Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Сквозь тернии к информационному обществу



К доступности информации электронного правительства...

Уровень развития общества в настоящее время можно оценить по тому, какая часть всей накопленной им информации доступна гражданам в оперативном режиме. И начиная разговор о региональной информатизации, уместно вспомнить, что ее цель будет считаться достигнутой, если любой пользователь в регионе сможет получать любую нужную ему информацию в любой момент времени в любой точке пространства. Для этого нужна информация как таковая (контент), нужна инфраструктура его сбора и доступа к нему, нужны принципы и технологии его упорядочивания, нужно организационно-правовое обеспечение информационных процессов и многое другое, что включается в понятие информационного общества и электронного правительства. Сервисы электронного правительства будут практической реализацией конституционного права граждан на информацию.

Понимание информации как стратегического ресурса государства наступило не сегодня. Инициативу вице-президента США А. Гора по развертыванию национальной информационной инфраструктуры многие специалисты позиционировали как национальную идею. В настоящее время издано много оригинальных и компилятивных публикаций, посвященных концепциям электронного правительства. На абстрактном уровне вроде все понятно. Тем не менее скепсис в отношении быстрой реализуемости этих концепций есть, как существует и убеждение в том, что западный опыт можно и нужно брать на вооружение, ясно отдавая себе отчет, что имеются субъективные и объективные проблемы восприятия этого опыта, решение которых откладывать нельзя. Открываемая в журнале «Connect! Мир связи» серия публикаций будет посвящена в первую очередь региональной информатизации. Именно на уровне региона наиболее ярко проявляются отечественные проблемы информатизации.

И именно в регионах в качестве естественной реакции на эти проблемы формируются синергетические инициативы информатизации «снизу».

... в едином информационном пространстве органов власти

Последствия ошибочных решений при управлении территориями как большими социально-экономическими системами (уровень муниципального образования, региона и выше) могут быть болезненными. Достаточно вспомнить неперспективные деревни или пример из менее далекого прошлого – борьбу с алкоголизмом запретительными мерами. Думается, авторы этих инициатив поступили бы осторожнее, если бы могли заглянуть в будущее до принятия пагубных решений. Поэтому создание систем информационной поддержки принятия управленческих решений – одна из ключевых задач региональной информатизации. Основной проблемой здесь является то, что вся информация, необходимая для принятия управленческих решений в регионе, есть, но она разбросана по ведомственным и муниципальным информационным системам, собирается в интересах ведомственной вертикали и в комплексе для анализа в интересах региона недоступна.

Информация должна быть собрана в месна и сохранена в едином хранилище (региональной системе банков данных), выбрана из хранилища (по запросам либо по регламенту), аналитически обработана и выдана пользователю в удобной для него форме. Под аналитической обработкой понимается выявление тенденций, прогноз показателей, прогноз последствий управленческих решений до их принятия, а пользователями являются лица, принимающие решения, – руководство и должностные лица различных уровней служебной иерархии и сотрудники аналитических подразделений. Им должна быть доступна точная информация, описывающая объект управления – регион (по субъектам хозяйствования, населению, ресурсам региона, документальная, картографическая, если информация имеет пространственную привязку). При этом речь идет как о возможности получать детализированную информацию в режиме навигации (по конкретному предприятию, элементу кадастра и т. д.), так и о получении агрегированной информации по социальным группам, отраслям промышленности и пр. для анализа ситуации.

Эти процессы организуются в среде, называемой информационным пространством. На уровне региона информация должна собираться из муниципальных информационно-аналитических систем и ведомственных информационных систем, выверяться и интегрироваться для аналитической обработки в региональной информационно-аналитической системе органов государственной власти (РИАС ОГВ). На межрегиональном уровне информация может собираться и интегрироваться из РИАС ОГВ регионов округа и ведомственных систем федерального уровня (Госкомстат). Такой подход и должен обеспечить построение единого информационного пространства органов власти для подачи информации на верхние уровни управленческой иерархии государства с минимальными искажениями и задержками, с максимальным исключением субъективного влияния на информацию на промежуточных уровнях.

Метафора единого информационного пространства применительно к государственному управлению подразумевает возможность анализа ситуации на любой территории без привязки к границам субъектов Федерации. Руководство должно видеть информационные портреты регионов в виде гомогенного набора со средствами навигационного поиска и комплексного анализа информации, что возможно только при условии согласования информационных моделей регионов.

