решений. Мы участвуем в проекте на всех этапах внедрения решений OSS/BSS. В данном случае компания выступает не только как производитель, а скорее как поставщик услуг в сфере стратегического консалтинга и системной интеграции. Поставщик, который строит мультивендорные решения на основе своих продуктов и продуктов других вендоров. Более того, по данному направлению мы сотрудничаем и с другими поставщиками, интегрируя их продукты в свои комплексные решения, потому что сегодня, пожалуй, нет ни одного производителя, который бы мог предложить стопроцентную линейку всех продуктов в области OSS/BSS. Да это и не столь важно, так как на передний план при создании системы выходит наличие у компании-системного интегратора «ноу-хау» в этой области. Не менее важно и понимание особенностей архитектуры построения сетей, специфики мультивендорных сетей и их эксплуатации.

Основное свойство OSS – независимость от типа оборудования и его производителя. Постепенно этот бизнес становится все более глобальным, все меньше различий между поставщиками продуктов. И основное, чем могут в этом смысле отличаться поставщики решений и услуг для рынка телекоммуникаций, – это экспертиза, наличие консультантов, опыта реализованных проектов, телекоммуникационные корни.

На наш взгляд, сегодня на мировом рынке телекоммуникаций наблюдается несколько тенденций, стимулирующих операторов к внедрению OSS/BSS-решений. Во-первых, традиционные операторы работают на насыщенном рынке, особенно в Западной Европе и США, и доходы компаний растут уже не столь стремительно. Таким образом, все более важное значение приобретают вопросы повышения эффективности эксплуатации. Во-вторых, операторы постепенно переходят от TDM-сетей к сетям следующего поколения, построенным на базе NGN-технологии. А NGN-сети гораздо более сложны и в эксплуатации, и с точки зрения процедур предоставления услуг. При условии одномоментного перехода на пакетную коммутацию доходы операторов, согласно прогнозам, должны будут упасть на 20 процентов (существует миф о том, что пакетный голос должен быть дешевле), а эксплуатационные затраты возрасти минимум на 40 процентов. Поэтому очень важно предусматривать внедрение элементов OSS/BSS уже на этапе закладки концепции построения сети с использованием технологии NGN.

Кроме того, сегодня операторы все чаще отдают предпочтение аутсорсингу услуг в области управления сетями, поскольку каждому оператору в отдельности невыгодно покупать одни и те же решения у одних и тех же производителей, строить отдельный центр управления сетью и т. д. Надо сказать, что для Западной Европы такой подход характерен в большей степени, чем для России. Но я уверен, что и в нашей стране он получит более широкое распространение уже в обозримом будущем, так как – для многих операторов это наиболее оптимальный путь, способствующий существенной экономии ресурсов, повышению эффективности и качества предоставления услуг.

Также хотелось бы отметить активную консолидацию (слияния и поглощения) производителей программных решений в области OSS/BSS. Этот процесс, наверное, будет продолжаться и дальше, ведь сегодня поставщиками продуктов для данных систем являются свыше 300 компаний, а это очень много. Не говоря о том, что на рынке немало и так называемых «кусочных», решений, которые серьезным образом осложняют процесс интеграции.

К особенностям российского рынка я бы отнес следующие. Западные операторы, планируя автоматизировать систему эксплуатации, как правило, обращаются к консультантам, поставщикам и т. д. Российские же компании, в штате которых много инженеров, зачастую пытаются решить эти вопросы самостоятельно. Именно по этой причине на отечественном рынке существует много наработок и уникальных продуктов, которые могут быть использованы на сети только конкретного оператора.

Вторая особенность состоит в том, что для российских операторов эффективность внедрения решений OSS/BSS сегодня неочевидна, поскольку, как правило, они располагают большим штатом сотрудников и эксплуатационного персонала, уровень заработной платы которого относительно невысок, особенно в регионах.

Тем не менее, на мой взгляд, эти особенности в настоящее время уже не так актуальны, как прежде. Ведь сети усложняются, а персонал, который раньше отвечал за эксплуатацию декадно-шаговой или координатной АТС, при переходе на пакетные технологии просто не успевает или не может перестроиться и переобучиться для работы с современными технологиями. Кроме того, по мере возрастания степени автоматизации бизнеса операторов постепенно отпадает необходимость в большом штате сотрудников.

Отмечу также, что на российском рынке наметилась тенденция перехода от потребления отдельных продуктов (этап продуктоориентированности) к более широкому потреблению услуг в области консалтинга и системной интеграции, в сфере решения комплексных бизнес-задач. Сейчас по этому пути идут многие операторы, особенно новички на рынке. Такие компании, как правило, ориентированы на продажу новых услуг и быстрый захват определенных ниш рынка, но далеко не всегда имеют в своем распоряжении высококвалифицированные кадры, обладающие достаточной компетенцией и экспертизой в области развития и эксплуатации сетей, исходя из задач бизнеса.

И оператор, и поставщик решения – интегратор – должны понимать, что невозможно внедрить систему OSS за день, неделю или месяц. Какие-то элементы – да, но в целом построение системы OSS – это долгий процесс. Кроме того, необходимы четкие критерии оценки хода проекта, инструменты управления его развитием.

