Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

3G : сети третьего поколения : 3G-сети : CDMA2000 1X : CDMA2000 1xEV-DO : WCDMA

Ситуация с сетями третьего поколения во всем мире такова, что никто в их приходе не сомневается, но процесс этот происходит достаточно медленно. К тому же до сих пор не до конца понятно, какое место в будущем мобильном мире будут занимать сети 3G. Все, что мы можем сделать, – это познакомить читателей с положением дел на осень 2003 года и, так сказать, предоставить сводку о состоянии дел в мобильной связи.

На Интернет-сайте www.3gnews.ru можно найти оперативную информацию о состоянии 3G-сетей в мире. На момент написания этой статьи (5 октября 2003 г.) там имелись сведения на середину августа. Вот эти сведения.

В мире насчитывается 75 3G-сетей в 31 стране: 60 сетей CDMA2000 1X, семь сетей CDMA2000 1xEV-DO и восемь сетей WCDMA. Существует четыре сети CDMA2000 1X, работающие в диапазоне 450 МГц (IMT-MC 450). Эти сети обслуживают 55,75 млн абонентов.

У CDMA2000 – 54,4 млн абонентов, в том числе 23,1 млн в Южной Корее и 9,4 млн – в Японии.

У IMT-MC 450 – всего 195,1 тыс. абонентов, в том числе 165 тыс. – Telemobil-Zapp (Румыния), 25 тыс. – «Delta Telecom-Скайлинк» (Россия), 3,8 тыс. – BelCel (Беларусь), 1,3 тыс. – «CCБ-Сотел-Видео» (Россия).

У WCDMA (UMTS) – 1,36 млн абонентов. NTT DoCoMo-FOMA (Япония) – 663,4 тыс., Vodafone-J-Phone (Япония) – 74 тыс., Mobilkom Austria (Австрия) – 17 тыс., Hutchison-3 (Великобритания) – 147 тыс., Hutchison-3 (Италия) – 390 тыс., Hutchison-3 (Австралия) – 46 тыс., Hutchison-3 (Австрия) – 13 тыс., Hutchison-3 (Швеция) – 8 тыс.

Пример Hutchison

Пример Hutchison очень интересен, и его стоит рассмотреть подробнее. Тарифы азиатских операторов строятся на ежемесячной абонентской плате за голосовые услуги и услуги передачи данных плюс плата за объем трафика. Hutchison не использует ежемесячную абонентскую плату, его главная стратегия – «абоненты платят за то, что получают». Hutchison предоставляет свои услуги под торговой маркой «3» в семи регионах: Великобритании, Италии, Швеции, Австрии, Австралии, Ирландии и Гонконге. Таким образом, характер его деятельности уже можно назвать глобальным. Это доказывает успех сетей 3G благодаря созданию привлекательных услуг и использованию полнофункциональных абонентских терминалов.

На первый план компания выдвигает видеоуслуги, в том числе спортивные телепередачи при значительных скидках на терминалы. Кроме того, Hutchison заключил контракты с 10 компаниями-разработчиками игр и предоставляет своим клиентам уже более 40 их видов. В набор услуг Hutchison также входят загрузка цифровых карт, новости, финансовые новости, передача фото и т. д.

В Великобритании Hutchison предлагает два пакета услуг с тарифами 100 долл. и 150 долл., которые включают 2 тыс. минут для разговора, 200 минут для видео, передачу 80 видеосообщений, 100 ММS и 500 SMS-сообщений и до 100 различных сообщений. Оба пакета предполагают заключение контракта сроком на 12 месяцев и значиов. При этом цены на терминалы снижены с 1000 до 600 долл., что уже соизмеримо со стоимостью качественного терминала 2.5G. С 5 июня этого года введены два новых пакета услуг с тарифами 57 долл. и 40 долл. на 750 минут и 500 минут для разговора соответственно. В эти пакеты услуг также включены передача видео и доступ в Интернет (16 долл. и 32 долл.).

В Италии действуют 12-месячные контракты с пакетами услуг за 85 евро и 145 евро в месяц при бесплатном предоставлении абонентских терминалов, которые спустя 12 месяцев можно заменить более современными. Подобно

британской, итальянская стратегия Hutchison строится на 50-процентной скидке на голосовые услуги.

