Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

NGN: фиксированные и мобильные сети

Одна из самых популярных сегодня тем в зарубежной телекоммуникационной прессе – конвергенция операторских сетей. Этот термин можно трактовать по-разному. Бизнес-издания прежде всего говорят о взаимодействии операторов для предоставления единого пакета услуг. Например, оператор мобильной связи предлагает своим абонентам альтернативный способ осуществлять международные вызовы через VoIP-маршруты. Конвергенция здесь заключается в едином счете за услуги, а также в объединении сетей мобильного оператора и оператора VoIP. Коммерческая цель для мобильного оператора – уменьшить отток доходов, вызванный привлекательностью тарифов альтернативных операторов. Таким образом, лояльность клиентов предлагается обеспечивать за счет образования операторских альянсов и удерживать своих клиентов путем выставления им единого счета за услуги.

Решающую роль здесь играет качество услуг. Ведь при вызовах через VoIP-каналы другого оператора качество речи снижается вследствие значительных задержек, обусловленных пакетизацией, компрессией и передачей длинных IP-пакетов. В дополнение к компрессии голоса в мобильных сетях вносятся циклы компрессии/декомпрессии в транзитных сетях. Полагаясь на мировой опыт Nortel Networks по внедрению пакетных технологий в сетях мобильных операторов, мы рекомендуем внедрение VoIP только при наличии высокоскоростных каналов. Исходя из расчетов для российских сетей, мы рекомендуем для транзита мобильного трафика по-прежнему использовать VoATM, с дальнейшей миграцией к VoIP. Интеграция пакетных технологий в мобильные сети, в частности работа с кодеками мобильных сетей, позволяет решить вопросы качества – пакетизированный голосовой трафик передается из конца в конец сети без промежуточных циклов компрессии. Это заложено в новую архитектуру мобильных сетей 3GPP, которая унифицирует мобильные и фиксированные сети и упрощает внедрение новых услуг. Таким образом, строящиеся сегодня сети VoATM в дальнейшем должны иметь возможность мигрировать к IP для поддержки стандартной архитектуры. Наличие каналов высокой пропускной способности в национальной сети позволит перейти от VoATM к VoIP без ущерба качеству.

Опыт развития фиксированных операторов связи показывает, что IP-технология оптимальна для конвергенции услуг. Именно об услугах нужно говорить, если рассматривается коммерчески эффективная VoIP-сеть. В корпоративных сетях VoIP используется как средство доставки услуг уже несколько лет, и за это время сформировались протоколы H.323 и SIP как средства управления клиентским оборудованием. Предпочтение отдается SIP, именно на нем строится большинство приложений для работы с терминалами мультимедийных услуг. Мультимедийность предусматривает существование наряду с голосом средств эффективного взаимодействия сотрудников офиса (например, обмен сообщениями, совместная работа с файлами и веб, удобный доступ к адресной книге, индикация активности терминалов коллег, интеграция с почтмами, телеконференции, видеовызовы и др.). Опыт внедрения таких услуг в корпоративных сетях на базе собственного сервера SIP-приложений подталкивает оператора к внедрению централизованной услуги виртуальных мультимедийных сетей (или мультимедийных VPN).

На первый взгляд, построение мультимедийных VPN – задача несложная. От оператора требуется лишь установить сервер SIP-приложений в своей сети и подключать к нему пользователей. Рассмотрим нюансы. Адресация IP-сетей клиентов обычно изолирована от интернет-адресации, к тому же адреса в клиентских сетях зачастую пересекаются. Проблема с ее унификацией может быть решена за счет использования интернет-IP-адресов для всех SIP-терминалов, однако это не

рационально и требует тщательного контроля и учета. Другой путь – трансляция сетевых адресов, но специфика SIP состоит в том, что простой трансляции портов недостаточно, необходимо транслировать адресацию в SIP-сообщениях, передаваемых по каналу управления. Это приводит к усложнению пользовательского устройства, которое должно обладать функциональностью шлюза SIP-приложений (ALG – Application Level Gateway), как следствие, к его удорожанию и возникновению дополнительных задач по эксплуатации. Если SIP ALG не поддерживается граничным NAT-устройством клиента, то центральный SIP-сервер попросту не сможет отличить одного клиента от другого. К сожалению, развеивается миф о мобильности SIP-клиентов в Интернете, так как в большинстве случаев подключение пользователей к сети осуществляется с применением NAT. Известно, что крупные западные операторы используют мега-NAT-прокси, не говоря уже о подключении к сети в чужих офисах или гостиницах, NAT которых не поддерживает SIP ALG.

