Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Документооборот

Если пару лет назад электронный документооборот в России можно было смело отнести к разряду «долгоиграющих» проектов, то уже в 2002 г. ситуация резко изменилась. Сомнения у экспертов вызывали, естественно, не сами технологии, а нежелание большинства управленческих и государственных структур тратить время (и особенно – средства) на ликвидацию лавин бумажного документооборота. Сегодня и чиновники оказались под пристальным наблюдением собственных министерств, которые практически требуют осуществить переход к системам

документооборота в минимальные сроки. Почему?

Отрадно, что сегодня у России появился реальный шанс распрощаться с бумажной бюрократией, причем при активном участии и помощи самих же чиновников и управленцев. С чем же это связано? В первую очередь с требованиями нового этапа ФЦП «Электронная Россия», который целиком посвящен автоматизации деятельности всех управленческих и государственных структур. Хочется верить, что на этот раз реформы действительно идут с самого верха.

На последней выставке «ИнфоКом-2003» при подведении итогов ФЦП «Электронная Россия», по словам первого заместителя министра РФ по связи и информатизации Андрея Короткова, основное внимание в новой редакции программы будет посвящено «созданию инфраструктуры общественного доступа, внедрению технологий «электронного правительства» и развитию первичных электронных ресурсов». Планируется также завершить переход органов государственной власти на электронный документооборот. Есть уже и первые результаты: 4 599 заявок, поступивших от региональных администраций, на подключение к электронным сетям местных органов власти и муниципальных образований. Насколько же реален быстрый и безболезненный переход управленческих структур к электронному документообороту в условиях современной России?

Система автоматизированного делопроизводства подразумевает организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы в установленном законом порядке. Что же происходит с документооборотом в государственных структурах? Начнем с самого верха.

К настоящему времени в Государственной Думе разработаны и находятся в стадиях плановой или опытной эксплуатации более 30 прикладных автоматизированных систем, программных комплексов и задач, которые можно классифицировать по видам обеспечения деятельности депутатов и подразделений аппарата.

В Государственной Думе сложилась определенная система документационного обеспечения ее деятельности. Организационно она состоит из структурных подразделений, обеспечивающих в централизованном порядке выполнение таких функций, как прием, обработка, регистрация, передача по назначению поступающих в Думу документов, обработка и отправка исходящих документов, машинописные и копировально-множительные работы, стенографирование, звукозапись (с расшифровкой) заседаний, обеспечение документами и материалами депутатов к заседаниям Государственной Думы ечисленных функций осуществляет специальное подразделение аппарата Государственной Думы – управление документационного обеспечения и архива (УДО).

В Государственной Думе на протяжении последних лет ведется работа по созданию автоматизированной системы делопроизводства и документооборота. За прошедшие годы накоплен определенный опыт, в частности, по эксплуатации локальных вычислительных систем, исходя из которого была проведена работа по выбору базовой системы, отвечающей требованиям и условиям делопроизводства и документооборота в Государственной Думе. Таковой стала программа «Система автоматизированного делопроизводства и документооборота» (СААД), разработанная известной организацией «Электронные офисные системы» на основе базовой системы «Дело-96». С августа 2000 г. данная система поэтапно внедряется в Государственной Думе и к настоящему времени практически все структурные подразделения подключены к ней. Уже сейчас можно сказать, что это позволило существенно усовершенствовать делопроизводство и документооборот.

Как обстоят дела с электронным документооборотом в Совете Федерации? В настоящее время подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота «Дело-ТСФ» функционирует здесь на более чем 100 рабочих местах. Пользователи, выполняющие только операции поиска информации о документах и их образах, могут быть подключены в режиме Intranet, который позволяет не относить их к числу лицензированных пользователей Oracle. В будущем предполагается подключить до 500 лицензированных пользователей Oracle.

Автоматизация и внедрение стандартов выявляют слабые места в управлении и принятой технологии делопроизводства, и документооборота в частности. Вместе с тем глубина детализации правил и ограничений подчас вызывает сопротивление со стороны не только пользователей автоматизированной системы, но и руководства. Как это часто бывает, камнем преткновения при внедрении подсистемы «Дело-ТСФ» оказался человеческий фактор. Чтобы реализовать поставленные задачи, программисты и технологи должны вооружиться не только профессиональными и научными знаниями, но и большим терпением.

Одна из особенностей государственного сектора состоит в том, что основным результатом производства здесь является документ, средством производства – он же, впрочем, как и целью деятельности. С документами связано множество других аспектов. Документы необходимо хранить и искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот. Принципы работы с электронным документом отличаются от принципов работы с «бумагой». Если культура «общения» с бумажными документами складывалась веками, то принципы работы с электронными документами формируются только сейчас.

Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота.

Автоматизация делопроизводства. Это достаточно традиционные функции (обработка впроектов документов и т. п.), хотя существует российская специфика с более жестким регламентированием процессов формального учета и обработки документов.

Обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций в данном государственном органе, поступающих через абонентские пункты приема, приемные или Интернет. Наконец, государственные информационные интернет-порталы нормативно-справочных документов, к которым предъявляются достаточно жесткие требования по актуальности и онлайновому предоставлению информации.

Ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать и не просто хранить, но передавать совместно. Это типовые задачи, которые современные информационные технологии позволяют решать достаточно быстро и с минимальной настройкой на конкретную специфику данной организации.

***

Итак, в России началась масштабная информатизация органов государственной власти и различных управляющих структур. Приведет ли это нас к электронному правительству? Пока говорить об этом рано. Но видимые тенденции можно считать положительными. Остается надеяться, что на смену

бумажному бюрократизму, повсеместно процветающему в России, не придет бюрократизм электронный.

Главная страница / Архитектура отрасли