Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

GPRS, EDGE и 3G



С чем подошел мобильный рынок России к лету 2004 г. и какие тенденции можно выделить в развитии основных сотовых операторов? Вопрос не праздный, поскольку все усиливающаяся конкурентная борьба в этом секторе на фоне специфики, свойственной российскому потребительскому рынку и системе принятия решений, постоянно вносит коррективы в пакеты услуг, предлагаемые пользователям отечественными операторами мобильной связи.

Летние маневры мобильных операторов на московском рынке можно считать состоявшимися. Они неплохо подготовились к сезону, попытавшись охватить все категории абонентов.

У «МегаФона» «упреждающим» действием стало введение на летний период дешевой (1 цент) переадресации вызовов на мобильные телефоны других операторов. Предполагается, что это поможет удержать абонентов, чьи дачи оказались вне зоны покрытия сети. Появление нетипичного для этого оператора контрактного ТП с символической абонентской платой, полноценным роумингом и оплатой входящих только за соединение – очевидный дачно-отпускной вариант. Также на рынок выбросили комплекты «О’Лайт» по низким ценам.

В итоге абоненты "МегаФона" получили на лето дешевую переадресацию и привлекательный контрактный ТП "Один к одному".

"БиЛайн" занял выжидательную позицию. Не исключено, что "ВымпелКом" сознательно отказался участвовать в московской "летней гонке" и сосредоточил свои усилия на интенсивном развитии в регионах. Однако в этом случае осенью у компании могут возникнуть трудности с восстановлением утраченных за июнь позиций. Второй вариант - "БиЛайн" выжидал, пока конкуренты выложат на стол все свои козыри. В этом случае ответный ход должен последовать совсем скоро. Интересно, что предложит оператор своим пользователям?

Если говорить о безлимитных тарифах и передаче данных, то к интересным событиям можно отнести вывод "Скай Линком" на рынок тарифного плана "Безлимитный 50" (подключение с федеральным номером). За 50 долл. (без учета НДС) абоненты получают бесплатные местные вызовы и 10 Мбайт предоплаченного трафика данных.

Маневры нишевых игроков, таких как "Корбина", "Скай Линк" или "Сонет", пока мало интересуют национальных GSM-операторов. У "большой тройки" огромные преимущества - широкая зона покрытия в России (плюс роуминг в зарубежных сетях) и возможность замены телефонного аппарата путем перестановки SIM-карты, содержащей всю информацию об абоненте. Ни D-AMPS, ни CDMA такими возможностями похвастаться не могут.

Возможно, ситуация изменится уже в этом году. Проект "Скай Линк" позиционируется как федеральный. Не исключен и вариант появления на рынке телефонов, работающих одновременно в сетях IMT-MC-450 и GSM, - это сделает роуминг еще проще. Принципиальных технологических препятствий для этого нет.

Подобные перспективы должны как минимум насторожить GSM-операторов.

Примечательно, что в конце прошлого года МТС и "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн GSM") друг за другом предложили абонеом по сниженным ценам. "Эксклюзив" от МТС и "Супер GSM" от "ВымпелКома" стоят одинаково - 139 долл. в месяц без учета налогов. По сравнению с предыдущими ценами (МТС - 249, "ВымпелКом" - 180 долл. за прямые московские номера) ввод "федеральных" безлимитных тарифов выглядит существенным удешевлением, хотя на фоне предложений нишевых игроков трехзначные цены смотрятся довольно дико.

Сотовые операторы "большой тройки" планируют до конца 2004 г. запустить технологию EDGE, которая позволит абонентам передавать данные на высоких скоростях, характерных для сетей третьего поколения (3G). Аналитики считают, что через несколько лет российский рынок услуг на базе этой технологии может составить 500 млн долл. в год. Однако оборудование EDGE пока не сертифицировано Минсвязи, а телефонов, поддерживающих эту технологию, в России крайне мало.

МТС и "МегаФон" запустят EDGE в коммерческую эксплуатацию в IV квартале 2004 г.

Появление EDGE может заставить потесниться сотового оператора "Скай Линк".

По словам аналитиков AC&M-Consulting, сейчас доходы российских операторов от предоставления услуг GPRS составляют 1,5-2% общей выручки, или 75-100 млн долл. в год. Через 2-4 года доходы от GPRS/EDGE смогут достигнуть 7-10% общей выручки, или около 500 млн долл. в год. Однако отмечается, что это возможно только при активном продвижении и приемлемом качестве услуг GPRS/EDGE.

