Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Управление тарифной политикой, автоматизация управления тарифной политикой

Тарифная политика всегда играла особую роль в развитии компаний холдинга. Не является исключением и нынешний год. Действует новый Закон «О связи», в стране реализуется программа монетизации льгот различным категориям населения, ожидается принятие дополнительных нормативных актов, определяющих порядок формирования тарифов в изменившихся рыночных условиях. Что ожидает тарифную политику «Связьинвеста» в ближайшее время и как это скажется на дальнейшем развитии предприятий? На вопросы нашего издания отвечает исполнительный директор – директор департамента экономической и тарифной политики ОАО «Связьинвест» Станислав Авдиянц.

Станислав Петросович, какую тарифную политику проводит департамент в настоящее время?

Деятельность нашего департамента в части регулируемых государством тарифов в значительной мере зависит от действующего законодательства в данной сфере. Сегодня это, в частности, известное постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 715 «О совершенствовании государственного регулирования тарифов на услуги связи». В прошлом году мы ожидали новый нормативный документ, который бы отражал произошедшие в отрасли изменения, обусловленные в том числе вступившим в действие новым Законом «О связи». Но сроки принятия этого документа затягивались, и было принято решение о развертывании работ по очередному изменению тарифов на существующей нормативной базе с середины 2004 года. Однако в связи с реформой федеральных органов исполнительной власти реализовать задуманное в сроки не представилось возможным.

Как известно, в отрасли новый тарифный регулятор – Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), прежде эти функции выполняло МАП России. Несмотря на продолжительный период формирования новой структуры, в том числе состава Правления Службы, ФСТ России по просьбе ОАО «Связьинвест» достаточно оперативно приняла решение о развертывании очередной тарифной кампании. Решениями Правления ФСТ России были введены новые тарифы: для одной МРК – с 1 сентября, для четырех – с 1 октября и еще для двух – с 1 ноября прошлого года.

Результаты этой кампании нас удовлетворяют. Тарифы на услуги городской связи увеличились для населения в среднем на 30%, для организаций – на 29%. Примерно такие же показатели и по сельской телефонной связи. Как и в прошлые годы, изменения не коснулись междугородной телефонной связи, но с учетом инфляции только за последние два года тарифы на этот вид услуг в реальном исчислении «потеряли в весе» приблизительно 24%. То же можно сказать и о тарифах на местную связь.

Отношения с регулирующими органами строятся в форме диалога?

Да, но не только. Диалог продолжается и вне рамок тарифной кампании. За непродолжительное время взаимодействия с ФСТ России операторам и ОАО «Связьинвест» пришлось принять новые достаточно жесткие требования регулятора к формированию документов, их аргументации и новым процедурам представления, рассмотрения материалов и принятия решения. В то же времяФСТ России с пониманием относится к проблемам операторов, что подтверждается результатами прошедшей тарифной кампании. На всех этапах сотрудничества ОАО «Связьинвест» с тарифным регулятором активное участие принимает и Мининформсвязи России.

В 2002 году тарифы были на уровне 60% от себестоимости услуг...

С тех пор произошли изменения в лучшую сторону. Сегодня можно сказать, что тарифы на услуги городской телефонной связи для населения вышли на уровень бухгалтерской себестоимости, то есть они покрывают расходы, которые несут предприятия по оказанию этих услуг. Ни о какой инвестиционной составляющей говорить пока не приходится. А вот тарифы на услуги для юридических лиц несколько выше, и в них уже заложена небольшая инвестиционная составляющая.

В ближайшее время должен появиться новый нормативный документ, в котором, как мы ожидаем, помимо положения о том, что тарифы должны обеспечивать компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли, будет раскрыто содержание понятия «экономически обоснованные затраты» и конкретизированы подходы к определению нормативной прибыли. После выхода постановления должна быть подготовлена методика расчета нормативной прибыли для формирования регулируемых тарифов на услуги связи, включающая принципы расчета объема задействованного капитала и ставки нормативной рентабельности.

Тарифы на местную телефонную связь будут разниться и в рамках одной МРК?

В некоторых МРК они будут различаться, ведь стоимость оказания услуг местной телефонной связи в регионах разная... Например, «Уралсвязьинформ» обслуживает большую территорию. Есть достаточно благоприятные в климатическом отношении территориальные образования, скажем Свердловская, Челябинская области. Совсем иные условия в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Аналогичная ситуация в филиалах «Дальсвязи» и «Сибирьтелекома». Тарифы в Приморье и в Магаданской области тоже не могут быть одинаковыми и т. д.

Возможно, в перспективе в рамках одной МРК перейдем на какой-то средневзвешенный тариф, означающий перекрестное субсидирование между филиалами уже в рамках одной услуги и одной компании.

Но ваша позиция в отношении перекрестного субсидирования всегда была отрицательной…

Да, считал и считаю, что это порочная практика. Мы уже давно должны были работать при нулевом перекрестном субсидировании. Но в этой части ныне действующее постановление Правительства не было выполнено. Почему? Регулятор в силу ряда причин не смог значительными темпами увеличить тарифы для населения. А перекрестное субсидирование сохраняется в основном именно в силу заниженных тарифов на услуги местной телефонной связи и искусственно поддерживаемых вследствие этого на высоком уровне тарифов на междугородную связь. К большому сожалению. Ведь отказ от перекрестного субсидирования означал бы, что в части междугородной связи мы становимся конкурентоспособной организацией. Сохранение высоких тарифов на услуги междугородной сходят операторы, которые могут себе позволить такую «роскошь», как снижение тарифов без ущерба для своего экономического развития.

