Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

АТС в жилом доме - нарушение санитарно-эпидемиологических норм?

Не один год продолжается дискуссия на тему влияния на здоровье человека эксплуатации автоматических телефонных станций. Особую актуальность данная проблема приобретает при рассмотрении вопроса о правомерности установки соответствующего оборудования в жилых домах.

Начиная с 2002 года участились обращения граждан или уполномоченных органов к операторам связи с требованиями прекратить эксплуатацию оборудования АТС, размещенных в жилых домах. Суть претензий сводится к тому, что операторы нарушают требования Санитарных правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.984-00, согласно которым запрещено размещать в жилых зданиях общей площадью 100 кв.м АТС, в частности SI-2000, «БЭТО». Такие станции должны находиться вне жилых домов на расстоянии не менее 50 м. При этом жильцы утверждают, что испытывают влияние оборудования на состояние здоровья, полагая, что уровень шума, электрического излучения и вибрации превышает допустимые нормы. Обоснованны ли претензии к операторам связи?

Позиция жильцов основывается на праве граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003, установлены гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, а также основания их пересмотра.

Санитарно-защитная зона – обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Площади СЗЗ используются с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством. А утверждается санитарно-защитная зона при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей.

При рассмотрении этой проблемы условно можно выделить два основных вопроса:

– относится ли размещаемое оборудование к автоматическим телефонным станциям;

– распространяются ли действующие СанПиН на уже установленные АТС.

В частности, в обращении жителей одного из домов речь шла об абонентских концентраторах электронной АТС 61-62 типа «БЭТО», электронной АТС 27-28 типа SI-2000, АТС-6 типа АТСКУ (кросса абонентских линий), которые являются подстанциями и эксплуатируются с 1997 и 2001 года. При этом размещение таких подстанций было согласовано с центром Госсанэпиднадзора.

Указанное оборудование функций АТС не выполняет, так как не может предоставлять услуги автономно. Кромем уровням шума, вибрации, электромагнитного излучения, о чем свидетельствуют неоднократные замеры.

С 01.10.2001 года вступили в силу санитарные правила «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001. Если размеры санитарно-защитной зоны действующих предприятий, сооружений и иных объектов не соответствуют требованиям, установленным указанными СанПиН, администрация предприятия составляет планы мероприятий по организации санитарно-защитной зоны, которые согласовываются с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Сокращение (увеличение) размеров СЗЗ осуществляется учреждениями государственной санэпидслужбы с учетом результатов данных санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов, характеризующих применяемый технологический процесс, расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, плана детальной планировки и застройки и при обязательном подтверждении достаточности СЗЗ данными систематических лабораторных наблюдений за состоянием среды обитания человека в соответствии с п. 2.20 СанПиН.

Для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и иных объектов должна быть разработана проектная документация по обоснованию размеров санитарно-защитной зоны.

Эти нормы обязывают при размещении телефонных станций устанавливать санитарно-защитные зоны – 50 м (п. 17 раздел 4.4 СанПиН).

В своих заключениях департаменты санитарно-эпидемиологического надзора ссылаются на санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.1002-00, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ, Первым заместителем Министра здравоохранения РФ 15.12.2000). В жилых зданиях не допускается размещать объекты общественного назначения, оказывающие вредное воздействие на человека (п. 3.4 СанПиН). Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания (п. 3.5 СанПиН). При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений (п. 3.6 СанПиН).

В данном случае с гигиенической точки зрения нежелательно размещать оборудование АТС во встроенных в жилые зданиях помещениях из-за ряда физических параметров, таких, как электромагнитные поля, уровни шума, превышающие допустимые гигиенические нормативы.

Вместе с тем, учитывая разнообразие применяемого оборудования и различную мощность электромагнитного излучения, уровней шума, вопросы о возможности эксплуатации в жилом здании АТС должны решаться в каждом конкретном случае на основании результатов фактически выполненных измерений вредных факторов, с учетом жалоб граждан, проживающих в непосредственной близости от данного объекта.

В соответствиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно Указу Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (п. 10 Указа).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выступает Министерство здравоохранения РФ (см. Положение «О государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554).

Таким образом, СанПиН 2.1.2.1002-00 не являются нормативно-правовыми актами в контексте вышеперечисленных норм.

Решением Верховного суда РФ от 03.04.2003 № ГКПИ 03-191 были признаны соответствующими действующему законодательству «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001, в части установления санитарно-защитной зоны в отношении всех без исключения АТС (с ограничением – 50 м), а также тот факт, что данные ограничения распространяются на уже построенные объекты связи. То есть фактически речь шла об обратной силе нормативного акта.

Вместе с тем постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38 введены в действие «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003. Данным документом ограничение в отношении автоматических телефонных станций не установлено. Следовательно, можно сделать вывод, что санитарно-защитная зона в целях эксплуатации АТС в настоящее время не предусмотрена действующими нормативными актами.

В отношении отдельных жалоб граждан, проживающих в домах, в которых находится соответствующее оборудование, вредоровье должно определяться на основании результатов фактически выполненных измерений вредных факторов в каждом конкретном случае уполномоченными органами, осуществляющими государственный санэпиднадзор и оформляющими санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Главная страница / Архитектура отрасли