Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Есть ли шансы у нового налога с продаж?

Впервые с идеей замены НДС налогом с продаж около года назад выступил начальник Экспертного управления Президента России Аркадий Дворкович, который до своего назначения на эту должность работал заместителем министра экономического развития и торговли, где курировал макроэкономический, финансовый и налоговый департаменты. Предварительный анализ, проведенный Экспертным управлением, показал, что система взимания налога с продаж имеет значительное преимущество с точки зрения издержек администрирования и влияния на инвестиционную деятельность. При этом Дворкович подчеркнул, что выносить эти предложения без проработки деталей на политический уровень неправильно. Обсуждение в течение трех-четырех месяцев позволит «либо закрыть эту тему на несколько лет, либо перенести ее на язык законодательства», — сказал Дворкович.

Сложно переоценить особую значимость поступлений от НДС в бюджет России (по информации сайта mosnalog.ru, за январь—апрель 2006 года поступления от НДС составили 36,5 процента в общей массе администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета), потому неслучайно данное предложение вызвало широкую дискуссию. У идеи появились как сторонники, так и противники. Одним из результатов обсуждения стал доклад «Сопоставление НДС и налога с продаж», подготовленный по заказу Экспертного управления Президента группой экономистов. Прогноз, представленный в докладе, выглядит в целом оптимистично. По мнению авторов доклада, ощутимо увеличится налоговая нагрузка лишь для нефтяных компаний, реализующих большую часть продукции на экспорт. Кроме того, пострадают предприятия розничной торговли, но «незначительно». Для всех остальных согласно прогнозу аналитиков налоговая нагрузка должна уменьшиться.

Рассмотрим основные плюсы и минусы, связанные с заменой НДС новым налогом с продаж, более подробно.

Основными причинами, побудившими экспертов выступить со столь радикальным предложением, как полная замена НДС, стали недостатки не только в сфере нормативного регулирования, но и в части действий налоговых органов в области практического применения налогового законодательства. Среди основных недостатков действующего НДС можно выделить следующие.

1. Незаконное возмещение НДС. По информации Счетной палаты РФ, в 2005 году поступление НДС в бюджет увеличилось на 37 процентов, в то время как возмещение — на 40,4. В Москве дело обстоит еще хуже: поступления выросли на 17 процентов, а возмещение — на 50,2. Причем значительный рост возмещения НДС обеспечен именно за счет увеличения незаконного возмещения этого налога. По некоторым оценкам, ежегодно незаконно возмещается от 50 до 100 млрд руб. Очевидно, что подобное невозможно без особой «заинтересованности» со стороны работников налоговых органов. Причем характерно, что данная проблема не является чисто российской. По данным доклада Евросоюза, в Германии ежегодно расхищается из бюджета около миллиарда евро посредством использования схем, связанных с возмещением НДС. Это доказывает, что даже в странах с развитыми отношениями в сфере налогов и мощной судебной системой, проблема злоупотреблений, связанных с НДС, не решается эффективно.

2. Проблемы с возмещением НДС — прямое следствие описанной выше проблемы. Вместо того чтобы бороться с причинами незаконного возмещения, российские налоговые органы пошли по пути полного отказа в возмещении НДС в абсолютном большинстве случаев. Современные реалии, о чем свидетельствует судебная практика, таковы, что за получением возмещения российские экспортеры вынуждены обращаться в суд. Причем им приходится получать решения всех инстанций, так как налоговые органы все равно обжалуют судебные решения, несмотря на их очевидность.

