Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

В ПРЕДЧУВСТВИИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Как соблазнительно все списать на бесхозяйственность постперестроечного периода!

Добавить еще что-то про субъективные и объективные трудности, мол, денег не было, понимание не сразу пришло и т. п. Последнее десятилетие войдет в историю как на редкость «смутный» период, причем для всех отраслей промышленности, в том числе и связи, хотя многие утверждают, что здесь-то дела обстояли сравнительно хорошо. Однако без анализа объективных причин описанных ниже «перекосов» невозможно понять, как лучше, спокойнее и дешевле войти в новую эпоху, как лучше приспособиться к новому хозяйственному укладу. Будем честными сами с собой – списать все трудности и перекосы на историческо-экономический момент – значит, отказаться от анализа ситуации вообще. Тем более что объективные причины были, есть и остаются.

Окончание. Начало см. №9, 2003

Наследие постперестроечного периода – объективный путь перегибов

От этических аспектов перейдем непосредственно к анализу нашей единой для всего связного сообщества болезни. Болезнь эта имеет много симптомов, но одну природу – инерцию социального мышления. Искусственно заброшенное в новые экономические условия связное сообщество не сразу смогло перестроить общее понимание задач, целей, а главное, методов современной эксплуатации. Здесь можно указать на самые важные ошибки, повлекшие затем все остальные перегибы.

По-видимому, самой большой ошибкой отечественных идеологов от связи (или системщиков, как их называют) стало то, что вот уже 10 лет и более ни в одном документе, ни в одном постановлении и ни в одном проектном материале не говорится, как должна строиться система эксплуатации в условиях рыночной экономики. Поразительно, отечественные системные специалисты за это десятилетие написали огромное количество РТМ: по ВОЛС и цифровым системам передачи SDH, создали новые планы нумерации, построили концепцию национальной системы сигнализации ОКС-7 и т. д. – и при этом ни слова о том, как должна работать система эксплуатации в условиях рынка! Была предложена концепция «авось», мол, сам рынок систематизирует работу. Минуло десять лет, систематизация пока не завершена, зато допущена масса ошибок. И сколько еще будет! Однако их можно было бы избежать, если бы вовремя обратились к опыту зарубежных коллег. Но не случилось... И в результате – сплошные перегибы, постепенное эволюционное «выдавливание» из массового профессионального сознания штампов замкнутого хозяйства и замещение их новыми стереотипами поведения.

Но вернемся к эксплуатации и истории ее крушения в новейшее время. Можно выделить несколько исторических периодов этого процесса.

Период 1

Началось с того, что НИИСы не получили ассигнований от государства на продолжение разработок и даже на закупку научно-технической литературы. В результате основной «мозговой трест» страны лишился научно-технической информации и возможности эффективно продолжать свою работу. По среднему звену системы – производителям линейного оборудования и оборудования эксплуатации. Лишившись госзаказа, брошенная в горнило хаотического рынка, бездумной приватизации и конверсии большая часть предприятий просто умерла. Удар был столь мощным, что до сих пор говорить об отечественной измерительной технике можно лишь как об исключении, нежели как о норме. Система перестала работать.

Операторы на местах оказались в трудном положении. Но в этот момент рухнула монополия внешней торговли. В результате в страну хлынули импортные технические решения, которые помогли операторам довольно долгое время сохранять в нижнем звене иерархии стиль приведенной схемы. Только теперь вместо НИИСов операторы ходили на поклон к импортным фирмам-производителям. Стремясь сохранить иерархию согласно представленной схеме, вслед за операторами за технической информацией потянулись НИИС.

Необходимо учесть, что импортные компании-производители делились в основном лишь маркетинговой информацией. В результате большая часть решений и даже несколько нормативных документов эксплуатации просто были переписаны из маркетинговых брошюр без какого-либо анализа.

В тот же период было нанесено несколько стратегических ударов по дальнейшему построению систем эксплуатации в целом.

Первый удар состоял в том, что измерительная техника оказалась непонятной для большинства руководителей. Само понятие специализированной измерительной техники не было сформулировано. Приборам был присвоен уровень приоритетности ниже ЗИП линейных систем, т. е. статус необязательного оборудования. Широко распространено мнение, что цифровые системы высоконадежны и для их эксплуатации никакого дополнительного оборудования не требуется, так как они оснащены встроенными системами диагностики.

