Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Чоговадзе::Интернет::Инфорнация

В издательстве «Дата+» выходит книга Гочи Чоговадзе1 «Инфорнация». Наличие буквы «Н» в названии не является ошибкой, поскольку автор совместил в нем два понятия «Информация» и «Нация», пытаясь таким образом обозначить грядущую трансформацию общества.

В своей книге г-н Чоговадзе пытается сформулировать проблемы, которые будут определять наше будущее. Уверенно проникая во все сферы общественной жизни, меняя сознание человека, трансформируя еще вчера казавшиеся вполне устоявшимися управление государством, образование, бизнес, эти технологии создают новую информационную среду существования человека, заставляют говорить о возникновении новой общественной формации – информационного общества.

По его мнению, с одной стороны, быстрый общественный прогресс, обусловленный информатизацией, содействует решению целого ряда традиционных проблем (занятости, повышения уровня образования в мире и т. д.) и дает основание для оптимистичного взгляда в будущее. С другой стороны, новые технологии, к сожалению, не только устраняют старые проблемы, но и порождают новые.

Так возникает новое неравенство в мире – информационное, способное привести к самым нежелательным последствиям. Кроме того, чрезвычайно увеличивается информационная нагрузка на человека, его психику, систему ценностных ориентаций, мировосприятие, наконец. А отсюда следует, что неуправляемое и пока непредсказуемое влияние информационных технологий на общество в целом и каждого человека в отдельности может грозить цивилизации непредвиденными катаклизмами.

Довольно любопытен взгляд автора на информацию вообще. Во всяком случае, он дает понять, что вполне разделяет точку зрения, согласно которой информация в современную эпоху имеет отношение не к знаниям, а к коммуникациям. И, действительно, более информированный человек не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций.

Прежде всего как коммуникация, а не как знание информация способна вызывать новые операции. Люди действуют, используя информацию. При этом коммуникационные потоки не только не поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим ресурсам, а, напротив, умножаются и ускоряются.

При таком отношении к информации становится понятным, почему главным феноменом нашей эпохи стал Интернет, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В Интернете сегодня не создается никакого знания, но зато он многократно увеличивает возможности осуществления коммуникаций. Интернет – одновременно и средство, и среда виртуализации общества. Именно благодаря ему система социальных институтов, наличие которых всегда характеризовало общество, превращается в виртуальную реальность. В любого рода виртуальной реальности человек чаще всего имеет дело не с реальным объектом, а с его образом – симуляцией.

Виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная корпорация, виртуальные деньги допускают и провоцируют , но и в среду экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию киберпространства, где теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки и где функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной виртуальной валютой. Операции, совершаемые у виртуальных витрин с помощью виртуальной же кредитной карты, наглядно демонстрируют, что развивается очень необычная «виртуальная» экономика. Не информация как таковая, не передача данных о свойствах товара (услуги), а создание образа приносит прибыль.

Общество, насыщенное сетями и другими информационными технологиями, перестает быть обществом в традиционном понимании этого слова. Виртуальная реальность ведет не к переустройству общества и его изменению, а во многом – к некоторой симуляции некоторого другого мира.

С одной стороны, Интернет дает свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. С другой стороны, происходит утрата и отчуждение реального тела, статуса и т. д. Сеть – средство трансформации личности как индивидуальной целостности и личности как социокультурного и исторического феномена. В современном понятии личность еще 500 лет назад не существовала (или, лучше сказать, была весьма редким явлением). Активными пользователями Интернета утрачиваются такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей («творческая индивидуальность»). Осознанно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность.

Анализируя различные аспекты потенциала информационных технологий, автор приходит к выводу о необходимости строгого международного контроля за их развитием.

Главная страница / Архитектура отрасли