Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ



— Насколько выгодно и своевременно сейчас вкладывать деньги именно в фотобизнес?

— Сейчас невыгодно заниматься фотобизнесом. Вернее, не то чтобы совсем невыгодно, просто далеко не так денежно, как было раньше.

В 1995-96-97-м годах печатание фотографий сравнивалось с печатанием денег. Люди тогда покупали фотолаборатории, сэконд-хэнд или даже новые, и спокойно окупали их за год-полтора. После кризиса 1998 года фотоуслуги стали гораздо менее востребованными, людей интересовали только предметы первой необходимости. Поэтому свою привлекательность фотобизнес после кризиса потерял. Отголоски этого "заката" чувствуются до сих пор, хотя, конечно, в гораздо меньшей степени,.

На сегодняшний день стоимость печати самого ходового формата — фотографии 10x15 — колеблется по городу от 2,5 до 4,5 рублей. В американской валюте это составляет, в среднем, 8 центов. Если сравнить эти цифры с аналогичной докризисной стоимостью — от 1,2 до 1,8 рублей и, соответственно, 20-30 центов, разница заметна. А это значит, что прибыль с одной фотографии сейчас существенно ниже, чем раньше. С учетом того, что нужно платить зарплату операторам, окупать оборудование, платить аренду, становится понятно, что фотоуслуги — сейчас не очень привлекательны в плане зарабатывания денег. Есть "бизнесы" гораздо более интересные и гораздо более быстро окупаемые.

— Если, все же открывать свой фотобизнес, на какие первоначальные траты придется идти предпринимателю?

— В первую очередь, это аппаратура. Можно купить цифровую аппаратуру по последнему слову техники за 120-150 тысяч долларов, а можно купить старенькую лабораторию за $15 тысяч. Конечно, такой разброс цен дает соответствующую разницу в возможностях. На дешевой аппаратуре можно печатать обычный негатив, обычную цветную фотографию, и для среднего потребителя разница будет практически незаметная и непринципиальная. Другое дело, что вы не сможете печатать изображения с цифровых носителей, но это уже немного другой сектор рынка. Массовые потребители фотоуслуг в Петербурге на сегодняшний день — люди имеющие камеры с пленкой 35 мм. Основные деньги дают именно они.

— Многие ли пользуются оборудованием сэконд-хэнд?

— Многие. В Питере уже сложился парк оборудования сэконд-хэнд. В регионах, в Поволжье, например, фирмы от каких-то крупных заводов, корпораций имеют достаточно большие деньги, чтобы покупать новое оборудование. В Петербурге контингент тоже не бедный, но люди считают деньги, поэтому здесь используется очень много оборудования с вторичного рынка.

— Насколько ниже цены на старое оборудование?

— Как правило, в два раза. Если, скажем, до кризиса хорошее новое оборудование стоило $100 тысяч, то подержанное продавали за $50 тысяч. Сейчас "старое доброе" стоит около $25 тысяч. В принципе, машины, которые боиков в Москве. Немногие компании могут себе позволить привезти оборудование из-за границы самостоятельно, но если ввозят, то в основном из Европы — Финляндии, Германии. Особенно это было актуально когда евро стоило дешево, на 15% дешевле, чем доллар. Сейчас появляются варианты привоза оборудования из Штатов. Но там достаточно дорогая доставка, поэтому основной поток все равно идет из Европы.

— Какова окупаемость фотобизнеса сейчас?

— Зависит от пропускной способности точки, от стоимости оборудования и вообще от подхода к бизнесу.

Теоретически старое оборудование сейчас можно окупить за 1,5-2 года. Все зависит от объема работы. Хотя есть примеры фирм, которые закупали оборудование и не смогли работать — обанкротились, продали или произошло что-то еще.

Поэтому если сейчас вкладывать деньги в какой-то вид деятельности, то фото будет стоять далеко не на первом месте.

— Сколько сейчас в Петербурге фирм, занимающихся фотобизнесом?

— Лабораторий примерно 200-230. Однако по количеству лидируют точки, принимающие заказы — полторы тысячи. Это число колеблется, потому что сегодня открыли точку, завтра закрыли, — постоянной величины нет. Например, открывается какой-нибудь универсам, возьмем хоть сеть магазинов "Пятерочка" — практически в каждом из них есть фототочка.

— Что на сегодняшний день прибыльнее — услуги или продажи?

— Как правило, прибыль делится в соотношении 50 на 50 между услугами и продажей сопутствующих товаров. Хотя есть точки, где товары идут лучше, чем услуги, а бывает и наоборот. Это зависит от того, где вы стоите. Например, если точка в метро, на переходе, где очень большой пассажиропоток, то, соответственно, там может лучше идти продажа сопутствующих товаров — рамок, альбомов, аппаратов, пленок и т.д. Сейчас еще добавляются цифровые камеры, карты памяти, но в основном это стандартный ассортимент. Основное количество точек, так называемое «народное фото», продает альбомы корейского производства средней стоимости, минимальный набор пленок, основные виды батареек и три фотоаппарата. Это общий вид торговой точки или фотографического ларька. Дальше идет разделение на средние магазины, на магазины с дорогой техникой, такого плана, как, скажем, "Яркий мир", и просто лаборатории.

