Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Узел широкополосных устройств - Nortel Shasta 5000 BSN

По мере обострения конкуренции между операторами, предоставляющими услуги доступа к современным мультисервисным сетям связи, стоимость доступа как такового перестает играть определяющую роль и все большее значение приобретает спектр предлагаемых клиентам услуг. Соответственно возрастает и значение технических и программных решений, позволяющих эти услуги предоставлять. Об одном из таких устройств –

узле широкополосных услуг Nortel Shasta 5000 BSN рассказал нашему корреспонденту менеджер по развитию бизнеса Nortel Networks Алексей Собкевич.

– Какие проблемы бизнеса операторов и сервис-провайдеров может решить Shasta 5000 BSN?

Каждый оператор вначале подключает к своей сети высокоприоритетных клиентов – тех, кто готовы платить за доступ к сети большие деньги. Однако рано или поздно наступает момент, когда эта категория клиентов оказывается исчерпанной, и в условиях высокой конкуренции операторы вынуждены снижать цены. Чтобы сохранить привлекательность для бизнес-клиентов и прежний уровень цен, Nortel Networks предлагает операторам использовать стратегию дифференциации по услугам. При выходе на массовый рынок необходимо обеспечивать высокое качество для существующих приоритетных клиентов. Это именно тот момент, когда оказываются востребованными возможности нашего узла широкополосных услуг Shasta 5000 BSN (Broadband Services Node).

Собрав «сливки» корпоративного рынка, оператор при выходе на массовый рынок сталкивается с новыми для него проблемами: технологии широкополосного агрегирования позволяют пользователям выкачивать из сети большие объемы данных и резкое возрастание трафика при переходе к массовому рынку может привести к тому, что канальные ресурсы операторской сети исчерпаются, клиенты будут мешать друг другу работать. Это вынуждает оператора дифференцировать скорость доступа для разных категорий клиентов. Даже если тарифные планы не предусматривают введения ограничений скорости, оператор вынужден обеспечивать своим основным клиентам приоритетные условия, чтобы не ухудшать качество их обслуживания. Shasta 5000 BSN позволяет осуществить такую дифференциацию: не лимитируя высокоприоритетных клиентов, для низкоприоритетных скорость доступа ограничить.

– Чем интересен Shasta 5000 BSN с точки зрения предоставления дополнительных услуг?

Наш продукт не просто дает возможность осуществлять IP-маршрутизацию, реализовывать функцию MPLS-роутера или создавать VPN-сети. Прежде всего это именно сервисный узел, позволяющий организовать предоставление дополнительных услуг, и в этом его бизнес-преимущество. Рассмотрим пример: пусть некий условный оператор предоставляет услуги

DSL-доступа без ограничений объема трафика по цене 100 долл. в месяц. Если он хочет выйти на более широкие сегменты рынка, ему потребуется предложить пользователям набор дифференцированных услуг и поэкспериментировать со снижением цены доступа (конечно, очень осторожно, потому что, если услуги окажутся невостре доход). Shasta 5000 BSN как раз и позволяет решить эту задачу путем дифференциации предложений для конкретных сегментов рынка. В каждом сегменте предлагается свой пакет дополнительных сервисов, которые могут быть востребованны: например, URL-фильтры, доступ в VPN, высокий уровень качества сервиса (QoS), домашний межсетевой экран (Firewall), услуги по обеспечению безопасности и т. д. Мы проводили анализ и пришли к выводу, что оператор может выгадать, снизив стоимость DSL-доступа со 100 до 50 долл. в месяц. За минимальную стоимость новые клиенты получат минимальное качество услуги. Существующим клиентам сохраняются неограниченная скорость доступа и максимальное качество, кроме того предлагаются дополнительные услуги, такие как VPN и управление безопасностью, что позволяет получить дополнительные доходы с этой категории абонентов. Таким образом, для различных категорий

абонентов делаются предложения пакетов дополнительных услуг за 50, 75, 100, 120 долл., дифференцированные по качеству и скорости доступа. Ограничивая скорость, оператор экономит ресурсы, необходимые для предоставления услуг тем, кто согласен платить больше. При такой ценовой и технической политике оператор оптимизирует сеть и минимизирует потери, связанные c переходом существующих клиентов на более дешевые пакеты, потому что качество услуг оператора действительно дифференцировано.