Есть еще один важный аспект проблемы. При возникновении чрезвычайных ситуаций появляется возможность оперативной «подгрузки» нужной информации из информационных систем нижних уровней на вышестоящие для оперативной аналитической обработки и создания сценария выхода из сложной ситуации. Здесь наиболее важен межрегиональный аспект. Такой подход может обеспечить рациональное управление территориями и поддержку специальным системам при необходимости доступа к детализированной информации, собранной из первоисточников. Кроме того, он соответствует и тенденции укрепления вертикали управления в государстве, так как вертикаль управления – это прежде всего информационная вертикаль.

«Электронная Россия». Информа>

Непременным условием построения такой иерархической структуры с естественным сопряжением отдельных составляющих являются унификация компонент и тщательная проработка вопросов сопряжения. Это, в свою очередь, ставит задачу порождения унифицированной и тиражируемой в субъекты федерации РИАС ОГВ, которая должна быть интегрирующей на уровне субъекта федерации и интегрируемой на межрегиональном уровне.

Здесь возникает вопрос – а что является мета-уровнем для РИАС ОГВ? В Федеральной целевой программе «Электронная Россия» уровень федерального округа отсутствует. Информация из регионов по вертикалям подается на федеральный уровень в ведомственные системы. В таком случае необходимо понять, где можно организовать решение задач, имеющих межрегиональный и межведомственный характер и требующих интеграции информации из регионов для комплексного анализа (демография, экология, чрезвычайные ситуации и т. д.). Вероятно, есть смысл рассмотреть возможность выделения в информационной инфраструктуре уровня федерального округа.

В идеале во всех субъектах Федерации, входящих в состав ФО, должна быть развернута типовая РИАС ОГВ. Очевидно, состояние дел в субъектах федерации ФО по информатизации властных структур неодинаково. В течение длительного времени информационные системы властных структур в регионах создавались стихийно. Предложения по ревизии проектных решений в информационных системах в продвинутых регионах принимаются болезненно.

Тем не менее для упорядочивания информационного пространства после разработки стандартов на структуры хранилищ данных придется провести как минимум согласование информационных моделей (показателей) в уже существующих системах.

При всей очевидности такой постановки задачи путь к реальному результату тернист. На заседании сенаторского клуба 30 мая, посвященном использованию современных IТ в работе законодательных собраний и государственных учреждений регионов России, представитель крупной компании назвал одним из ключевых условий успеха региональной информатизации политическую волю руководства региона. Эта фраза, что называется, резанула слух. Не должна воля руководства определять необходимость создания информационного инструмента государственного управления. Это должно быть институциональным механизмом. Придание информатизации властных структур институционального характера, вероятно, является основной задачей и условием решения всех проблем региональной информатизации. Такие проблемы имеют системный характер и должны системно решаться. Опыт показывает, что отсутствие решения хотя бы одной из них не гарантирует получение нужного результата. К сожалению, разработка национальной концепции информатизации на уровне технических решений и стандартов моделей и регламентов информационного взаимодействия, которые позволили бы разным группам разработчиков создавать стыкуемые компоненты, задерживается.

Информация должна вводиться в систему один раз и многократно использоваться. Компьютерная сеть органов госуд быть создана один раз как часть национальной коммуникационной инфраструктуры и использоваться коллективно (разумеется, за исключением тех случаев, когда к каналам передачи данных предъявляются особые требования).

Техническая политика ведомств, создающих собственные информационные инфраструктуры, на региональном уровне должна быть максимально со- гласованной.

Затягивание решения этих проблем лишь усугубляет ситуацию и ведет к неоправданному распылению средств, как на данном этапе, так и при неизбежной ревизии проектных решений в перспективе.

Надо отдать должное руководству ФЦП «Электронная Россия» – разработка стандартов и электронных административных регламентов уже ведется. Остается надеяться, что и ведомства, являющиеся субъектами информационного взаимодействия, не останутся в стороне от этого процесса.