Ключевой момент в совместной работе над проектом – четко сформулировать бизнес-цели оператора. В противном случае существенно возрастает риск того, что проект не будет иметь успеха, а инвестиции, направленные на его реализацию, в конечном итоге не окупятся. Иными словами, внедренная система не будет соответствовать задачам бизнеса заказчика, а значит, и ее эффективность будет существенно ниже. Кроме того, планирование проекта при отсутствии конкретных целей, которых мы хотим достичь на том или ином этапе, опять же, как правило, ведет к его неуспеху, что подтверждает и мировой опыт.

Еще один важный момент – разработать ключевые показатели эффективности (KPI), а также метрики (в том числе прописанные в рекомендациях международной ассоциации операторов и поставщиков телекоммуникационного оборудования TeleManagement Forum (TMForum)) для оценки эффективности внедряемой системы.

Следующий этап проекта – исследование, то есть анализ действующей сети оператора и поиск оптимального, с точки зрения потребностей бизнеса, заказчика решения.

Внедрение решений OSS/BSS направлено на повышение эффективности процессов управления производственной деятельностью оператора связи, т. е. процессов обслуживания и эксплуатации, их оптимизация с учетом критериев и показателей эффективности или качества, которые мы выбрали для данного оператора. Очевидно, что внедрение того или иного средства автоматизации не может быть панацеей от всех проблем. Суть предоставления той или иной услуги заключается в прохождении этой услуги через несколько технологических доменов, для каждого из которых характерны свои принципы эксплуатации, поддержки и обслуживания оборудования. И если не построить интегрированную цепочку контроля и эксплуатации оборудования, то сбой в работе какой-то одной из ее составляющих отрицательно сказывается на качестве или скорости предоставления услуги, либо ее надежности. Вот почему с самого начала важно определить бизнес-цели, ключевые показатели эффективности, располагать техническими средствами автоматизации для получения общей картины.

После того как четко определены бизнес-цели, показатели эффективности для каждого из этапов большого проекта или их серии, можно переходить к разработке архитектуры решения, рассмотрению вариантов их верификации и проверке на соответствие требованиям оператора, а также прогнозированию результатов в случае выбора того или иного варианта. Затем наступает этап выбора и внедрения продуктов с учетом архитектуры решения, которую намерены построить.

Один из ключевых факторов при реализации таких сложных проектов – собственно процесс управления проектом, для грамотной организации которого необходимо наличие компетенции в разных областях, наличие консультантов, знание различных продуктов, взаимодействие с поставщиками, а также привлечение местных компаний на этапе внедрения, что способствует удешевлению стоимости решений.

Компания Lucent имеет успешный опыт организации и управления комплексными проектами. Прежде чем выйти на новый рынок (это касается не только OSS/BSS), мы формируем локальную команду профессионалов, осуществляющую как традиционное управление проектами (обеспечивающее традиционные логистические процедуры), так и технологическое, которое связано с технологическим доменом, в частности OSS/BSS. В ходе последнего осуществляется управление процессами по реализации данного проекта, неизбежно возникающими при взаимодействии столь большого числа разнородных (географических, языковых, культурных) факторов, обусловленных различиями между участниками проекта – отдельными лицами, организациями.

Для того чтобы находиться рядом с клиентом и быть уверенным в том, что наши решения отвечают задачам клиента, управлять реализацией OSS-проектов, был создан Центр компетенций. В его состав входит лаборатория, которая фактически служит технологической базой для создания мультивендорных решений в области OSS. В лаборатории, использующей продукты Lucent и других производителей, можно выполнять первоначальное тестирование и унификацию решений, которые мы предлагаем заказчикам совместно с международными лабораториями Lucent. В Центре работают как российские, так и международные консультанты.

Десятки операторов доверяют компании Lucent управление своими сетями. И это, на мой взгляд, лучшее подтверждение того, что мы умеем создавать решения, востребованные операторами связи. Lucent предоставляет услуги по внешнему управлению сетями операторов, располагает большой сетью центров компетенции, центров технической поддержки и работы с заказчиками по всему земному шару. В Lucent работают эксперты с мировым именем, компания активно участвует в деятельности TMForum, занимается разработкой стандартов для телекоммуникаций и тем самым определяет политику OSS/BSS в современном мире.

Компания Lucent Technologies разрабатывает и поставляет системы, услуги и программное обеспечение для развития сетей связи следующего поколения. В структуру компании входят подразделение сетевых решений Network Solutions Group, сервисное подразделение Lucent Worldwide Services, научно-исследовательское подразделение – Лаборатории Белла. Lucent аккумулирует достижения в области сетевых технологий, мобильной и оптической связи, передачи голоса и данных, программного и сервисного обеспечения, помогает заказчикам находить новые возможности для развития бизнеса, оказывая содействие в процессе развертывания и эксплуатации сетей. В числе заказчиков Lucent операторы связи, корпорации и правительственные организации по всему миру.

Главная страница / Архитектура отрасли