Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ИТ в газовой промышленности: оценка экспертов региональных компаний ОАО "Газпром"



К таким проектам можно отнести участие ООО "Газпром трансгаз Ухта" в проектировании ИТ-инфраструктуры и ИУС П системы магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, создание резервного ЦОД с целью достижения катастрофоустойчивости корпоративного ЦОД, а также внедрение SAP ERP 2005 в объеме бухгалтерского и налогового учета. Еще одно важное внедрение, реализованное за последнее время, - это инсталляция программного комплекса динамического моделирования газотранспортной системы предприятия.

В течение нескольких лет информационная служба АСУ разрабатывала программные средства для описания процессов систем управления ООО "Газпром добыча Надым". В первую очередь мы обратились к финансово-экономической деятельности, где программы базировались на различных платформах и носили разрозненный характер. Естественно, что дублирование и многократный ввод информации были неизбежны.

Три года назад руководством организации было принято решение о рассмотрении и оценке дальнейшей реализации информационной системы Общества. Спроектированная компанией IВС концепция развития предприятия затронула как техническую, так и функциональную стороны потребностей всех служб и филиалов Общества. После ее создания была произведена оценка стоимости и разработаны этапы развития всей информационной технологии предприятия.

За последние годы в ООО "Газпром трансгаз Чайковский" было реализовано достаточно много ИТ-проектов. К наиболее интересным из них относятся:

- автоматизация оперативного финансового планирования и учета фактического движения денежных средств - создание эффективного механизма формирования оперативной и достоверной информации, необходимой для регулирования взаиморасчетов, повышения платежной дисциплины, ускорения оборачиваемости денежных средств;

- автоматизация управления персоналом и расчета заработной платы - учет движения персонала на предприятии, ведение личных дел сотрудников, штатного расписания, расчеты с персоналом по оплате труда в соответствии с действующим законодательством;

- автоматизация учета транспортных средств на предприятии - учет пробега транспортных средств, отработанного времени и грузооборота с разбивкой по транспортным средствам и водителям. Учет движения узлов транспортных средств, их замена и ремонт;

- автоматизация управления капитальным строительством и капитальными ремонтами - формирование планов на капитальное строительство и ремонты, контроль выполнения планов. Оперативный доступ к договорным документам и проектно-сметной документации;

- автоматизация метрологического учета - ведение единого реестра средств измерения в разрезе отдельных номенклатурных номеров, с разбивкой по видам, типам средств измерения, измеряемым параметрам, местам установок и ответственным работникам. Автоматизация учета и планирования технического обслуживания приборного парка предприятия;

- автоматизация планирования и калькулирование себестоимости - планирование и калькулирование себестоимости транспорта газа в соответствии с методическими рекомендациями ОАО "Газпром" на основании балансовой модели;

- автоматизация управления имуществом - ведение единого реестра недвижимого имущества и земельных участков. Учет долгосрочных вложений, анализ данных и оценка эффективности;

- автоматизация управления тендерами - оперативное получение необходимой информации на протяжении всего жизненного цикла тендера, хранение необходимой документации;

- автоматизация процесса планирования материальных запасов на предприятии - оперативное формирование заявок на материальные ценности, составление графиков поставок. На данный момент КИС решает задачи, стоящие перед нашим предприятием, еще не в полном объеме. Дальнейшее развитие КИС будет состоять в переходе с эксплуатируемых разнородных систем на SAP ERP 2005 во всех филиалах организации в объеме функционала бухгалтерского и налогового учета, управления МТР и формирования отчетности. В ближайших планах - развитие информационно-управляющей системы транспорта газа, а также наращивание аналитических возможностей системы на основе корпоративного хранилища данных.

Весь прошлый год мы посвятили построению модели ИТ в области финансово-экономической деятельности и тестированию ее на частично реальных массивах. В итоге восемь подразделений ООО "Газпром добыча Надым" уже работают по этому принципу. Устранив ряд ошибок, сегодня мы готовимся к внедрению ИТ-модели в остальных филиалах нашего Общества. С 1 января 2009 г. данная система должна охватить все подразделения. Для этого создана единая система обработки данных, улучшена система коммуникаций, т. е. приняты все меры, которые позволят исключить дублирование, допущенные ранее ошибки и т. д.