Региональные инициативы. Информатизация «снизу»

В профессиональных кругах, имеющих отношение к проблематике информатизации, как нигде муссируется вечный вопрос российской интеллигенции – что происходит, кто виноват и что делать. И делают! На фоне реальных и конкретных потребностей региональных администраций появляются серьезные, востребованные решения, заявляют о себе пассионарные коллективы разработчиков, существуют объективная необходимость и возможность интеграции и тиражирования уже сейчас работающих систем. Следовательно, нужна такая организация работы, при которой этот объективно существующий потенциал будет инвентаризирован, осмыслен, востребован и использован. Необходима унифицированная система с открытыми интерфейсами и моделями, которая позволила бы интегрировать на единой платформе имеющиеся наработки уже на данном этапе. Очевидно, при завершении разработки комплекса стандартов на интерфейсы, регламенты взаимодействия и модели эта проблема упростится.

Формат настоящей статьи не позволяет дать развернутый анализ проблем региональной информатизации. Но назвать те из них, решение которых имеет пролонгированный характер, необходимо.

Задержка с разработкой национальной концепции информатизации и, соответственно, отсутствие единой технической политики при развертывании ведомственных систем в регионах привели к тому, что информация в них не согласована и не накапливается хронологически в интересах области (что принципиально необходимо для аналитических и прогнозных задач управления регионом). Аналогичные проблемы существуют и в части информации с пространственной привязкой, где основной задачей является создание целостной и непротиворечивой системы ведения пространственной информации на территории области и муниципальных образований, избежание дублирования работ и обеспечение возможности совместного использования информации о территории в интересах различных организаций и населения. Имеет место постоянное изменение условий эксплуатации (дрейф законодательства, ведомственные инициативы на региональном уровне), вызывающее необходимость адаптации и даже реинжиниринга информационных системедний пример – передача функций ведения государственного реестра юридических лиц от регистрационных палат налоговым органам. До выработки единых правил межведомственного взаимодействия разработчикам региональных систем приходится тратить значительные силы на организацию жизненного цикла этих систем.

Острой правовой проблемой является то, что ведомства, располагающие информационными ресурсами, как правило, имеют внутренние ограничения на предоставление этих ресурсов даже органам власти региона. Аналогичная ситуация и с муниципальными информационными системами, доступ к которым определяется законодательством о местном самоуправлении. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации на уровне региона здесь не срабатывает, поэтому необходимо принятие местного закона, уточняющего федеральный.

Есть проблемы, которые практически не затрагиваются в полемике о региональной информатизации.

Во-первых, следует отметить низкое качество информации из унаследованных региональных систем. Процесс ее очистки и интеграции необходимо начинать опережающими темпами по отношению к развертыванию систем в целом и даже выработке стандартов. Несмотря на рутинный характер, эта проблема достаточно острая, поскольку автоматизировать ретроспективный ввод некачественной информации удается не всегда.

Во-вторых, для эксплуатации сложной системы в распределенной среде необходим квалифицированный персонал. По различным оценкам, высшая школа готовит ежегодно от 300 до 500 системных специалистов. Этого явно недостаточно для инициатив электронного государства, особенно если учитывать экспансию зарубежных работодателей на наш рынок квалифицированной рабочей силы. Говорят, осознание проблем гарантирует половину успеха их решения. Это осознание есть. Как есть и здравый оптимизм, который поддерживается и долгожданными инициативами «сверху», и неизбежной активностью разработчиков на местах. Видимо, давно сформулированный подход «твердость принципов – гибкость форм» и позволит гармонизировать эти инициативы. Принципы (стандарты и регламенты) должны быть твердыми и инициироваться «сверху», а формы реализации конкретных разработок – прерогатива «низа».

В заключение несколько слов об интересном опыте такого гармоничного решения. Руководство Ассоциации экономического взаимодействия «Центральная – Черноземная» совместно с руководством ФЦП «Электронная Россия» сумело соединить инициативу регионов и влияние Федеральной программы для развертывания масштабного межрегионального проекта. Учитывая большой интерес к этому проекту, есть смысл посвятить ему отдельные публикации рубрики.

Наступило время интеграции усилий. Широкое и своевременное информирование пользователей и разработчиков региональных систем о тенденциях и практических результатах чрезвычайно важно, поэтому инициативу издательства Connect открыть такую рубрику трудно переоценить.

Главная страница / Архитектура отрасли