В Австралии стоимость голосовых услуг составляет 66 долл. в месяц; разговор в течение первых 10 минут не оплачивается, стоимость услуг передачи данных – менее 20 долл. в месяц, первые три месяца абоненты получают их бесплатно. Стоимость передачи видеосообщений составляет 0,5 долл. Австралии за 30 секунд для внутренней сети и 0,85 долл. для британской и итальянской сетей. ARPU при этом достигает 130 австралийских долларов (почти вдвое выше среднего ARPU у трех ведущих австралийских операторов сотовой связи).

По мнению аналитиков, стратегия Hutchison направлена на привлечение большого количества абонентов на начальном этапе запуска сетей 3G за счет применения агрессивных тарифов на мировом рынке. По мнению аналитиков, это может привести к возрождению ценовых войн. Риск для Hutchison состоит в том, что абоненты сегодня получают намного больше, чем платят, поэтому неизвестно, будет ли оператор способен возместить свои миллиардные инвестиции в строительство сети и покупку лицензий.

При этом нельзя сказать, что дела идут блестяще. Несмотря на грандиозную рекламную кампанию, новая технология, похоже, не впечатлила потребителей, поэтому оператор едва ли достигнет к концу года своей цели – получить по миллиону пользователей в каждой из вышеупомянутых стран. Абоненты жалуются на нестабильное качество связи, громоздкие аппараты и быстро садящиеся аккумуляторы. Некоторые по-прежнему носят с собой трубки второго поколения в качестве запасных.

Причина неудач кроется в том, что «3» решил выпустить технологию 3G на рынок еще «сырой», стремясь опередить своих конкурентов, большинство которых начнет использовать 3G только в будущем году. Аппараты и базовые станции, произведенные различными фирмами, не всегда хорошо работают совместно. В ходе продвижения акцент был сделан на передовом характере технологии, но видеотелефония – его основной отличительный признак – не получила популярности. Поэтому оператору приходится снижать тарифы.

3G на Востоке

В октябре 2003 года крупнейший японский оператор сотовой связи NTT DoCoMo подписал миллионного абонента на свои услуги 3G – «FOMA». Несмотря на то что компания DoCoMo была первым 3G-оператором в стране, ее быстро обогнали конкуренты – J-Phone и KDDI, «завалачи фотографий. На преодоление миллионного барьера DoCoMo понадобилось два года. Сделать это удалось, удешевив телефоны, улучшив их качество, используя более емкие аккумуляторы, а также расширив территорию покрытия до 96% населения (к концу марта 2004 года этот показатель планируется довести до 99%). Для улучшения качества приема в офисах были установлены специальные базовые станции внутри домов.

В планах DoCoMo – представление новых телефонов, расширение ассортимента услуги i-appli, позволяющей пользоваться приложениями высокоскоростного обмена данными, а также улучшение системы видеопочты и видеоконференц-связи.

Компания J-Phone сменила название и с октября называется Vodafone KK. J-Phone является частью Vodafone Group, приобретшей контрольный пакет в сентябре 2001 года. В последнее время прирост числа абонентов

J-Phone снизился из-за насыщенности японского рынка. Бороться с этим оператор будет примерно так же, как и DoCoMo: представлением новых телефонов и ценами (планируется ввести новый тарифный план за обмен данными).

Южнокорейская компания SK Telecom достигла в сентябре 2003 г. показателя в миллион абонентов; это произошло только спустя восемь месяцев после коммерческого запуска. Это доказывает, что компания SK Telecom отличается глобальной конкурентоспособностью в сфере услуг 3-го поколения. Ее услуга June была запущена в ноябре 2002 года с целью удовлетворения рыночного спроса на услуги 3G.

В настоящее время эта служба предлагает широкий диапазон творческих мультимедийных услуг, отличных от услуг 2-го поколения, таких как VOD, MOD, потоковое видео, мультимедийные сообщения, интернет, телерадиовещание. Эти услуги стали очень популярными среди абонентов. «Миллионный барьер» был достигнут всего с четырьмя моделями телефонных трубок, поддерживающих услуги June (SCH-V300, SCH-V310, SCH-V330, IM-6100).

