Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Телефонные версты от Москвы до Санкт-Петербурга

Идея соединения двух промышленных, экономических и политических центров России телефонной связью возникла еще в 1887 году, когда, отклонив ходатайства о разрешении постройки и эксплуатации телефонной линии Санкт-Петербург — Москва частных лиц (бельгийского подданного, члена Королевской академии наук Мурлона и московских инженеров Ф. Попова и А. Столповского), Министерство внутренних дел России поручило решить этот вопрос Главному управлению почт и телеграфов.

Специалисты Петербургского почтово-телеграфного округа и Главного управления и Технического комитета при нем долго обсуждали вопрос выбора направления телефонной линии: вдоль Петербургско-Московского шоссе или Николаевской железной дороги. Каждый вариант имел свои плюсы и минусы. Вдоль железной дороги — короче (609 верст, против 667 по шоссе), а потому дешевле и экономически более выгодно. Но по обе стороны железнодорожного полотна были протянуты телеграфные провода, индукционное влияние которых затруднило бы или сделало невозможным телефонную передачу. Увеличить расстояние между телеграфной и телефонной линиями мешали кустарник и мелкий дровяной лес, раскинувшийся по обе стороны железной дороги почти на 300 верст. Вырубать — дорого. Да и управление Николаевской железной дороги возражало: мелколесье — «природная и даровая защита рельсовых путей от снежных заносов, для очистки коих расходуются большие суммы и, несмотря на то, поезда стоят в снегу иногда по нескольку суток». Если же сделать только просеку — линия не будет просматриваться с поездов, а по-другому здесь ни пройти, ни проехать. Вдоль шоссе и расстояние длиннее и выше опасность хищения провода, «которое у нас не представляется редкостью», зато отсутствует мешающая телефонной передаче телеграфная линия.

Через два года, в сентябре 1889, был представлен проект устройства, содержания и эксплуатации телефонного сообщения Петербург — Москва, разработанный помощником начальника Петербургского почтово-телеграфного округа И.Н. Деревянкиным. В проекте обосновывались в основном выбор направления линии вдоль шоссе Петербург — Москва и смета, что не могло служить основанием для начала работ.

Почти 10 лет вопрос телефонной связи между Петербургом и Москвой не могли сдвинуть с места — сказывалось отсутствие опыта строительства в России протяженных линий.

В сентябре 1895 года по распоряжению начальника Главного управления генерал-лейтенанта Н.И. Петрова для проведения опытов по определению влияния телеграфных проводов на телефонную передачу создали комиссию из ответственных чинов Почтово-телеграфного ведомства в составе надворных советников И.Н. Деревянкина и Л.А. Корнатовского, статского советника В.А. Воскресенского, а также молодого инженера П.Д. Войнаровского. Во время опытов одна из действующих телеграфных линий Санкт-Петербург — Москва использовалась для телефонной передачи, на базе другой применяли аппараты Юза и Уитстона. Для телефонной передачи задействовали один провод, вторым служила земля. Результат поначалу был неутешительным: «В телефонах слышен постоянный шум, а по временам и треск, препятствующий телефонным переговорам». Но «когда вместо сообщения телефонных проводов с землею был взят второй провод, и таким образом составлена непрерывная металлическая цепь, без участия земли, индукция совершенно прекратилась... Опытами выяснено, что телефонное действие по железным проводам на расстоянии 609 верст возможно». По результатам всех расчетов и опытов приняли решение «устроить телефонную линию по Николаевcкой железной дороге».

Разработать проект Н.И. Петров поручил П.Д. Войнаровскому. Сведений об устройстве такого рода линий не было, а данные, разбросанные по разным источникам на иностранных языках, были противоречивы.

13 апреля 1896 года П.Д. Войнаровский представил проект телефонной линии: обосновал направление вдоль железной дороги, что подтвердил результатами опытов, привел расчеты параметров линии при условии включения двух трансляторов. Проект содержал также практические сведения, касающиеся строительства линии (расчет необходимого натяжения проводов с учетом колебаний температуры) и ее эксплуатации. Были определены схемы соединений с центральной междугородной станцией абонентов городских телефонных станций, бирж и переговорных «кабинетов», т. е. кабин, приложены чертежи их устройств, рассчитана стоимость пятиминутного разговора, исходя из окупаемости в течение 10 лет затрат на сооружение, эксплуатацию и ремонт линии, составлены технические условия для заказа и приема бронзовой проволоки. Из справки Главного управления почт и телеграфов от 19 апреля 1896 года: «VII отделение рассмотрело составленный по приказанию Вашего Превосходительства телеграфным инженером Войнаровским проект устройства телефонного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой... Проект этот в отношении службы и устройства телефонных станций разработан достаточно полно и заключает в себе полезные сведения, которыми можно будет воспользоваться, когда вопрос об устройстве сообщения будет окончательно решен».

