Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Предоставление акционеру информации

Одним из корпоративных прав акционера, имущественным по своей природе1, является право на получение информации, которую акционерное общество обязано предоставить в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» посредством обеспечения доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 этого закона

(ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах»). В свою очередь на акционера закон возлагает обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества (п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)).

Согласно ст. 128 ГК РФ информация является самостоятельным объектом гражданских прав. Причем, несмотря на все возрастающую значимость этого объекта в гражданском обороте и попытки многих российских и зарубежных юристов исследовать его правовую природу, изучена она довольно слабо. Это приводит не только к формированию противоречивой практики в отношении информации как объекта гражданских прав, но и к законодательным коллизиям. Одной из них, возникшей с принятием ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее – ФЗ «О коммерческой тайне»), и посвящена настоящая статья.

Из множества классификаций информации, существующих в правовой доктрине, нас интересует прежде всего та, которая построена по признаку возможности свободного доступа к информации третьих лиц. При такой классификации информация может быть разделена на общедоступную и необщедоступную.

Поскольку в гражданском законодательстве есть как категория «конфиденциальная информация» (см., например, ст. 67 ГК РФ2), так и категория «информация, составляющая коммерческую тайну», необходимо разобраться в соотношении этих двух понятий.

Конфиденциальная3 информация относится к категории информации, доступ к которой ограничен. Информация, составляющая коммерческую тайну, – лишь один из видов конфиденциальной информации, обладающей дополнительными (по сравнению с вообще любой конфиденциальной информацией) обозначенными в законе признаками.

Четкого определения конфиденциальной информации, закрытого или более-менее подробного перечня составляющих ее сведений, критериев отнесения той или иной информации к конфиденциальной, за исключением тех, которые вытекают из смысла слова «конфиденциальный», в законодательстве нет и быть не может, прежде всего исходя из общих начал гражданского законодательства, принципа диспозитивности (самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав) сторон. Можно предположить, что в целях обеспечения необщедоступности конфиденциальной информации ее правообладатель самостоятельно может устанавливать критерии отнесения той или иной информации к категории конфиденциальной. Естественно, что в таком случае должны быть соблюдены императивные нормы закона, ограничивающие свободу правообладателя в установлении ограниченного доступа к какой-либо информации, если таковые запреты в законодательстве имеются.

В корпоративных правоотношениях информация согласно ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществахелимому кругу лиц – акционерам. Можно ли в таком случае утверждать, что вся информация, получаемая акционером в рамках реализации его корпоративного права на информацию, за исключением общедоступной (раскрытой/подлежащей обязательному раскрытию самим обществом), является конфиденциальной?

В отсутствие общедоступной судебной практики по данному вопросу можно предположить, что, даже если общество в отношениях с акционерами четко не определило, что именно такая-то информация является конфиденциальной, акционер в целях добросовестного соблюдения им п. 2 ст. 67 ГК РФ должен считать таковой (т. е. конфиденциальной, необщедоступной) любую необщедоступную информацию, полученную им в рамках корпоративных отношений от акционерного общества. По нашему мнению, акционер должен руководствоваться указанным принципом независимо от того, заключен между ним и обществом договор о неразглашении конфиденциальной информации или нет. Следование принципу отнесения любой, кроме общедоступной, полученной от общества информации к конфиденциальной прежде всего отвечает интересам самого акционера, так как устраняет возможность возникновения какой-либо ответственности перед обществом за ее разглашение.

***

Остановимся на отличиях, которые, как нам представляется, существуют в отношениях между обществом и акционером, возникающих в связи с защитой конфиденциальной информации вообще и охраной информации, составляющей коммерческую тайну, как разновидности конфиденциальной информации, правовой режим которой регулируется специальным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, (в нашем случае таковым будет акционерное общество. – Прим. автора) мер, указанных в ч. 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» (ч. 2 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне»). К таким мерам в числе прочих относится регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.

Рассматривает ли в данном случае ФЗ «О коммерческой тайне» акционера в качестве контрагента акционерного общества? Если нет, то можно ли применять названную норму по аналогии и к акционерам?