Конкуренция

Как это часто случается в жизни, конкуренция 3G-сетям появилась совсем неожиданно и с неожиданной стороны. Сети 3G зародились лет 20 назад, а их конкуренту всего 6–7 лет. Это беспроводные сети Radio-Ethernet (WLAN), стандартизированные как IEEE 802.11 (Wi-Fi), использующие технологию CDMA (DSSS) или принципиально схожую с ней OFDM. Скорость передачи в них составляет 50–100 Мб/с, а в перспективе мультисервисные сети стандарта IEEE 802.16 предоставят еще более мощные возможности.

Сети Wi-Fi могут развертываться везде, где есть спрос на доступ в Интернет – в аэропортах, гостиницах, бизнес-центрах. Их точки доступа ценою всего в несколько сотен долларов компактны, легко подключаются к транспортной IP-сети и работают на расстояниях 100–300 м. Терминальной частью этих сетей является компактная «радиокарта», вставляемая в ноутбук. При этом пользователи получают не только высокоскоростной беспроводной доступ к Интернет-ресурсам, но и голосовую связь. Правда, такая модель обеспечивает лишь ограниченную мобильность, но подавляющему числу пользо более чем в

3 тыс. регионах и в 200 с лишним городах посредством Wi-Fi решена проблема «последней мили» и офисных/домовых сетей. Ежедневно в мире продается более 76 тыс. карточек для беспроводного доступа, а каждые четыре секунды в какой-нибудь из стран появляется новая точка беспроводного доступа. В недалеком будущем чуть не в каждом кафе будет Wi-Fi. Европейские регулирующие органы уже включили вариант Wi-Fi в разрабатываемый стандарт HIPERLAN, и операторы Европы тоже планируют организацию десятков тысяч точек доступа. Сейчас в мире насчитывается порядка 20 тыс. hot spot, как принято называть точки доступа к Wi-Fi, но уже совсем скоро их число достигнет 100 тыс. Если они найдут путь к домашним пользователям, то задолго до 2010 года счет hot spot пойдет на миллионы и десятки миллионов. И это, заметим, будут миллионы базовых станций, отнятых у сетей 3G.

Что касается терминальной части Wi-Fi, то по инициативе компании Intel под торговой маркой Centrino ведущие производители ноутбуков (Toshiba, SONY и т. п.) договорились с 2003 года встраивать в свою продукцию устройство беспроводного доступа (для начала по одному варианту протокола 802.11, а потом и по другим) в виде дополнительного чипа и соответствующего ПО. До конца года планируется продать до 50 млн таких устройств!

***

Один из основных принципов современного мира инфокоммуникаций – это конвергенция вычислений и коммуникаций. Услуги все чаще программируются для каждого пользователя и доставляются отовсюду, причем через технологически разные сети. При этом настоящую мобильность клиенту могут гарантировать не только сети 3G и Wi-Fi, но и общенациональная IP-сеть.

Вот что пишет по этому поводу телекоммуникационный эксперт и автор нашего журнала Александр Голышко:

«К примеру, национальная IP-сеть позволила бы получить услуги голосовой связи, высокоскоростного Интернета и пр. путем простого включения IP-терминала (в том числе IP-телефона) в любую розетку Ethernet во всей зоне охвата (хоть по всему миру). Чем не особый вид мобильности? В мире такие сети уже строятся, имеют свой рынок и даже предоставляют видеоуслуги. К примеру, в Италии уже прокладывают оптику прямо в дома (оказывается, это уже не так дорого) и «дают» в ней по IP и голос, и Интернет, и интерактивное ТВ. А по итальянским городам даже разъезжает на автобусе «агитбригада» с мотком оптического кабеля и лозунгами типа: «Вы еще сомневаетесь, что у нас есть все услуги связи? Тогда мы едем к вам!». Пусть там пока больше рекламы и «пиара», но ведь это только начало».

Поэтому вряд ли сегодня можно предсказывать будущее для 3G-сетей даже на два-три года вперед. Несомненно, они будут присутствовать на телекоммуникационном рынке... Но вот какое место они займут – покажет лишь время.

Главная страница / Архитектура отрасли