В сетях североамериканских операторов мы столкнулись с проблемой некорректности работы NAT и неэффективности внедрения на клиентском граничном оборудовании функциональности SIP ALG. Если в собственной сети оператор еще может решить проблему с NAT, то переделать все системы NAT в Интернете – задача нереальная. Поэтому был предложен метод, названный нами PTP-портал. Проксирующее устройство устанавливается на границе сети клиентского доступа и операторской сети услуг. Управляющий Softswitch не вносит коррекции в коммутацию локальных RTP-соединений (от одного сотрудника офиса к другому), однако все вызовы в сеть общего пользования ТфОП/NGN, а также вызовы из одной корпоративной сети в другую проходят через PTP-портал. Вместо установки одного RTP-соединения Softswitch устанавливает два – от вызывающего абонента к PTP-порталу и от вызываемого абонента к PTP-порталу. Задача портала – обмен голосовым трафиком от двух IP-соединений. Это позволяет избежать адресной трансляции для SIP-протокола, что значительно упрощает построение и эксплуатацию VoIP-сети доступа.

В NGN-решении Nortel Networks RTP-портал применяется для обработки трафиком клиентских устройств, которые управляются по протоколам SIP и H.323. Таким образом, технология прокси для RTP-соединений может использоваться дользовательских устройств, исключая требование по необходимости реализации H.323 ALG на граничных устройствах сетей пользователей. Реализация функциональности прокси, по существу, не зависит от управляющего протокола, так как RTP-портал выполняет обработку только голосового трафика – RTP. Сигнализация обрабатывается на коммуникационных серверах, в числе которых сервер SIP-приложений MCS-5200 и Softswitch для Class 4/Class5 приложений CS-2000. В мультимедийных приложениях SIP-соединения устанавливаются между SIP-сервером и клиентами, а коммуникационный сервер, в свою очередь, управляет RTP-порталом по протоколу MGCP+, позволяющему согласовать параметры и передать команду на объединение трафика двух RTP-соединений. Аналогичный метод построения соединений применяется и при вызовах в сеть общего пользования, построенную по NGN-технологии. RTP-портал объединяет трафик SIP-клиента и удаленного шлюза, управляемого локальным либо удаленным Softswitch’ем. Исключением из правил являются вызовы между абонентами одной и той же корпоративной сети – такие вызовы не проходят через RTP-портал, а коммутируются локально.

Итак, что же дает PTP-портал для оператора? Во-первых, возможность подключать клиентов к VoIP-услугам без специальных требований к IP-адресации их сетей. Во-вторых, исключение необходимости подключать клиентов через дорогостоящие NAT-шлюзы, поддерживающие SIP ALG. В рамках концепции Optical Ethernet сетей мы рекомендуем не устанавливать Layer 3-оборудование, не говоря о поддержке NAT на клиентском оборудовании.

Такие сети уже работают в России.

В-третьих, возможность предоставлять своим пользователям повсеместный доступ к VoIP-услугам – мобильность SIP-клиентов в Интернете.

Бизнес-услуга связана с объединением пользователей в группы, определением правил маршрутизации в корпоративной сети, организацией интерфейса администрирования и адресной книги. Основными ее атрибутами являются внутренняя нумерация в корпоративной сети и изолированная адресная книга. Эта услуга позиционируется как голосовой VPN для мультимедийных услуг.

Для бизнес-пользователей актуальной услугой является также телеконференция. Новизна SIP для создания телеконференций заключается в интеграции SIP-терминала и средства управления телеконференцией. SIP-абоненты, связавшиеся друг с другом через мост телеконференций, получают возможность использовать чат для вопросов и ответов, «белую доску» для обмена графической информацией. Кроме SIP-абонентов к конференции могут подключаться и абоненты ТфОП, которые дозваниваются до моста телеконференций по зарезервированному телефонному номеру.

Внедряя конвергированные SIP-услуги сегодня, оператор, обслуживающий фиксированную и мобильную сети, приобретает опыт продаж UMTS-услуг. Ведь именно SIP будет средством обеспечения мультимедийных коммуникаций в UMTS R5/R6. Так, в R5 архитектуре Nortel Networks, сервер мультимедийных услуг MCS-5200, предлагаемый на рынке сегодня, вливается в IP-мультимедийную подсистему (IMиложений. Следовательно, инвестиции в инфраструктуру SIP-услуг будут работать и сегодня, и в будущем при внедрении новых стандартов 3GPP.