Планы на 2009 г. будут согласовываться с работой ОАО "Газпром" по созданию типовых информационно-управляющих систем предприятия, обеспечивающих автоматизацию бизнес-процессов дочерних обществ и организаций, а также по эксплуатации ряда программных комплексов, не вошедших в проект ООО "Газпром добыча Надым".

Поскольку КИС нашего общества выстраивается уже более семи лет, сегодня этой системой охвачены все основные бизнес-процессы, постепенно идет автоматизация второстепенных. Тем не менее, система все время развивается и оптимизируется: совершенствуется инструмент разработки, применяются новые технические средства, решения тиражируются на все филиалы Общества. Разработаны планы по развитию и оптимизации КИС до 2010 г. Основной упор в них сделан на построение в конечном итоге системы бюджетирования предприятия и развитие средств анализа информации, а также оптимизации и автоматизации подготовки корпоративной отчетности для ОАО "Газпром". Анализ состояния АСУ всего "Газпрома" повлек за собой разработку новой стратегии развития информационных технологий. Если раньше дочерние предприятия ОАО "Газпром" работали на основе "индивидуальных" справочников программного обеспечения, то сегодня происходит процесс активной централизации. Создаются шаблоны, которые станут помощниками в поиске данных. И новые стандарты будут отрабатываться на отдельных предприятиях "Газпрома". Так, среди транспортирующих предприятий выбор пал на Самарское дочернее общество, среди добывающих - на Астраханское. В основу создаваемых шаблонов войдут и наши собственные разработки. Но это уже вопрос будущего.

На текущий момент все свои предложения по затратам на информационные технологии мы утверждаем в финансово-экономическом департаменте ОАО "Газпром" и, если доказываем их необходимость, получаем соответствующее финансирование.

В настоящее время у нас внедрена и успешно функционирует ERP-система, которая объединяет практически все важные бизнес-процессы на предприятии. Тем не менее, мы достигли уровня, когда только элементов ERP-ориентированного workflow, направленного в первую очередь на передачу данных между разными уровнями учета, уже недостаточно. Появляется необходимость в стандартизации процессов, контроле и анализе исполнения работ, информированности о состоянии и стадии выполнения задач, повышении уровня осведомленности исполнителей на всем протяжении процесса и т. д. Поэтому сейчас мы приступаем к активному развитию BPM-решений на базе системы электронного документооборота и управления взаимодействием DIRECTUM.

Поскольку основные функционирующие ИС построены на одной платформе, то мы легко можем строить BPM-решения в тесной интеграции с решениями ERP-системы. На мой взгляд, процесс интеграции сегодня является ключевым требованием, как в развитии, так и в модернизации приложений. В этом случае используются различные подходы и методы, которые определяются необходимостью достижения конечного результата. Одно из основных требований - надежность подобных решений и их эксплуатационная устойчивость.

Информационно-управляющую систему мы рассматриваем без централизации, следовательно, необходимые бизнес-приложения входят в эту структуру автоматически. Исходя из концепции SOA, типовым решением для нашего предприятия стала платформа SAP R/3, особенность которой заключается в том, что за счет ее универсальности охватывается больший объем смежных процессов. На базе этой платформы мы создали собственный продукт - информационно-управляющую систему производственно-хозяйственной деятельности (ИУС ПХД).

Проблема интеграции бизнес-приложений для крупных предприятий достаточно актуальна, и мы здесь не исключение. ИС ООО "Газпром трансгаз Чайковский" активно развивается. Уже сегодня система включает в себя три основных бизнес-приложения - КАС "Бизнес Люкс", КАС "Управление персоналом", DIRECTUM, которые имеют общую платформу и интегрируются практически бесшовно. Однако постоянное наращивание системы, расширение состава модулей (следовательно, и точек интеграции), появление новых приложений, а также активное использование внутреннего портала требуют пересмотра подходов к методам развития функциональности систем и методов интеграции. Применение SOA-приложений позволит нашей ИС перейти на новый, более качественный уровень развития. Например, использование SOA-сервисов обеспечит безболезненное внедрение новых бизнес-приложений на предприятии, сокращение количества обращений за технической поддержкой, повышение прозрачности процессов управления системой предприятия и т. д. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что направление SOA в ближайшие годы будет активно развиваться.

