Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Российская компания «Радиал»

В одной из недавних публикаций в нашем журнале автор, завершая весьма компетентный рассказ о фильтрах антенных систем, скептически высказался об отечественных производителях – дескать, поставляют они на рынок либо высококачественное, но очень дорогое оборудование производства оборонных заводов либо мелкосерийную полукустарную продукцию. Чтобы разобраться, насколько справедливо это замечание, наш обозреватель побывал в компании

«Радиал», антенно-фидерное оборудование которой успешно конкурирует сегодня с западными аналогами, и вместе с генеральным директором компании Евгением Слодкевичем прошел по ее производственным цехам.

Разговор с генеральным директором начался с обсуждения вышеупомянутой статьи: Слодкевичу она в целом понравилась, а вот слова о «полукустарном производстве» явно задели его за живое. «Мы, к примеру, с самого начала создавались как высокопрофессиональное предприятие, и сегодня поставляем свои антенны и фильтры не только по всей России, но и в Казахстан, и в Польшу. Начинаем поставки в Узбекистан и Таджикистан, есть и более широкие планы. Серии у нас действительно небольшие, но при этом качество продукции отменное, а по соотношению цена–качество мы выгодно отличаемся от западных конкурентов. К тому же надо учитывать еще и сроки поставки, и качество нашего сервиса, и нашу гибкость в работе с клиентами... не говорю уже об отсутствии языкового барьера!»

Эмоциональные оценки подтверждаются данными о динамике продаж: «Радиал» производит продукции на 2 млн долл. в год, ассортимент ее постоянно увеличивается, и именитым западным конкурентам, таким как американская компания Telewave, на российском рынке приходится потесниться.

Отправляемся смотреть производство. В том корпусе, где расположен офис, производственных помещений немного: основные цеха находятся на другой территории, в нескольких километрах отсюда. Спрашиваю, как осуществляется взаимодействие. Слодкевич рассказывает, что на «Радиале» функционирует распределенная корпоративная сеть. Локальные сети на каждой из территорий связаны между собой по радиоканалу в диапазоне

1,3 ГГц, так что руководители подразделений и ведущие специалисты постоянно обмениваются короткими сообщениями, пересылают друг другу файлы, получают нужные данные – это удобнее, чем созваниваться по телефону.

Начинаем со склада готовой продукции. Здесь просторно: оборудование изготавливается «под заказ» и сразу уходит по назначению. Рядом склад комплектующих и полуфабрикатов, которые выпускаются на основной территории, а здесь интегрируются в готовые устройства.

На настроечном участке самое современное оборудование – сетевые анализаторы спектра производства Roden Schwarz, Hewlett-Packard и Anritsu. Оснащением настройщики довольны: двухлучевые анализаторы позволяют одновременно наблюдать амплитудно-частотную характеристику устройства и коэффициент стоячей волны, что значительно облегчает оптимизацию параметров. Закончив работу, настройщик запоается, и оно со всеми сопроводительными материалами передается в расположенный рядом упаковочный цех.

Едем на основную территорию. По дороге Евгений рассказывает, что в цехах наконец-то вводится сдельная оплата труда. К этому готовились два года: нужна была законченная техническая документация. В условиях современного мобильного производства, оперативно откликающегося на потребности заказчика, дело это далеко не простое. Каждое нововведение – это изменение технической документации и технологической карты. Каждая новая операция должна быть подробно описана и оценена в рублях, так что у нормировщиков и технологов работы много. Однако в результате должна увеличиться и зарплата работников, и производительность труда. «В то же время, – говорит генеральный директор, – нужно соблюдать разумный баланс между интересами работника и работодателя. Не успеваем сделать нужный объем деталей – заказываем их на стороне, даже если обходятся они дороже».

Чувствуется, что «принцип целесообразности» подхода к любой проблеме у Слодкевича «в крови». Говорим об изготовлении фильтров. «Бытует мнение, что надо все полировать, серебрить. Я столько импортных банок поломал – никто ничего не серебрит! Там должен быть серебряный подвижный шток, петля связи, а всю банку серебрить ни к чему – это добавит три процента добротности при удвоении цены. Наша задача – чтобы, например, дуплексный фильтр работал при таком-то разносе частот с минимальными потерями и обеспечивал высокую чувствительность. Мы бережем деньги заказчика: если он приходит с готовым списком оборудования, а задачу можно решить меньшими средствами, мы говорим об этом прямо. Пусть меньше заработаем, но заказчик получит оптимальный результат – это работает на наш престиж, нашу перспективу. И наоборот: если видим, что затребованное оборудование задачу не решит, предлагаем свой вариант. Лучше отказаться от заказа, чем продать покупателю то, что не удовлетворит его потребности. В конце концов, если проект окажется неработоспособным по вине заказчика – это все равно удар по нашему авторитету».

...Приехали, идем по цехам. Склад металла – трубы, профили, медь для резонаторов. Заготовительный участок с гильотинами, гибочными станками и отрезными пилами. Участок сверловки. На рабочих столах – специальные приспособления, шаблоны и обязательно – рабочая документация. Гофрированные трубы вытяжек спроектированной Санэпиднадзором системы вентиляции подведены непосредственно к рабочим местам.

На участке аргоновой сварки Слодкевич с гордостью демонстрирует образцы: «Вот это варил немец-сварщик, демонстратор на выставке «Россварка-2003», на самом современном оборудовании, а вот это – наш Борис Николаевич». Качество «отечественной» сварки явно лучше.

Химический участок – в соседнем здании. Здесь делают радиопрозрачные защитные чехлы для панельных антенн, матрицы, льют под давлением мелкие детали. «Тут еще много ручного труда, – говорит Слодкевич. – Пока не вышли на большие серии, нет смырудование для крупного литья или вакуум-формовки».

Механический цех с токарными и фрезерными станками, монтажный цех, сборочный... Всюду современное оборудование и разнообразные приспособления, шаблоны, калибровочные устройства. Комплектующие проходят входную проверку, после сборки и пайки – еще проверка. Слодкевич рассказывает: «Разъемы закупаем у французской фирмы Radiall, у тайванских качество нестабильное». Практически каждая изготовленная антенна проверяется в рабочем положении – для этого оборудовано помещение под крышей с измерительными приборами и подъемником.

Слово «качество» звучит в разговоре постоянно. Производство «Радиала» сертифицировано по ГОСТ Р.ИСО.9001, основные требования которого те же, что и международного ISO 9001. Технология требует высокой точности и культуры работы. 45 человек, непосредственно занятых на производстве, – специалисты, прошедшие очень жесткий отбор.

Заходим в административный офис, затем к конструкторам. Компьютеры, принтеры, современные программы ... здесь явно работают не по-старинке.

Опытное производство – огромный зал, где готовятся опытные партии новых антенн. Есть уже готовые модели с технической документацией, идет доводка технологических карт перед запуском серийного производства.

Общая площадь цехов и офисных помещений «Радиала» больше

2 тыс. квадратных метров. Впечатляют и размах производства, и динамичность компании, и достигнутые результаты. Интересуюсь, не собираются ли экспортировать продукцию в страны Запада. Слодкевич говорит, что по

качеству и цене она вполне конкурентоспособна, мешают в основном наши сложные таможенные процедуры и то, что на Западе еще настороженно относятся к словам «Made in Russia». Что ж, если все пойдет так, как планируют в «Радиале», это отношение скоро изменится.

Главная страница / Архитектура отрасли