Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Дополнительные услуги мобильной связи

Усиление конкуренции между мобильными операторами, а также снижение ARPU, получаемого от голосовых вызовов «среднестатистического» абонента, заставляют операторов активно искать новые источники дохода и привлечения абонентов. Ценовые войны, которые периодически вспыхивают в регионах между операторами (как правило, при появлении нового игрока), уже нельзя считать концептуальным способом завоевания рынка, так как постоянное сокращение доходности на одного абонента за счет снижения тарифов существенно ограничивает возможности оператора в плане развития сети и внедрения новых услуг. Это и заставило операторов обратить внимание на дополнительные сервисы. Доля доходов, получаемых операторами от дополнительных услуг, постоянно растет. Еще недавно показатель, превышающий 5%, считался хорошим результатом. Сегодня операторы ставят цель добиться доли доходов от услуг с добавленной стоимостью VAS (Value-Added Services) 15–20% и успешно к этой цели движутся. Причем по ряду направлений лидерами в плане предоставления VAS являются региональные компании.

Наиболее значимой группой дополнительных сервисов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообщениями – сервисы, предоставляемые с использованием технологий SMS, EMS, USSD, Cell Broadcast и MMS. Сегодня услуги SMS – это не только прямой обмен сообщениями между абонентами, но и широкий спектр разнообразных информационных услуг. Информационными службами и развлекательными сервисами с использованием технологии SMS пользуются порядка 5–10% абонентов, из которых 50% приходится на бесплатный сервис информирования о балансе, а по 25% – на чаты/знакомства и логотипы с мелодиями.

Говоря об информационных услугах, предоставляемых с использованием технологии SMS, в первую очередь упомянем важные особенности таких услуг: ключевую роль контента (а значит, и его поставщиков – контент-провайдеров) и огромное количество услуг развлекательного характера. Прежде всего речь идет об открытках, логотипах и мелодиях.

В этом же ряду стоят SMS-игры, голосования и новостийные рассылки. В регионах, где широко внедрена услуга SIM Toolit, до 85% информационно-развлекательного трафика SMS приходится на сервисы, доступные с использованием SIM-меню.

В последнее время для предоставления разнообразной информации своим пользователям операторы мобильной связи начинают активно внедрять и технологию USSD. В отличие от SMS, доступ к услугам USSD похож на набор обычного телефонного номера (достаточно набрать номер формата *123# и нажать кнопку «Вызов», т. е. нет необходимости перемещаться по разным меню), абоненты быстро привыкают к таким услугам. Это позволяет оператору, переведя на технологию USSD бесплатные сервисы, существенно снизить загрузку радиоканалов бесплатным голосовым трафиком.

Постепенно начинает внедряться и услуга последнего поколения, о которой в последнее время говорят многие и много, – обмен иями – MMS. Применение MMS в развлекательных целях в совокупности с появлением встроенных видеокамер в мобильных телефонах и источников контента (в том числе платного) в Интернете позволяет поднять индустрию сотовых развлечений (и, соответственно, доходы от нее) на новый уровень. Однако есть ряд проблем, серьезно сдерживающих внедрение этой технологии.

В последнее время у сотовых операторов появился ряд интересных услуг, основанных на совместном использовании нескольких технологий, например, CAMEL+SMS или IVR+SMS. Это, в частности, услуга информирования о пропущенных вызовах, внедренная за последние полгода практически всеми региональными компаниями ОАО «МегаФон».

Другим направлением, которое сейчас только начинает развиваться, обладающее, по мнению автора, огромным потенциалом, является предоставление услуг на базе технологии CAMEL.

Однозначно позиционировать сервисы на базе этой технологии как дополнительные услуги пока сложно – ведь это могут быть и платные услуги, связанные с изменением алгоритма маршрутизации вызова на основании каких-либо сложных критериев, и услуги, обусловленные изменением алгоритмов тарификации и внедрением технологий так называемого конвергентного биллинга (т. е. тарификации 100% услуг 100% абонентов в режиме реального времени).