— Как колеблется спрос на фотоуслуги?



— Пики спроса приходятся на август-сентябрь, и на конец декабря — первую половину января.

Август-сентябрь, потому что все возвращаются из отпусков, заканчивается лето, все готовятся к школе, все съезжаются, и, соответственно, привозят свои пленки, сдают их в печать. Сентябрь — это школы, родители, снимающие детей. Середина этого пика, наивысшая точка, примерно — 1-е сентября.

Январь — это Новый Год. Посленовогодние снимки все люди начинают сдавать числа с 5-го — 10-го — это основной пик, все лето хорошее, а конец декабря — это самый пик зимних продаж. В принципе, неплохо все продается и в январе, на наши длинные праздники — Рождество, Старый Новый год и т. д.

Самые плохие месяцы — это, наверное, апрель, февраль — и по печати, и по продаже.

— С чем это связано?

— Февраль — после Нового года люди поиздержались, праздников нет, никому ничего не надо, редко кто едет в командировки, на горнолыжные курорты или за рубеж. Основная масса населения трудится. Апрель — также беден на праздники. 8 марта — совсем небольшой всплеск. В апреле погода еще плохая, никто не снимает. Реальный рост начинается в мае. Конец мая очень хороший — начинается сезон отпусков.

— Как справляются фирмы с пиками спроса?

— Как и в любом деле, пытаются подстраховаться. Первое — удлиняются сроки. То есть лаборатории, например, могут не брать срочные работы. Минилаборатории пытаются договориться с большими лабораториями, чтобы те печатали часть какой-то работы у себя. Владельцы точек не предпринимают никаких особо серьезных действий, они просто вынуждены поступать так, как поступают лаборатории, в которых они печатаются. Также вводятся дополнительные ночные смены, берутся новые люди. Большой проблемы в этом нет, просто это более интенсивный режим, к которому нужно готовиться.

— Чем компенсируется получение прибыли в "провальные" месяцы? Чем еще занимаются фотобизнесмены?

— Если мы говорим о рознице, то владельцы мелких точек стараются держать какой-то дополнительный ассортимент. Это может быть канцелярия, часы, аудио, видео: все, что дает зимой какие-то деньги. Если мы говорим об оптовиках, то оптовые фирмы делают какие-то анализы, отчеты и пытаются строить какие-то планы на будущее. Если мы говорим об оптовиках, которые печатают оптом, то мы, например, начиная с октября, печатаем так называемых профессионалов — это люди, которые зарабатывают, снимая детские сады, школы. Виньетки, портреты, различные блоки — то, что продается в школах, в детских садах. Это более рентабельно, чем любительская печать. И для нас, и для фотографов. Потому что эти фотографии стоят дороже и разница между себестоимостью и продажной ценой выше. То есть в принципе, у нас зимой большого спада нет. Уменьшается объем работы любительской, и начинается работа профессиональная.

— Вилка цен на печать любительского фото достаточно велика. Устраивает ли это фотобизнесменов и почему так происходит?

— Есть лаборатории, расположенные в хороших местах, с дорогой арендой, квалифицированным персоналом и более-менее приличной техникой. Они не могут себе позволить печатать дешево. Владельцам таких лабораторий нет смысла печатать дешевле, чем, скажем, 3 — 3,5 рубля. Владельцы же киосков и торговых точек заключают договоры с теми же самыми лабораториями, большими или маленькими — у них есть какая-то входнаяни занимаются каким-то еще ассортиментом, и могут торговать, например, косметикой, попутно принимая фото, им будет не очень важно, насколько большая у них дельта. Они не живут за счет фото — это их дополнительный доход. И они могут позволить себе опускать цену для того, чтобы привлечь людей.

— Всех ли это устраивает?

— Нет, не всех. Начинающим нужен период, чтобы привлечь людей, и рано или поздно этот период проходит, и они уже задумываются над тем, чтобы цены приподнять. Мы работаем очень давно и можем сказать, что при таких ценах, какие существуют сейчас в Петербурге, работать очень тяжело. Существуют примеры других городов, где все лаборатории договариваются, назначают одинаковую цену, например, 4 рубля, но в Питере очень много людей, которые занимаются фото, и договориться невозможно. В последнее время цены действительно низкие, что не дает нормально развиваться, обновлять парк оборудования, строить какие-то планы. Тяжело все время работать на пределе.

Впрочем, в последнее время наблюдается тенденция к постепенному повышению цены на печать в розницу. Если год назад средняя цена была 2,7 рубля, то теперь я редко вижу цену в лаборатории меньше трех рублей. Есть и 2-60 и 2-40, но со временем все цены подтянутся к одной планке.

Сейчас люди стали зарабатывать больше денег. У них появляются свободные средства на развлечения, в том числе и на фотографии. Так что инвестиционная привлекательность этого бизнеса будет расти.

Интервью подготовила

Наталия Романова

Главная страница / Архитектура отрасли