Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Основные направления государственной политики в области морского и речного транспорта

Морской транспортный флот под флагом Российской Федерации насчитывает 1416 судов общим тоннажем 6,5 млн т. Судоходные компании, находящиеся в России, имеют, кроме того, около 150 судов общим тоннажем около 8 млн т, зарегистрированных под иностранными флагами.

Основными проблемами морского флота России по-прежнему остаются старение судов под российским флагом и регистрация под иностранными флагами более 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев за последние 10 лет.

Переломить эти негативные тенденции призван вступивший в силу в январе 2006 г. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Он предусматривает освобождение судовладельцев, зарегистрировавших суда в Реестре, от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при импорте судов. При реализации судов, построенных на российских верфях, предусматривается применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость. При этом судовладельцы оплачивают государственную пошлину за первичную регистрацию судна и ее ежегодное продление в Реестре.

Минтранс России видит свою задачу в том, чтобы вызвать интерес у судовладельцев к регистрации вновь построенных судов в Российском международном реестре судов, в котором на данный момент зарегистрировано более 135 судов.

Как известно, Россия по объему внешней торговли морем занимает пятое место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира. Однако собственным морским флотом Россия обеспечивает лишь 4% объема внешнеторговых морских перевозок.

Минтранс России еще в 2002 г. предлагал внести в разрабатываемый законопроект «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» положения, предусматривающие определение списка стратегических товаров (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, зерно и некоторые другие) и резервирование определенного их объема перевозок за российскими участниками внешнеторговой деятельности. Однако эти инициативы не получили поддержки с учетом международных обязательств Российской Федерации в отношении либерализации рынка транспортных услуг, которые ограничивают возможность использования определенных инструментов государственной поддержки. Тем не менее, необходимо продолжить поиск приемлемых путей повышения конкурентоспособности российского флота с точки зрения как обеспечения внешнеторговых и внутренних экономических интересов России, так и развития экспорта транспортных услуг по перевозкам грузов иностранных фрахтователей (ГИФ).

Минтранс России совместно с Минпромэнерго России активно участвует в подготовке стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 г., в том числе в разработке первоочередных инновационных проектов, направленных на обновление российского флота, обеспечение строительства в России крупнотоннажных судов и организацию производства высококачественного унифицированного судового оборудования.

В условиях интенсификации перевозок, в частности, перевозок опасных грузов, особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним. При этом за последние 10 – 15 лет подходы к обеспечению безопасности мореплавания значительно изменились. Сегодня делается упор на создание высокотехнологичных интегрированных систем с международным разделением функций и интенсивным информационным обменом. За последние годы в России созданы и модернизированы системы управления движением судов, охватывающие районы с наиболее интенсивным судоходством во всех регионах страны. Созданы и успешно эксплуатируются:

глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля местоположения судов (система мониторинга «Виктория»). В ближайшей перспективе система «Виктория» послужит основой для выполнения Россией недавно принятых требований Международной морской организации по обеспечению дальнего обнаружения судов и мониторинга их движения;

региональная система безопасности мореплавания в Финском заливе. Эта уникальная система позволяет осуществлять контроль и управление судоходством в реальном масштабе времени на всей акватории Финского залива, от портов Санкт-Петербург и Приморск до острова Гогланд.

Реализован проект межгосударственной системы мониторинга судов во всем Балтийском море в рамках международной организации «Хельсинская комиссия». Разработана концепция развития систем безопасности мореплавания в северном регионе.

Россия как государство флага несет ответственность за соответствие судов, плавающих под флагом Российской Федерации, международным и национальным требованиям в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, где бы эти суда ни находились. У нас создана достаточно эффективная система контроля российских судов, позволяющая обеспечить приемлемый уровень их технического состояния. Так, по предварительным итогам 2006 г. Россия как государство флага вошла в «белый» список Токийского меморандума, что позволит уменьшить количество проверок российских судов за рубежом.

Минтрансом России регулярно проводятся мероприятия по повышению безопасности мореплавания с целью выработки мер для предотвращения аварий на морских судах, кораблекрушений. Эти мероприятия направлены на защиту российских моряков, плавающих на судах как под российским флагом, так и под иностранными.

В соответствии с Морской доктриной обеспечение эффективной работы и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры – одно из основных направлений государственной политики в области морского транспорта. Доля зарубежных портов в обработке российских внешнеторговых грузов постепенно уменьшается. По прогнозам, к 2010 г. она сократится до 10%. К необходимым элементам, способствующим повышению конкурентоспособности и эффективности работы портов, относится создание портовых особых экономических зон.

Важным направлением работы департамента является обеспечение сотрудничества в рамках своей компетенции с иностранными государствами и международными организациями. Проводится работа по развитию договорно-правовой базы, регулирующей отношения с иностранными государствами в области морского транспорта. В настоящее время более чем с 50 странами подписаны двусторонние межправительственные соглашения в области морского транспорта. Продолжается работа по согласованию примерно 20 международных договоров, регулирующих отношения России в области морского транспорта с Алжиром, Турцией, Южной Кореей, Мексикой, Украиной, Казахстаном, Азербайджаном, Польшей, Литвой и другими странами.

Государственная политика в области морского и речного транспорта направлена на развитие флота и портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов морских внешнеторговых, каботажных перевозок и транзита груза, повышение безопасности мореплавания, охрану окружающей среды, создание условий труда и социальной защиты членов экипажей морских судов, а также на совершенствование российского законодательства и развитие договорно-правовой базы, регулирующей отношения с иностранными государствами.

Главная страница / Архитектура отрасли