Тем не менее внедрение услуг на базе технологии CAMEL позволяет изменить качество сервисов, доступных абоненту сети GSM, как в части голосовых услуг, так и в части услуг SMS и GPRS (при условии поддержки сетями CAMEL фазы 3 или выше).

Технология CAMEL как часть концепции VHE (Virtual Home Environment) позволяет предоставлять полный пакет интеллектуальных дополнительных услуг абонентам не только в домашней сети, но и в роуминге в сетях, поддерживающих стандарт CAMEL. При этом нет необходимости в дополнительной модернизации сетевого оборудования операторов (кроме собственно поддержки протокола CAMEL) или подключении голосовых каналов для передачи голосового трафика через транзитные узлы сети. Это делает технологию CAMEL наиболее эффективным средством при обеспечении абонентам дополнительных услуг, связанных с интеллектуальной маршрутизацией вызовов или предоставляемых при нахождении абонентов в роуминге.

Важной особенностью технологии является то, что услуги, реализуемые «поверх» протокола CAMEL, не требуют международной стандартизации или какого-то специального взаимодействия между операторами мобильной связи. Таким образом, даже самая эксклюзивная и нестандартная услуга, реализованная в домашней сети одного оператора, с использованием технологии CAMEL становится доступной всем абонентам этого оператора, где бы они ни находились.

Интересно отметить, что если на рынке «инфраструктурного» телекоммуникационного оборудования для строительства сетей мобильной связи присутствуют на 99,9% зарубежные поставщики, то на рынке сервисных платформ ситуация отличается кардинальным образом – значительная доля этого рынка принадлежит отечественным компаниям, которые предломически эффективные решения, позволяющие операторам сотовой связи внедрять самые разнообразные дополнительные услуги, укрепляя тем самым свое положение на рынке.

Одной из таких компаний является петербургский научно-технический центр «ПРОТЕЙ».

НТЦ «ПРОТЕЙ» – это современный научно-производственный центр, который занимается разработкой и производством программно-аппаратных продуктов для сферы телекоммуникаций. Его задача – создание эффективных решений в области программного и аппаратного обеспечения, предназначенного для предоставления высокотехнологичных и инновационных телекоммуникационных услуг операторами фиксированной и мобильной связи.

Компания предлагает решения операторского класса, которые характеризуются высокой производительностью, функциональностью и надежностью.

Приоритетным направлением деятельности НТЦ «ПРОТЕЙ» является разработка решений для операторов мобильной связи. Благодаря активным действиям в этом сегменте телекоммуникационного рынка наша компания добилась признания как разработчик и поставщик, предлагающий надежное, функциональное и экономически эффективное оборудование, что позволило НТЦ стать одним из заметных российских поставщиков решений для операторов сотовой связи, в том числе и для тройки ведущих национальных российских мобильных компаний.

Решения успешно прошли проверку практическими внедрениями и функционируют на сетях крупных операторов мобильной и фиксированной связи. В активе компании – более 300 успешно реализованных проектов, в том числе свыше 40 инсталляций в компаниях холдинга «Связьинвест», 20 инсталляций в сетях ОАО «МегаФон», несколько серьезных проектов с компаниями МТС, в странах СНГ.

На сегодняшний день компания представляет полную линейку продуктов для операторов мобильной связи, реализованных с использованием самых перспективных телекоммуникационных технологий:

• комплекс оборудования для предоставления интеллектуальных услуг связи (IN- и CAMEL-решения, в том числе адаптируемые под заказчика решения для конвергентного биллинга);

• платформы для предоставления услуг обмена сообщениями (SMS, USSD, MMS, Cell Broadcast);

• сервисные платформы для предоставления дополнительных услуг (система информирования о пропущенных вызовах, сервер обратного вызова и др.);

• комплекс оборудования абонентского сервиса (Call -центр, IVR, система информирования о состоянии лицевого счета, система карт авансовых платежей и др.);

• вспомогательное оборудование (конвертеры сигнализации, модификатор сигнального трафика).

Кроме того, ведутся исследования и разработки по нескольким перспективным направлениям, например, системы для мультисервисных сетей следующего поколения.



Главная страница / Архитектура отрасли