С помощью EDGE операторы намерены предоставлять не только высокоскоростной доступ в Интернет, но и такие мультимедиауслуги, как видео по запросу и мобильное телевидение. Последнюю услугу (пока на основе GPRS) недавно запустил в Москве "МегаФон".

Основным препятствием для запуска EDGE в коммерческую эксплуатацию является то, что оборудование для него пока не сертифицировано, а у операторов нет одобрения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) на использование EDGE.

Также в России начинается процесс консолидации усилий компаний, стремящихся получить лицензию на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения и "застолбить" за собой тем самым место на перспективном рынке. 15 июня объявили о планах объединить свои усилия в секторе 3G российский оператор-"компания СМАРТС" и представительство европейского холдинга Tele2 в России.

Создание такой организации позволит, в частности, относительно небольшим (по сравнению с "большой тройкой") региональным компаниям, "сложив" свои регионы, претендовать на получение федеральной лицензии на 3G-связь.

Одну из четырех лицензий на предоставление услуг сотовой связи в сетях третьего поколения (3G) скорее всего получит ЗАО "Скай Линк". Еще три будут распределены между операторами "большой тройки" - ОАО МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом".

Тем временем четвертый по величине российский сотовый оператор - "СМАРТС" и шведский холдинг Tele2 - владелец 12 российских региональных операторов, 11 из которых уже запустили сети GSM-1800, не теряют надежду заполучить последнюю лицензию.

По крайнеими можно не занимать" - решение Минсвязи о выдаче компании лицензии уже подписано.

Говоря о финансовых показателях, стоит отметить, что средний доход операторов сотовой связи от одного абонента (ARPU) по итогам прошлого года снизился на 25% и составил 15 долл. К такому выводу пришла аналитическая компания iKS-Consulting. Основная причина снижения этого показателя - ужесточение конкуренции на рынке.

По данным аналитиков, лидером по уровню ARPU среди лицензионных макрорегионов является Дальний Восток, где конкуренция между операторами сотовой связи пока слабее, чем в других макрорегионах, что позволяет им держать тарифы на более высоком уровне. Там показатель ARPU составлял 24 долл., а доля в общих доходах РФ от услуг сотовой связи составила 4,6%.

Другая причина падения ARPU - рост числа препейдных абонентов, доля которых в 2003 г. выросла с 37% почти до 50%. Такие пользователи тратят на связь в 2,5 раза меньше, чем контрактники. По мнению экспертов, как только на Дальний Восток придет "большая тройка" GSM-операторов, тарифы в этом регионе снизятся.

iKS-Consulting отмечает, что в мае 2004 г. мобильной связью пользовались 47,32 млн человек. Из них 13,24 млн проживают в Московской лицензионной зоне.

В целом по России уже третий месяц лидерство по приросту абонентов держит "ВымпелКом", а МТС его опережает по количеству подключений только за счет прироста абонентов в Украине и Беларуси. Наибольшая доля всех подключений у операторов пришлась на российские регионы, а в Москве рост количества новых абонентов замедлился - в апреле их было подключено на 11% больше, чем в мае.

Отсутствие спроса на услуги "МегаФона" (оператор подключил всего 10 тыс. абонентов) можно объяснить тем, что многие москвичи нуждаются в хорошей связи на дачах, а качество его сети в Московской области оставляет желать лучшего.

Партнерские соглашения по роумингу, заключенные отечественными операторами, распределились так: МТС в этом году заключил и продлил контракты с 289 зарубежными партнерами в 146 странах мира, "МегаФон" - с 336 в 175, компания "ВымпелКом" (бренд "Би Лайн") - со 174 в 120, а оператор Tele 2 - с 250 в 250.

В целом можно отметить, что пока переход к услугам третьего поколения идет крайне медленно, операторы проводят довольно активные кампании по продвижению новых решений и услуг, но спрос на них по-прежнему невелик. В значительной степени это связано с психологией абонентов. Судьба 3G и вообще высокоскоростной мобильной связи в России зависит от того, удастся ли объяснить абонентам, что новые, зачастую дорогостоящие сервисы действительно могут принести пользу и удовольствие.

При подготовке статьи использовались материалы "Русского Фокуса", газеты "Ведомости" и интернет-ресурсов ComNews, Cnews.Ru, mobile-review.com.

Главная страница / Архитектура отрасли