Такая точка зрения господствовала на начальном этапе цифровизации и оправдана только в случае, если сеть состоит из однородного оборудования. Первые же стыковки цифрового оборудования разных производителей потребовали измерений приборами. Поскольку измерительной технике был присвоен низкий статус на фоне нехватки средств, ее просто «выбросили» из всех спецификаций. Более того, она была исключена из тематики работы проектных институтов. На первом этапе, видимо по инерции, они еще предлагали измерительные средства, но в дальнейшем полностью отказались от этого.

Второй удар, который был нанесен системе эксплуатации, – игнорирование проблемы контроля качества в системах связи. Мы уже говорили о значении нормирования и контроля параметров качества в рыночной схеме работы системы. Пренебрежение этими вопросами в замкнутой системе тоже понятно – нет конкуренции, нет и необходимости борьбы за качество. Историческое манкирование качеством в системах связи привело к перекосу в построении систем эксплуатации.

На схеме показана объективная приоритетность в современных системах связи (как должно быть). В качестве первого приоритета выступает сама организацияыночной экономики продуманная политика в области качества является важной составляющей конкурентной борьбы. При этом оператор обычно отвечает в большей степени не перед государственными и контролирующими органами, а перед потребителями, потенциальными и реальными заказчиками услуг. В случае ошибок в контроле качества оператор может потерять заказчиков, а в условиях рыночных механизмов регулирования это приводит к быстрому банкротству компании.

Эксплуатация, к которой относятся вопросы эксплуатационных измерений, создания системы управления сетью, некоторые частные проблемы, например синхронизация, связана с конкурентоспособностью предприятия опосредованно, через непосредственное влияние на параметры качества предоставления услуг.

Без учета проблем качества система эксплуатации вырождается. Например, измерения на сети связи без контроля качества превращаются в «измерения ради измерений» и носят либо случайный, либо низкоэффективный характер. Синхронизация также превращается в «отдельный» и совершенно непонятный большинству связного сообщества вопрос. Решения в данном случае принимаются «полуфеодальным» способом: «у соседа есть ПЭГ, и мне нужно...».

Как уже упоминалось, именно в постперестроечный период вопросы технического контроля качества были переведены на второй план, затем на третий и т. д., и это сказалось на дальнейшем ходе эксплуатации в целом.

Третий удар имел социальный характер и был связан со вторым. В отсутствие системы контроля качества службы эксплуатации потеряли положительную мотивацию своей деятельности. Для тех, кто не знаком с социологией и психологией, можно пояснить: положительная мотивация – это заинтересованность специалиста не просто «отбывать повинность» на рабочем месте, а постоянно совершенствоваться, работать «с огоньком». В отсутствие контроля качества специалисты системы эксплуатации лишаются этой положительной мотивации. Если с сетью происходит что-то опасное, служба эксплуатации получает выволочку. Если же в ней «зарождаются» новые методы оптимизации сети или усовершенствования ее работы и т. п., ее специалисты никогда не дождутся похвалы, поскольку результаты их работы остаются не замеченными ни руководством, ни коллегами. В результате молодой (или немолодой) карьерист в службе эксплуатации не задержится, он уйдет туда, где регулярно звучат «фанфары», а именно в службу строительства (как просто рапортовать о новых километрах ВОЛС или цифровой номерной емкости!) либо в службу развития (где рапорты не количественные, а качественные, например о вводе новой услуги или технологии, не имеющей аналогов). В результате начиная с перестроечного периода из службы эксплуатации «вымывались» самые многообещающие специалисты. Остались: энтузиасты (немного), функционеры, отбывающие повинность (таких большинство) и руководители (поставленные на этот высокий пост). Поскольку процесс длится уже более десяти лет, можно с печалью констатировать: служба эксплуатации деквалифицирована, а в ря инженеры уже не понимают, зачем они здесь и что их ждет.