Говоря о российском рынке услуг, следует отметить, что SIP-приложения для бизнеса могут успешно продаваться операторами широкополосного доступа. Основной рыночный сегмент – средний и малый бизнес, то есть те компании, которые не хотят инвестировать в собственную телекоммуникационную инфраструктуру, но нуждаются в услугах РВХ. Высокая стоимость мобильных телефонов Sony Ericsson P900 не позволяет массово внедрять SIP-приложения в GSM-сетях, однако тем абонентам, кто все-таки владеет таким телефоном, можно предложить установить SIP-клиента для работы с корпоративной адресной книгой, индикации активности и коротких сообщений. Отметим полезность этих функций для сотрудников, часто участвующих в переговорах. Правила маршрутизации звонков на переговорах, определяемые персональным агентом, исключат возможность вызовов с неопределенных номеров либо с номеров, которые не принадлежат корпоративной сети. Индикатор активности всегда может предупредить коллег о нежелательности вызова в данное время, а система коротких сообщений используется для экстренной связи. Таким образом, мультимедийные коммуникации повысят эффективность использования мобильного телефона для сотрудников отделов продаж и руководителей компаний.

На рынке телекоммуникационных услуг, где конкуренция среди операторов усиливается за счет дифференциации услуг, весомым преимуществом может стать расширение функций Centrex до поддержки мультимедийных приложений. А такой атрибут SIP-услуг, как мобильность в Интернете, может привлечь к ней мобильных пользователей с большими затратами на телекоммуникации.

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ УСЛУГ

По опыту оператора Bell Canada, можно интегрировать услуги фиксированной сети и мобильной сети стандарта GSM. Конвергированный подход Bell Canada сформировал пакет услуг для своих абонентов, в который входит следующее.

1. Персональный агент, обеспечивающий маршрутизацию вызовов на номер абонента по тем правилам, которые абонент определяет сам. В зависимости от того, кто звонит, в какое время суток, вызов маршрутизируется на SIP-клиента, фиксированный, мобильный, домашний телефон или голосовую почту.

2. SIP-клиент, устанавливаемый на компьютере, подключаемом к IP-сети, совмещенный с IP-терминалом. Возможен одновременный звонок на фиксированном IP-терминале и на SIP- клиенте, а когда последний не активен, то все вызовы поступают на фиксированный терминал. SIP-клиент представляет наиболее полный набор средств по мультимедийным коммуникациям.

3. SIP-клиент на GSM-телефоне, например, такой модели, как Sony Ericsson P900. SIP-клиент для GSM использует каналы GPRS, ограниченные по емкости, поэтому мультимедийные приложения через GPRS не работают. Однако через канал передачи данных работают доступ к глобальной адресной книге, индикация активности коллег, служба коротких сообщений. А через Weйки маршрутизации на Персональном агенте.

Перечисленные услуги могут быть интересны и абонентам корпоративных сетей, и частным лицам.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ В СОБСТВЕННОЙ СЕТИ NORTEL NETWORKS

Как производитель телекоммуникационного оборудования компания Nortel Networks издавна использовала TDM-коммутаторы в собственной корпоративной сети. Появление в сети сервера SIP-приложений позволило оптимизировать применение телекоммуникационных средств. Например, для связи с коллегами сотрудники используют мультимедийные терминалы, которые дают возможность не только установить разговорный канал, но и увидеть собеседника, передать ему документ, совместно работать с информационными ресурсами сети, построенными по web-технологии. Дополнительные средства осуществляют вызов нажатием кнопки Call, интегрированной в систему электронной почты. Корпоративная адресная книга, доступная через SIP-терминал, обеспечивает вызов абонента в одно нажатие (Click to call – вызов на SIP-терминал либо по правилам, определенным Персональным агентом), или выбор номера телефона из адресной книги. Телеконференции через IP значительно дешевле, чем голосовые звонки по ТфОП. Технологии пакетизации и компрессии голоса и раньше использовались для уплотнения каналов внутренней сети, однако мультимедийные терминалы интегрируют это с возможностями по взаимодействию с коллегами. В качестве примера повышения эффективности приведем использование индикации статуса абонента. С появлением этой функции значительно снижается количество пропущенных вызовов, так как коллеги всегда видят, доступен ли вызываемый абонент для разговора. Таким образом, наряду с традиционной TDM-системой коммутации сервер SIP-приложений минимизирует расходы и повышает эффективность взаимодействия.

Главная страница / Архитектура отрасли