Созданная Войнаровским в Электротехническом институте первая физическая модель телефонной линии в 500 верст позволила исследовать происходящие в ней процессы, изучить влияние самоиндукции и емкости линии на фазу и амплитуду звукового сигнала на дальнем конце, определить параметры проектируемой линии и взаимовлияние двух цепей. Посетившему в феврале 1898 года лабораторию электроизмерительных приборов Электротехнического института Великому князю Михаилу Александровичу Войнаровский показал «приборы для исследования телефонии на далекие расстояния при помощи искусственной линии в 500 верст, заключенной в особый ящик» (для безопасности испытаний).

Войнаровский предложил решение принципиальных вопросов технического устройства линии. Когда была составлена смета, в начале 1897 года Государственный совет согласился выделить кредит на устройство магистрали в размере 400 тыс. руб.

Руководить строительством поручили инженеру А.А. Новицкому, старшему механику Рижского почтово-телеграфного округа, имевшему опыт устройства телеграфных линий. Предварительно он был командирован за границу. Из справки Главного управления почт и телеграфов от 27 августа 1897 года: «Проект устройства названного телефонного сообщения рассмотрен инженером Войнаровским, и в настоящее время для выяснения некоторых технических деталей устройства командирован за границу инженер Новицкий для участия в работах по устройству телефонной линии Буда — Пешт — Берлин».

По возвращении из командировки Новицкий представил в апреле 1898 года Техническому комитету, в состав которого входил и Войнаровский, отчет об устройстве телефонных междугородных линий в Австрии, Венгрии и Германии. После обсуждения отчета Технический комитет указал на детали, которые следует использовать, и поручил Новицкому составить технический проект. Из справки Главного управления: «Два года назад в связи с новизной дела не предвиделись мелкие работы и заготовки, характер которых определился лишь по изучению дела за границей и по представлении инженером Новицким своего отчета о командировке».

Технический проект Новицкого содержал следующие положения: соединение проектируемой линии и городской телефонной сети; выбор типа коммутаторов; технические детали устройства линии (скрещивание проводов, положение изоляторов на столбах, подвеска, спайка проводов, перевязка проводов на изоляторах). Проект обсуждался на заседаниях Технического комитета, вносились поправки и изменения (в отношении выбора вида подвески проводов, типа спайки проводов, размеров деталей кронштейнов). В окончательный вариант объемного и трудоемкого проекта, к которому прилагалась смета, вошли и положения проекта Войнаровского, и изменения, внесенные Техническим комитетом.

Накануне строительства телефонной линии, еще летом 1897 года, телеграфные столбы справа от железной дороги из Санкт-Петербурга были освобождены от проводов, устроена новая телеграфная линия по другую сторону полотна, и на нее перенесены снятые провода. Руководил этой сложной и ответственной работой помощник начальника Почтово-телеграфного округа Петербурга И.Н. Деревянкин, помогал ему телеграфный инженер Л.П. Гейман. Операция осложнялась тем, что при перенесении проводов нельзя было ни на минуту прерывать связь, особенно железнодорожных телеграфов, обеспечивавших безопасность движения поездов.

Летом 1898 года под руководством А.А. Новицкого началось сооружение телефонной линии. Участие в нем принимали лучшие специалисты почтово-телеграфных округов России, на летнее время были командированы пять студентов третьего курса Электротехнического института (телефонию в то время в институте преподавал Войнаровский). Ход работ был четко продуман, о проделанном регулярно рапортовали в Главное управление.

Устройство телефонной линии завершили 7 октября 1898 года, и не просто хорошо, а образцово.

Когда работы близились к концу, преподнесла сюрприз погода. 30 сентября в Петербурге почти сутки (с 14 до 11 часов следующего дня) при сильном западном ветре и температуре +5 по Реомюру, валил снег — первый в том году. Ночью температура упала до нуля. От сильного ветра ветви и стволы деревьев падали на провода, обрывая их. На Полюстровской набережной не устояла телефонная линия — 17 столбов с проводами. Рухнувшая магистраль с 50 проводами перекрыла Почтамтскую улицу. В двух местах на Васильевском острове оборвались 100 проводов, а на Б. Конюшенной от Главной центральной городской станции — вся магистраль с 1300 проводами. Падая, столбы и провода преграждали путь экипажам и вагонам конки. Телеграфные и телефонные провода, «соприкоснувшись с электрическими проводами, давали снопы искр и даже вольтовы дуги, приводя прохожих в недоумение и страх». С 19 часов 30 сентября до 7 часов 1 октября была полностью прервана телефонная связь Петербурга с внешним миром. Только 2 октября удалось восстановить действие телеграфов и спустя 17 дней непрерывной работы — действие городских телефонных линий.

Устройство междугородных центральных станций и городских участков междугородной линии поручили телефонной компании Белла, которая окончила работы 28 декабря 1898 года. А на 13 часов 30 декабря были назначены осмотр и прием центральной телефонной станции в Петербурге комиссией в составе начальника Петербургского почтово-телеграфного округа П.Н. Глаголева, инженеров Л.А. Корнатовского, П.Д. Войнаровского, П.С. Осадчего и Н.Л. Семеновича.