Но самое главное: все это происходило на фоне конфликта между сознанием «замкнутого» времени и новой системой хозяйства. Операторы по-прежнему ждали инструкций с детализацией «до поворота ручки». Ни НИИС, ни фирмы-производители подобных рекомендаций не предоставляли. Непривыкшие мыслить творчески, разделять ответственность за работу операторы требовали «директив», причем в старом стиле – в виде РТМ, приказов, нормативных актов. Например: «Дайте нам РТМ по измерениям в системах SDH (или АТМ)!» С точки зрения рыночной экономики паспортизация этих систем не имеет смысла, они очень редко используются для взаимодействия разных операторов и первичной, и вторичной сетей. Что и как измерять в них – дело самого оператора, важно, чтобы поток Е1, проходя через эти системы, оставался стандартным. Но все равно: требовали, ждали и надеялись... Созревала почти революционная ситуация: снизу ждали, сверху – молчали.

Так развивалась ситуация до кризиса 1998 г., наверно, именно тогда и произошел определенный перелом в сознании.

Период 2

Этот период можно назвать определенным прорывом революционного настроя. Инициаторами движения «снизу» стали главные метрологи предприятий. Именно они в большей степени осознавали то жалкое состояние, в котором оказалось метрологическое обеспечение отрасли. И хотя причиной их просьб, писем и напоминаний была в основном все та же ностальгия по системе разнарядок, когда измерительное оборудование поступало автоматически вместе с линейным, это позволило сдвинуть дело с «мертвой точки».

Руководство отрасли наконец-то обратило на эксплуатацию внимание. Появились соответствующие директивы, а в бюджете предприятий отдельной строкой был выделен бюджет на закупку измерительного оборудования. В эксплуатацию начали поступать средства, не только «вырванные» с боем из других статей, но и целевые. Но поправило ли это положение? Оказывается, незначительно. Цели эксплуатации и методы ее построения по-прежнему не были сформулированы. Все перегибы и стратегические ошибки остались. Стремление решить проблему несистемно, «коробочными решениями» напоминало латание «тришкиного кафтана». Есть строка бюджета, значит, нужно тратить деньги.

Руководство обращается на нижний уровень с вопросом: «Какие приборы вам нужны?», не учитывая при этом, что на местах работают люди, не видевшие новой техники уже более пяти лет, к тому же в значительной мере пассивные и деквалифицированные. Ведь специализированная техника, предназначенная для телекоммуникаций, в отрасль в полной мере так и не поступила. Вспомнив, чем измеряли в 80-х годах, и дополнив это тем, что видели у соседей, местная эксплуатация пишет заявку, где 60–70% оборудования годится скорее для политехнического музея. По совокупности подобных заявок бюджет шел на пополнение парка морально устаревшей техники.

Главный перекос – в контроле качества – по-прежнему был актусами измерения производились спонтанно, несистемно и пр.: зачем нужна техника, если сами измерения не являются жизненной и производственной необходимостью?

В результате вплоть до 2002 г. деньги, которые (наконец-то!) были выделены эксплуатации, расходовались неоптимально, а система эксплуатации продолжала

тонуть.

Период 3

Последний период, связанный с укрупнением предприятий связи, мало что изменил в бедственном положении систем эксплуатации. Обусловленная реформированием отрасли внутренняя борьба за власть отодвинула даже первостепенные технические проблемы на второй план, не говоря уже о проблемах эксплуатации, за которыми исторически закреплен ярлык дополнительных. Узкий финансовый ручеек, подпитывающий системы эксплуатации, почти «пересох» в 2002 г., первые «живые» деньги стали поступать лишь во второй половине 2003-го. Единая система управления выстроила иерархию приоритетов приблизительно следующим образом:

• ввод новых телефонных номеров;

• ввод новых систем передачи;

• прокладка ВОЛС;

• развитие Интернета и широкополосных систем

передачи;

• создание систем управления на основе TMN;

• эксплуатация.

Подобная схема означает, что новая система хозяйства систему эксплуатации игнорирует точно так же, как и раньше. Корабль продолжает тонуть...

Современная технология как пороховой

погреб отрасли

А может быть, зря все так мрачно описано и цифровая связь не подведет?