На нашем предприятии реализован единый ЦОД, который централизованно обслуживает ключевые приложения на основе корпоративного портала. Высокая надежность достигается путем дублирования ("горячий" резерв, горизонтальное распределение нагрузки) всех без исключения элементов и компонентов ИТ-инфраструктуры.

В настоящее время у нас действует единый центр обработки данных с централизованным обслуживанием ключевых приложений в едином информационном пространстве.

Вся корпоративная информация хранится в системе управления базами данных MS SQL. В аппарате управления и филиалах компании для хранения каждого действующего бизнес-приложения предназначена отдельная база данных. Обмен данными между филиалами происходит в off-line режиме. Все данные в ходе репликации аккумулируются в аппарате управления, который и является ЦОД. В филиалы попадают лишь отфильтрованные данные. И в каждом подразделении настроено автоматическое резервное копирование баз данных. Все резервные копии сохраняются на отдельный ресурс, не зависящий от сервера БД, что в целом повышает надежность хранения данных.

Сейчас продолжаются реконструкция и модернизация АСУ ТП процессов на Медвежьем газоконденсатном месторождении, где целиком учитывается вся автоматизация. На Ямсовейском и Юбилейном нефтегазоконденсатных месторождениях система управления уже полностью автоматизирована. А вновь создаваемые комплексы, например, на Ямале, сейчас проходят экспертизу не только на "местном" уровне, но и в соответствующих департаментах ОАО "Газпром". Эти комплексы также автоматизированы, с пополнением необходимых данных АСУ ТП для решения функциональных задач управленческого, экономического и финансового характера всего предприятия в целом.

На данный момент полностью автоматизированы система линейной телемеханики СПУРТ и управление вторым цехом Чайковского ЛПУМГ с передачей прав управления снизу. В ближайшее время планируются модернизация СПУРТ в филиалах и переход на высокоскоростные каналы Е1.

Мы пользуемся услугами внешних поставщиков для поддержки IT-комплекса предприятия. Метод поддержки в данном случае является смешанным, часть работ мы выполняем самостоятельно.

Еще недавно обслуживание технических и программных средств осуществлялось собственными силами, но с вводом ERP-системы на базе SAP R/3 мы обращаемся и, думаю, в течение следующего года также будем обращаться за помощью и поддержкой к разработчикам из компании "БДО Юникон". Это происходит потому, что в отсутствие квалифицированных ERP-специалистов нам самим необходимо тщательно изучить систему управления ресурсами предприятия. В то же время весь комплекс технических работ по обслуживанию системы, от ремонта до регламента, мы выполняем самостоятельно.

На данный момент мы не считаем целесообразным отдавать разработку и поддержку КИС на аутсорсинг. Во-первых, в ряде случаев необходимо оперативное реагирование на возникающие проблемы в КИС, что недостижимо при работе по данной схеме. Во-вторых, эффективная работа внешнего поставщика на нашем предприятии без участия сотрудников нашей службы практически невозможна. В настоящее время мы сотрудничаем с основным разработчиком нашей КИС - НПО "Компьютер". Поскольку все приложения, составляющие КИС, разработаны на единой платформе, они легко интегрируются и используют собственный инструмент разработки - IS-Builder. Системы являются достаточно открытыми. Программисты общества прошли обучение на IS-Builder и за более чем семилетнее сотрудничество с НПО "Компьютер" получили достаточный опыт для того, чтобы поддерживать и развивать все системы собственными силами. Подрядчиков мы привлекаем в основном для разработки и внедрения сложных проектов в новых областях.

Главная страница / Архитектура отрасли