– Какие технологии доступа поддерживает Shasta 5000 BSN?

Этот широкополосный сервисный узел может выполнять функцию шлюза между сетями, использующими самые разнообразные методы доступа – DSL, коммутируемый доступ либо GPRS, кабельные сети, традиционный Frame Relay/ATM, SDH, оптический Ethernet, Wi-Fi и другие самые современные методы доступа. Shasta занимает место на границе между всеми этими сетями и Интернетом, MPLS-сетями и корпоративными виртуальными частными сетями (VPN – Virtual Private Networks).

– Расскажите, пожалуйста, об использовании Shasta 5000 BSN для организации сетей VPN.

Платформа Shasta позволяет организовать VPN нескольких уровней. Первый – VPN для интернет-сервис-провайдеров (ISP), число которых может достигать 64 (при этом поддерживаются до 1,5 млн маршрутов в таблицах маршрутизации). Каждый ISP может использовать собственную независимую схему маршрутизации на базе протокола BGP (Border Gateway Protocol), свою схему политик маршрутизации, средства аутентификации абонентов, обеспечения качества, безопасности и учета трафика, услуги по управлению качеством и т. д. Мы отказались от применения столь сложного протокола учета трафика, как Netflow, и предлагаем операторам использовать учет статистики либо в серверах RADIUS (Remote Authentication Dial In User Service), либо в сервере журналов на узле Shasta, выполняющем функции накопления и систематизации статистики по каждому абоненту сетей доступа.

Следующий уровень VPN внутри Shasta – VPN для абонентов. Строятся они на базе сетей оператора – соответственно используются либо MPLS-маршруты, относящные соединения по протоколам IPsec и L2TP. В последнем случае Shasta работает как VPN-шлюз. Интересная особенность VPN на платформе Shasta состоит в том, что абонент может не только работать в VPN, но и входить в Интернет. Для защиты шлюза между VPN и сетью Интернет используются межсетевой экран Stateful Inspection Firewall и адресная трансляция по технологии NAT (Network Address Translation). Если трафик клиента направляется в пределах VPN-канала, он будет маршрутизирован в VPN, если трафик направляется в Интернет, то трафик выйдет в Интернет.

Платформа Shasta позволяет централизованно применять технологию удаленного доступа для всех абонентов, которые к ней подключены – например, с использованием программного обеспечения IPsec Client. Где бы ни находился абонент, подключившись к Интернету, он получает доступ через IPsec Client к своему шлюзу корпоративной сети (таким шлюзом для него служит Shasta).

Развивать VPN можно через сеть MPLS, взаимодействуя с любым MPLS-роутером. Правда, необходимо тестировать продукцию разных производителей на совместимость между собой, так как здесь есть свои нюансы. Мы провели тестирование на совместимость Shasta c MPLS-обрудованием Cisco, Juniper и другими производителями, и убедились в том, что они вполне способны работать друг с другом.

Организация VPN для абонентов на платформе Shasta может осуществляться с использованием туннельных технологий или MPLS-технологий. Комбинирование этих технологий в одном продукте – уникальное решение Nortel, аналогов которому нет ни на российском, ни на мировом рынке.

– Как вы решаете вопросы аутентификации абонентов при входе в сеть VPN или в Интернет?

Платформа Shasta обеспечивает высокий уровень взаимодействия между

производителем и потребителем. Для абонентов в ней предусмотрен так называемый персональный портал, или сервер выбора услуг, где абонент может выбрать для себя сервис-провайдера и набор услуг, которыми он будет пользоваться. Проходя аутентификацию на этом портале, абонент попадает в сеть своего провайдера, который осуществляет биллинг и затем предоставляет абоненту счета за пользование услугами. Кстати, на этом портале абонент может познакомиться и со статистикой своих вхождений в сеть. Кроме того, веб-портал можно использовать для размещения рекламы. Скажем, если оператор предоставляет абоненту доступ к сети в тестовом режиме либо доступ низкоприоритетным или малобюджетным категориям абонентов, то с помощью веб-портала он может запускать принудительную рекламу во время сеанса работы клиента в Интернете.

– Какими средствами обеспечения качества услуг обладает Shasta?