Однако опыт эксплуатации современных систем показывает: современные системы связи нельзя эксплуатировать средневековыми методами. Прогресс не стоит на месте, и вслед за довольно простыми цифровыми системами приходят системы нового поколения: ATM, ОКС №7, MPLS и пр. Первые широкомасштабные внедрения технологии ОКС №7 на сетях ведущих коммерческих ознаменовались фактами системных сбоев. Данная технология, основанная на принципах адаптивной маршрутизации, приводит к тому, что при определенных обстоятельствах целые участки коммутационного поля, а то и все коммутационное поле могут остановиться. И тогда нужно будет «поднимать руками» всю сеть. На это уходит от полусуток до нескольких дней в зависимости от уровня проблемы. Причинами подобных явлений стали незначительные ошибки в действиях системы эксплуатации. У специалистов имеется 2–3 часа на то, чтобы что-то предпринять. Если они упустят этот шанс – сеть начнет погибать. И чем сложнее технология и насыщеннее услуги, тем выше вероятность такой ситуации. Коммерческие операторы понимают это и уже заранее «подстилают соломку», занимаясь подготовкой квалифицированных кадров для системы эксплуатации. Но и они сталкиваются с проблемами.

Что же будет, когда с такого рода проблемами встретится та смена, которая привыкла пить чай целый день? Скорее всего, они не будут даже знать, как восстановить систему, не говоря уже о том, чтобы проводить специальные превентивные мероприятия.

. Однако можно предпринять несколько важных шагов, которые способны приостановить процесс «деградации» служб эксплуатации. Если не в сторону улучшения, то хотя бы в сторону стабилизации.

1. Определить пути развития отрасли. Последние решения свидетельствуют: прежняя схема приоритетности задач восстанавливается. Только вместо НИИСов теперь будут финансово-промышленные группы и холдинги, в последнее время они активно вмешиваются именно в технические вопросы. В СССР система была стабильнее, НИИСы лучше знали проблемы связи.

2. Разработать целевые программы любой направленности – опытные зоны, формирование системных концепций и пр. Главное – отойти от «коробочных» решений: деквалифицированную эксплуатацию такие решения не поднимут, а деньги будут потрачены.

3. Начать обсуждение технических проблем. В последнее время техническая пресса в России превратилась в набор маркетинговых и полумаркетинговых статей или «заказных» материалов. Обсуждение реальных проблем и путей их решения позволит стимулировать творчество на местах.

Вместо послесловия

Смена пьет чай. Женщинам всегда есть о чем поговорить: дети, мужья... Добрый простой разговор. Девушка изучает описание на анализатор ИКМ импортного производства, купленный четыре года назад. Его берегут как зеницу ока, хранят в сейфе и выдают под расписку. Я знаю, что этот тестер снабжен специальным карабином, его использует западный монтер (даже не инженер), когда в «кошках» лезет на столб... Там это подручный инструмент для эксплуатации и гарантии качества.

Жду инженера Н., он должен помочь состыковать опытную систему с магистральным кроссом. К кроссу лучше не подходить: малейшее прикосновение к расшатанному плинту – и одно из направлений связи исчезнет. Пока читаю книгу о перспективах развития мультисервисных сетей: «Сети общего пользования всегда опираются на решения операторского класса, так как для них ключевым критерием является качество предоставляемых услуг. Современные потребительские ожидания абонентов мультисервисной сети общего пользования охватывают очень широкий спектр услуг, номенклатура которых непрерывно растет, а требования к параметрам качества их работы ужесточаются...».

Пришел Н. Открыл короб. В коробе все провода перепутаны, многие чуть не в узел завязаны. Вздохнул глубоко. «Я не найду кабель, завтра на смену придет Б., он знает, а я – нет, не найду...». Закрыл короб, пошел курить. Я понимаю, что опять «завис» в командировке. Женщины не торопясь пьют чай. Под их мерную беседу закрадывается мысль: «Может, и правда, не тем занимаюсь, может, не нужны они, эти мультисервисные сети, вон как все просто и спокойно...».

КОММЕНТАРИИ

Глеб АНДРИАНОВ, руководитель группы Центра управления сетью ОАО «Комбеллга»

Денег у операторов фиксированной связи действительно всегда мало. И часто не хватает их именно на то, что напрямую не приносит прибыли. Очень непрост», и к тому же не всегда в виде материальной выгоды.