3. Проблемы добросовестности поставщиков. В случае получения вычетов действия налоговых органов также направлены на ужесточение требований. При этом налоговики руководствуются позицией, что счета-фактуры должны быть не только правильно заполнены в соответствии со ст. 169 НК РФ, но и содержать достоверные сведения. Проверка этих сведений, естественно, является обязанностью покупателей, что фактически вынуждает их создавать собственные следственные органы, которые должны отслеживать всю цепочку поставщиков, чтобы среди них вдруг не оказалось ни одной компании, по каким-либо причинам несоответствующей принципам добросовестности. В противном случае у налогоплательщика возникнут сложности с получением вычета. Проблема усугубляется еще и тем, что четких критериев недобросовестности до сих пор не существует. Письмо, разработанное ФНС для внутреннего применения, вызвало еще больше вопросов (газета «Учет, налоги, право», № 21). По мнению ФНС, главным является формальное наличие совокупности изложенных в письме признаков недобросовестности. ВАС РФ также готовит информационное письмо (его проект можно найти на сайте arbitr.ru), содержащее свое видение критериев недобросовестности, которые будут отличаться от предложенных ФНС. Основополагающим, по версии ВАС РФ, будет принцип экономической целесообразности, соответствие которому свидетельствует о добросовестности налогоплательщика даже при наличии формальных признаков недобросовестности. Также в процессе обсуждения законопроекта о внесении изменений в первую часть Налогового кодекса рассматривается возможность закрепления в кодексе доктрины деловой цели, предполагающей, что сделки, совершенные исключительно с целью минимизации налогов, являются недействительными.

4. Высокие расходы на администрирование НДС, что прежде всего связано со сложностью НДС. Причем данная проблема характерна как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. В упомянутом выше докладе «Сопоставление НДС и налога с продаж» содержится утверждение, что в соответствии с эконометрическими исследованиями при прочих равных условиях сборы НДС тем выше, чем выше уровень грамотности. Также в этом документе со ссылкой на материалы «The Value Added Tax: Experience and Issues», Background paper prepared for the International Tax Dialogue Conference on VAT, Rome, March 15—16, 2005 приводятся следующие данные. Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах ОЭСР, показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долл. в год на каждого налогоплательщика НДС, в то время как налогоплательщик НДС — около 500 долл. ежегодно на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС. Это говорит о том, что основная нагрузка по администрированию возложена именно на налогоплательщиков.

Кроме того, в связи с проблемой незаконного возмещения абсолютное большинство камеральных и встречных проверок, проводимых налоговыми органами, направлено на контроль уплаты НДС поставщиками компаний-экспортеров.

Какой бы привлекательной на первый взгляд ни казалась идея замены НДС новым налогом с продаж, помимо положительных моментов, обусловленных простотой администрирования, а следовательно, и снижением издержек, решением иных проблем, характерных именно для НДС, нельзя не учитывать и возможные недостатки.

Во-первых, отмена наиболее собираемого налога приведет к снижению бюджетных доходов. Произведенные специалистами Экспертного управления Президента России расчеты показали, что выпадающие доходы при введении налога с продаж в размере 10% приведут к уменьшению доходов ВВП на 1%. Однако, учитывая, что в последние годы российский бюджет формируется с неизменным профицитом, данная замена может и не привести к сокращению расходов. Дополнительно возможен вариант поэтапного снижения ставки НДС с одновременным введением и постепенным повышением ставки налога с продаж.

Во-вторых, отличия нового налога с продаж от ранее действовавшего, а также отсутствие значительной правоприменительной практики в отношении старого налога с продаж (по причине непродолжительного срока действия и незначительности ставок) не позволяют с большой достоверностью говорить о недостатках будущего налога. Понятно, что он не будет безупречным. Достаточно вспомнить широко распространенные фиктивные безналичные расчеты с целью уклонения от уплаты налога. Однако анализ элементов нового налога с продаж дает возможность утверждать, что описанные выше проблемы, характерные для НДС, будут сняты.

В заключение можно привести слова главы Минэкономразвития России Германа Грефа, который, выступая на заседании президиума «Опоры России», заметил, что он не исключает возможности введения налога с продаж (НСП, или налог с оборота), в случае если так и не удастся добиться четкого администрирования НДС.

Главная страница / Архитектура отрасли