На первой самой протяженной тогда в России телефонной линии (618 верст), соединившей обе столицы, были подвешены две телефонные цепи, каждая из двух бронзовых проводов диаметром 4 мм. Провода крепились на крюках (посредством изоляторов), ввинченных в столбы в шахматном порядке. Два верхних провода образовывали первую цепь, два нижних — вторую. Общая длина подвешенных проводов составила 2450 верст. Для уничтожения взаимоиндукции телефонных цепей и индукции соседних телеграфных провода цепей скрещивались: первой цепи — через каждые 16 столбов (одну версту), второй — через 32 столба. Скрещивание произведено на 920 столбах при помощи кронштейнов, скрепленных из углового и полосового железа.

Сопротивление телефонной цепи (с включением коммутаторов Московской станции) составляло: первой цепи — 2380 Ом, второй — 2400 Ом; сопротивление при выключении всех приборов: первой цепи — 2030 Ом, второй — 2060 Ом.

В смете устройства телефонного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой дано подробное описание работ, их стоимость, а также стоимость материалов: «Проволоки бронзовой, толщиною в 4 мм — по 7,8 пуда на версту, считая в этом количестве около четверти пуда на непредвиденные удлинения, на спайки: из завода Кольчугина в Москве — 9600, из завода Сименса — 9635 пудов».

В отчете за 1898 год говорится, что способ устройства линии — «хозяйственный», что столбы, потребовавшиеся для устройства — зимней рубки и вполне хорошего качества, все материалы (проволока, крюки, изоляторы и прочее) доставлялись заводами своевременно. Линейные работы продолжались 120 дней, станционные — 84 дня...

Открытие телефонного сообщения Санкт-Петербург — Москва состоялось 31 декабря 1898 года, о чем рассказали петербургские и московские газеты.

Московская газета «Русские вести» писала: «Вчера, 31 декабря, торжественно совершено открытие московской станции телефонного сообщения с Петербургом. В здании центральной станции в 12-м часу дня отслужено было молебствие в присутствии Начальника управления почтово-телеграфного округа О.А. Пистолькорса, почт-директора Г.К. Радченко, членов управления и служащих. По окончании богослужения подано было шампанское и первый тост при единодушном «Ура!» — за здоровье Государя Императора. Затем следовали тосты за Министра внутренних дел, начальника Главного Управления почт и телеграфов и других. Затем по телефону из Петербурга было сообщено об открытии там местной станции и переданы поздравления с открытием связи. После молебствия, совершенного духовенством Казанского собора в помещении Петербургской телефонной станции, убранной тропическими растениями, генерал-лейтенант Петров перерезал желтую ленту, которой был перевит главный коммутатор».

3 января «Петербургский листок» сообщил: «Несмотря на дорогую плату, желающих поговорить по телефону с Москвой находилось весьма много, и станция работает беспрерывно почти весь день и ночь: в Новом году весьма многие петербуржцы поздравили по телефону своих московских знакомых». Газета отмечала, что «для биржевых деятелей телефон, без сомнения, окажет большую услугу». А московское купечество возбуждало «ходатайство об устройстве в Москве переговорного пункта, кроме биржи, еще в одном из московских трактиров, где собираются коммерсанты после биржевых и иных торговых операций».

Телефонная линия Петербург — Москва начала работать. За полгода до ее открытия были разработаны и оглашены Условия пользования междугородным телефонным сообщением. В них говорилось, что междугородная телефонная линия предназначена для общего пользования, и все без исключения жители одной столицы будут иметь возможность сообщаться по телефону с любым из жителей другой. И в Москве, и в Санкт-Петербурге были устроены особые Центральные междугородные телефонные станции, связанные с централями городских телефонных сетей, с биржами и с переговорными станциями. Для столичной публики на первое время оборудовали по одной переговорной станции (кроме биржевых) при междугородных централях в каждом городе. Междугородное сообщение предоставлялось жителям круглосуточно. Биржевые же переговорные станции работали лишь во время биржевых операций и обслуживали только участников бирж.

Плата устанавливалась за каждый отдельный разговор, причем единицей времени считались три минуты. Разговор можно было заказать в две и три единицы, то есть на 6 и 9 минут. Время, необходимое для вызова, не учитывалось. На биржевых переговорных станциях принимались заявки не более чем на шесть минут. Желающие поговорить по междугородной линии должны были заблаговременно подавать заявления на телефонные станции. Это касалось как обыкновенных, так и срочных разговоров. Три минуты обычного разговора стоили 1 руб. 50 копеек, а срочного — в три раза дороже...К 1913 году телефонная связь по медным двухпроводным линиям была установлена между Москвой и Харьковом, Рязанью, Нижним Новгородом и Костромой, Петербургом и Ревелем, Гельсингфорсом, Баку и Тифлисом. Всего же тогда действовало 87 междугородных телефонных линий.

Современная сеть междугородной связи развивается семимильными шагами. И это лишний раз подчеркивает историческое значение проектов, разработанных специалистами, стоявшими у истоков создания российской дальней связи. Не они ли закладывали основу для технологий нового века, без которых представить нашу жизнь уже невозможно?

По материалам сайта

Главная страница / Архитектура отрасли