Если деньги все же есть, то как потратить их на измерительную технику и убедиться, что при осуществлении сигнализации по протоколу R1.5 нельзя добиться такого же качества обслуживания, как при использовании SS#7? Вот что говорит по этому поводу председатель Группы по разработке концепции качества обслуживания (QSDG – Quality of Service Development Group) секции стандартизации телекоммуникаций Международного союза электросвязи (ITU-T – International Telecommunications Union – Telecommunications) Луис Соуса Кардозо: «Большинству людей известно, что за последние десять лет важность такой области телекоммуникаций, как качество обслуживания (QoS – Quality of Service), сильно возросла. Для разных людей QoS все еще означает разное. В некоторых развивающихся странах, где менеджеры QoS ведут непрерывную борьбу с устаревшим оборудованием, даже приведение сети в тот вид, в котором она собственно была спроектирована, ведет к улучшению QoS».

Итак, сначала мы все-таки меняем АТС на более современную. И убеждаемся, что эта современная ЭАТС имеет встроенное программное обеспечение анализа производительности сети (NP – Network Performance) и программное обеспечение, позволяющее трассировать отдельные вызовы. А следовательно, эксплуатация больше не будет слепой. Для того чтобы эксплуатировать эту современную ЭАТС, необходимы люди, не понаслышке знающие, что такое IP-адрес: значит, эксплуатация перестанет быть деквалифицированной. Этим новым людям не нужно будет ни документа, ни постановления, ни проектного материала на русском языке о том, как должна строиться система эксплуатации в условиях рыночной экономики, так как все это уже изложено в Рекомендациях ITU-T по-английски. И эти люди на вопрос: «Какие приборы вам нужны?» будут отвечать: «Нам не нужны приборы – нам нужны системы! Если не OSS-, то хотя бы QoS-системы!».

Вячеслав ЗЕЛЕНЦОВ, консультант генерального директора, «Северо-Западный Телеком»

Хочу принять участие в обсуждении весьма острой проблемы – изменение отношения к построению системы эксплуатации сетей связи, и как следствие, приоритетов в развитии и модернизации сетей связи и систем их эксплуатации. Более частная, но не менее важная проблема состоит в определении эффективных путей перехода к современной системе эксплуатации, а также задач, которые она должна решать в условиях рыночной экономики (с учетом ее специфики в России) и на базе каких компонентов. Наиболее актуальны эти вопросы для вновь образованных МРК.

Основные проблемы, на которых сейчас необходимо сосредоточить внимание, на мой взгляд, следующие:

• цели и функциональные задачи системы эксплуатации на сетях с разнородным оборудованием, трансформация задач по мере развития сетей;

• основные структурные элементы СЭ и их взаимодействие;

• способы и технологии управления эксплуатацией;

• информационное обеспечение эксплуатации;

• рератора связи;

• оборудование (hard и soft) СЭ, включая средства измерения;

• распределение функций по технической поддержке и обеспечению ЗИПом между изготовителем, поставщиком и оператором;

• нормативные документы и терминология;

• персонал;

• эксплуатационная документация.

Руслан СМОРЧКОВ, начальник Центра управления сетью «РТКомм.РУ»

Хочу высказаться на столь непопулярную тему, как эксплуатация в нашей родной отрасли связи.

Эксплуатация никогда не являлась МЕККОЙ для страждущих. Скорее, это были те самые тернии, через которые можно было, приложив изрядные усилия, добраться до звездных вершин карьеры, обогатив свой путь изрядной порцией опыта, приобретенных знаний и навыков.

Я бы сравнил, да простят меня мои коллеги, современную эксплуатацию с медсестрой широкого профиля. Да, конечно, можно знать, как оказать первую (доврачебную) помощь, да, можно поставить предварительный диагноз, да, можно уметь сделать укол и поставить горчичник. Но нельзя на глазок сделать электрокардиограмму, невозможно определить состав крови без соответствующего инструментария.

При создании различных проектов в компании обязательно нужно добиваться участия специалистов эксплуатации. Ведь как это ни банально, но эксплуатировать все созданное умными головами будет именно служба эксплуатации, в которой должны быть не только не менее умные и грамотные, но и более опытные специалисты. Тогда будет интересная работа, творческий подход и... наконец, результат эксплуатации оборудования, то есть будет предоставляться услуга клиенту.

AMAT VICTORIA CURAM, что в переводе с латыни означает: победа любит старание.

Главная страница / Архитектура отрасли