В новом проекте постановления записано, что до 1 января 2007 года тарифы на местную связь должны выйти на уровень экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли. Это означает, что после вступления в силу постановления тарифы должны быть ребалансированы в течение двух лет. Очень сложная задача.

Как вы прокомментируете ситуацию с реализацией программы монетизации льгот?

Сегодня ситуация выправляется. Стоит отметить, что основные всплески недовольства населения были связаны с монетизацией льгот по проезду на транспорте. Наши компании в это же время начали выставлять стопроцентные счета на оплату услуг, и поступило не так много жалоб. Начиная с прошлого года операторы проводят среди абонентов большую разъяснительную работу, в том числе через СМИ и справочно-информационные службы, рассказывают о новых принципах предоставления льгот. Налажено взаимодействие с соответствующими структурами органов исполнительной власти на местах. Наша позиция такова: заслуженные люди в соответствии с действующими законами должны получать соответствующие компенсации от государства, а с оператором за предоставленные услуги они должны расплачиваться полностью.

Новый Закон «О связи» предоставляет абоненту право выбора повременки или абонентской системы оплаты. Какова ситуация в тех регионах, где проводился соответствующий эксперимент, что ждет повременку в будущем?

Это уже не эксперимент. Система повременного учета стоимости местных телефонных разговоров действует для населения в 18 областных и республиканских центрах – примерно в каждом четвертом субъекте Российской Федерации (если исходить из обслуживаемой ОАО «Связьинвест» территории), а для организаций – в 23 областных и республиканских центрах. Безусловно, компании исполняют требования Закона «О связи» в части права выбора. И когда к операторам обращаются желающие поменять повременку на абонентскую систему оплаты, то их просьба удовлетворяется. Бывает, кстати, и наоборот: абонентская плата повышается, и те абоненты, кто немного времени проводит за телефонными разговорами, отдают предпочтение повременке. Правда, не везде технические возможности позволяют удовлетворять такие просьбы.

В проекте нового нормативного документа, о котором говорилось выше, предусмотрено требование, согласно которому оператор должен разработать и утвердить в Федеральной службе по тарифам как минимум три обязательных тарифных плана для населения. Один повременный тарифный план, второй – абонентская плата, третий – комбинированная система оплаты, сочетающая элементы абонентской и повременной оплаты. После выхода этого постановления операторы будут разрабатывать и внедрять такие тарифные планы, а потребители смогут выбирать наиболее удобные для них.

В части изобретения новых тарифных планов есть чему поучиться у крупных сотовых компаний. Нашим операть и другие тарифные планы, я бы назвал их планами второго уровня, учитывающими, скажем, объем междугородного трафика, создаваемого абонентом, и т. д. Для организаций предусматривается один обязательный тарифный план – повременка (там, где есть техническая возможность).

Что касается перспектив повременки, то ее внедрение не приостанавливалось, оно несколько замедлилось в силу разных причин, в том числе в связи с отсутствием новой нормативной базы.

А будет ли техническая возможность для того, чтобы варьировать тарифные планы?

К решению такой задачи в первую очередь должны быть готовы существующие системы биллинга. Сегодня в компаниях холдинга работает масса разных систем, в том числе такие, которые уже не поддерживаются разработчиками. В настоящее время проводится большая работа по созданию единой биллинговой системы. И если мы утверждаем, что компания готова к работе в новых условиях, значит, она имеет соответствующий многофункциональный биллинг.

Тарифы «Ростелекома» тоже в компетенции «Связьинвеста»?

Тарифы на междугородную связь регулируются государством, а на международную связь, аренду каналов связи и т. д. – самим оператором. При установлении тарифов на международную связь компания в первую очередь ориентируется на рынок этих услуг, его развитие, соответствующие соглашения с операторами зарубежных администраций связи и т. д.

Какие еще актуальные задачи стоят перед вашим департаментом?

Одна из таких задач – экономическое планирование и прогнозирование деятельности компаний на перспективу. Практически завершен процесс разработки и одобрения советами директоров планов экономического развития на трехлетний период (2005 – 2007 годы), которыми предусмотрены соответствующие темпы развития компаний и повышения их эффективности.

Кроме того, у нас большой объем работ по сбору, проверке и анализу государственной и ведомственной статистической отчетности, масса форм отчетности – месячных, квартальных, годовой производственный отчет. Много информационного материала оперативного характера.

Еще одно крупное направление – аналитическая работа департамента. Оперируем финансовыми показателями деятельности компаний, изучаем динамику дебиторской задолженности, в том числе от федеральных структур и многое другое.

Вся эта информация после соответствующего анализа периодически представляется Мининформсвязи России, руководству холдинга для принятия соответствующих управленческих решений.

Главная страница / Архитектура отрасли