Если ответ на оба предыдущих вопроса будет отрицательным, то каким образом регулировать отношения между обществом и его акционером по предоставлению информации, составляющей коммерческую тайну? Ведь исходя из предмета регулирования ФЗ «О коммерческой тайне»4 передача информации, составляющей коммерческую тайну, может осуществляться только в соответствии с его нормами. В противном случае обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, рискует лишитьса.

Итак, должен ли режим коммерческой тайны устанавливаться акционерным обществом в отношении информации, которую оно обязано предоставлять акционерам в силу

закона (статьи 91, 89 ФЗ «Об акционерных обществах»), для того чтобы информация,

составляющая коммерческую тайну, правообладателем которой является акционерное общество, становилась охраноспособным объектом с точки зрения специального закона – ФЗ «О коммерческой тайне»? Обязано ли общество предоставлять акционеру информацию, составляющую коммерческую тайну, исключительно по договору/соглашению?

Согласно п. 11 ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. В связи с этим возникает вопрос, имеет ли право акционерное общество установить режим коммерческой тайны в отношении какой-либо информации, содержащейся в документах, которые оно обязано предоставить акционерам в силу закона?

Во-первых, специальные нормы об обязательном предоставлении акционерным обществом информации содержатся в главе 13 ФЗ «Об акционерных обществах». Логический анализ норм статей 90–92 ФЗ «Об акционерных обществах» позволяет сделать вывод о том, что одним из видов предоставления акционерным обществом информации о себе является «предоставление» ее акционерам (ст. 91), другим видом – «раскрытие» (ст. 92). Иными словами, законодатель определяет термин «раскрытие» как обязательное предоставление акционерным обществом информации именно неограниченному кругу лиц. Статья 92 ФЗ «Об акционерных обществах» определяет случаи и перечень информации, подлежащей «обязательному раскрытию обществом».

Во-вторых, доступ к документам, указанным в ст. 89 ФЗ «Об акционерных обществах», уже ограничен по кругу лиц названным законом – такими лицами являются акционеры. Это означает, что, по крайней мере, не вся содержащаяся в этих документах информация, является общедоступной.

Таким образом, можно сделать вывод, что акционерное общество имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в отношении определенной необщедоступной информации, содержащейся в документах, которые оно обязано предоставить акционерам в силу закона, и отвечающей признакам, указанным в п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне». Это утверждение, безусловно, не относится к информации, в отношении которой не может быть установлен режим коммерческой тайны в соответствии с прямым запретом, предусмотренным в ФЗ «О коммерческой тайне».

В силу ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»5 информацию, составляющую коммерческую тайну, в гражданско-правовых отношениях, коими являются в том числе и корпоративные отношения, можно передавать только по договору, и на такую информацию в полной мере должно будет распространяться действие ФЗ «О коммерческой тайне».

***

ФЗ «О коммерческой тайне» является специальным редоставлению информации, составляющей коммерческую тайну. Логично предположить, что в описанной выше ситуации его нормы должны иметь приоритет. Вряд ли можно категорично утверждать, что в подобной ситуации право акционера на получение информации ущемляется. Он не лишается своего права, но при его реализации не должны нарушаться императивные нормы и иных законов, тем более если таковые к тому же являются специальными.

Таким образом, существует риск того, что реализация акционером его права на информацию может быть затруднена в некоторых случаях в связи с коллизией, возникшей в действующем законодательстве. В настоящее время сложно говорить о том, по какому пути пойдет судебная практика. Кроме того, полагаем, что возникшую коллизию ввиду значительности проблемы необходимо разрешать на законодательном уровне, т. е. на том, на котором она возникла и на котором должна была быть изначально урегулирована.

1 См.: Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права//Журнал российского права. 2004. № 2. С. 40–49; Шабунова И.Н. Юридическая природа и содержание прав участника акционерного общества на управление и на иформацию// Хоз. и право. 2003. № 4. С. 100–109;

2 Такая правовая категория, объект гражданского права как «конфиденциальная информация», несомненно, существует: иначе придется сделать вывод, что обязанность по неразглашению конфиденциальной информации участниками хозяйственных обществ установлена в отношении несуществующего объекта;

3 От лат. confidentia – доверие. Конфиденциальный – доверительный, секретный (см.: Толковый словарь С.Ю. Ожегова);

4 Ст. 1 ФЗ «О коммерческой тайне»: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к комерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников

регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну»;

5 «Передача информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности».



Главная страница / Архитектура отрасли