К сожалению, названия этих средств не имеют точных русских эквивалентов, поэтому приведу английские термины: маркировка DiffServ, Traffic Policing, Traffic Shaping, механизмы управления индивидуальными программными очередями для каждого абонента и аппартаными очередями для магистальных каналов. В короткой беседе трудно рассказать о них подробно (как, впроче качества платформы Shasta). Суть в том, что оператор при работе с платформой Shasta получает в свое распоряжение широкий спектр возможностей управления качеством предоставляемых услуг и обеспечения безопасности соединений.

Все услуги на Shasta, включая управление качеством, базируются на технологии обработки трафика с анализом состояния (Stateful Inspection) аналогично тому, как трафик обрабатывается в Stateful Inspection Firewall-ах. В качестве примера рассмотрим шейпинг трафика. Мы определяем политики обслуживания, состоящие из наборов правил для действий над трафиком, в зависимости от того, кто инициирует установление соединения, кто является источником данных (сервером) и какой используется протокол приложения. В частности, для шейпинга мы можем определить общую скорость потока данных для всего трафика и для каждого конкретного соединения. Как результат, ограничивается скорость каждого конкретного TCP соединения, что приводит к корректной работе механизмов выравнивания скорости (TCP Flow Control), и сервер начинает передавать данные непосредственно со скоростью данного конкретного соединения. Благодаря этому исключаются потери трафика и повторные посылки соответствующих пакетов, что обуславливает значительную экономию канальных ресурсов. Использование Traffic Shaping дает возможность предоставить абонентам соединения на предусмотренной для них скорости, т. е. осуществлять приоритезацию, предоставляя преимущества платежеспособным бизнес-клиентам.

Shasta позволяет предоставлять и пакет платных услуг по обеспечению безопасности, таких как Stateful Inspection Firewall, антиспуфинг, защита от DDoS-атак, адресная трансляция, контроль веб-ресурсов, управляемый сервер обнаружения вторжений и т. д.

Пожалуй, говоря о качестве, надо еще заметить, что за счет резервирования компонентов дизайн платформы Shasta обеспечивает достижение операторского класса надежности, предусматривающего возможность вывода компонентов системы из рабочего состояния для проведения технического обслуживания или замены без нарушения работы системы в целом, что снижает время простоя сети и увеличивает лояльность клиентов.

– Как давно Shasta присутствует на рынке?

Первые модели были созданы в 1998 г. компанией Shasta Networks, которую в 2000-м приобрела Nortel Networks. С тех пор Shasta и Nortel Networks занимают лидирующее положение на рынке IP-услуг: например, в III квартале 2003 г. Shasta занимала первое место на рынке (37% рынка), опережая продукцию таких компаний, как Cisco, Juniper и Redback.

– Есть ли в России сети, использующие платформу Shasta 5000 BSN?

Мы построили такую сеть – сеть Metro Ethernet для оператора «Совинтел» в Москве и несколько сетей для DSL-операторов. Они успешно работают, позволяя оператору решать две задачи: технологическую – обеспечение агрегирования абонентов и маршрутизации, а также бизнес-задачу – возможность заработать на новых услугах в сети, а значит, улучшить свое положение на рынке.



У нас достаточно гибкая ценовая политика, и можно уверенно сказать, что цены на Shasta для широкополосного агрегирования Shasta отвечают возможностям рынка. При этом если оборудование других производителей выполняет только широкополосное агрегирование, то Shasta открывает еще и возможность предоставления широкого спектра услуг.

Многие операторы услуг уже осознали необходимость дифференцироваться с помощью услуг. Мы полагаем, что продукт будет в значительной степени востребован рынком фиксированных и мобильных операторов в Москве и регионах, особенно теми, кто занимается оптовой продажей DSL-доступа другим операторам или выбирает стратегию дифференциации по услугам для высокоприоритетного бизнес-рынка и для массового рынка. Планируя свой бизнес, операторы связи должны решить, будут ли они предоставлять клиентам весь спектр услуг, используя Shasta 5000 BSN и получая за них соответствующую оплату, или же поставят клиентов перед необходимостью приобретать собственное оборудование для получения этих услуг и, следовательно, лишатся возможности получать дополнительные доходы за счет продажи услуг. Дальновидные операторы, естественно, выберут первый путь. Поэтому мы полагаем, что, чем более конкурентным становится операторский бизнес, тем выше будет потребность в таких устройствах, как Shasta 5000 BSN.

Беседу провел Юрий Курочкин

Главная страница / Архитектура отрасли