Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Проекты, задачи и цели НП «ЦИПРТ»

Некоммерческое Партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» было создано в 2001 году. В числе основных целей его деятельности не только поиск решения проблем в сфере телекоммуникаций, но и содействие повышению конкурентоспособности предприятий отрасли, поддержание их репутации, реализация благотворительных программ. Учредителями Партнерства выступили крупные телекоммуникационные компании, в том числе «Дальсвязь», «Сибирьтелеком», «Уралсвязьинформ», «Северо-Западный Телеком», «Ростелеком», «ЦентрТелеком», «ВолгаТелеком», «Южная телекоммуникационная компания». Как справляется с поставленным задачами НП «ЦИПРТ», над какими проектами работает – об этом нашему изданию рассказывает директор Некоммерческого Партнерства «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» Валентина Курашова.

Валентина Викторовна, каким образом распределяются интересы Партнерства, как определяются приоритеты в осуществлении программ?

Наши проекты охватывают многие сферы деятельности телекоммуникационных компаний. Во-первых, это реформирование отрасли, во-вторых, – анализ финансово-экономического состояния и перспектив развития отраслевых организаций. Для исследования нормативно-правовой базы в сфере связи создали специальный департамент, как и для анализа развития отрасли и стратегического прогнозирования.

Исследуем и «золотой потенциал» отрасли –

человеческие ресурсы. Важное место в деятельности Партнерства занимает благотвори-

тельность.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о проектах, посвященных реформированию отрасли.

Партнерство осуществило несколько исследовательских проектов, один из которых был посвящен формированию совершенно нового для нашей страны сегмента культуры – корпоративного. Раньше все были наемными работниками у государства, трудящимися на одном из участков общего производства. А чувство хозяина и, кстати, обеспокоенность и ответственность за все происходящее возможны только там, где поддерживается дух команды, единых партнерских отношений. Многие наши компании разделяют такую идею и последовательно реализуют стратегию корпоративной идентификации. Мы же предложили возможную типовую схему корпоративной реструктуризации для предприятий электросвязи и новые перспективные модели управления для корпоративных структур.

Другой исследовательский проект был связан с огромным разнообразием программ реформирования и исследовал проблему их взаимосогласования. Изучались также возможные риски в процессе реформирования организаций отрасли. Мы намерены продолжить эту программу, ведь реформы отрасли идут полным ходом, и проблем возникает немало.

Один из наиболее обсуждаемых вопросов сегодня – продажа холдинга. Изучались ли возможные последствия приватизации «Связьинвеста»? И какова Ваша точка зрения на этот счет?

Специальных исследований на эту тему Партнерство не проводило, а в рамках программы «Анализ финансово-экономического состояния и перспектедовались лишь различные аспекты проблемы: использование объектов недвижи-мости в телекоммуникационных компаниях, непрофильные и вспомогательные бизнес-процессы, вопросы тарифного регулирования и налогового учета. Изучались также механизмы приватизации телекоммуникационных активов (как принадлежащих государству акционерных обществ, так и унитарных госпредприятий), при этом учитывалась мировая практика приватизационных процессов в области телекоммуникаций и особенности проведения приватизации в России на современном этапе.

Что касается моей точки зрения, то я не политолог и не финансовый аналитик, но понимаю, почему этот вопрос адресован мне. Реформы у большинства населения страны ассоциируются с приватизацией, на что обращали внимание наши эксперты. Причина – в характере проводившихся последние 10 лет реформ. Не случайно и в этом интервью разговор о реформах плавно перешел к вопросу о приватизации. На мой взгляд, дело не в изменении формы собственности, а в создании оптимальных условий функционирования (я имею в виду прежде всего благоприятный инвестиционный климат, разумность правовой базы) и эффективности структур управления.

Правовая база деятельности организаций связи – также предмет исследования Партнерства?

Да, конечно. Вступивший в силу с 1 января 2004 года новый Федеральный закон «О связи» предусматривает принятие более 30 нормативных правовых актов Правительства РФ. В рамках проекта «Поддержка законодательных инициатив в области телекоммуникаций» Партнерство подготовило предложения в проекты подзаконных нормативных актов. Для экспертизы предложений мы приглашаем специалистов как из ОАО «Связьинвест», так и из других организаций связи, а также юристов, имеющих богатый опыт работы в сфере телекоммуникаций.

К настоящему времени подготовлены предложения в Постановление Правительства «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», «Правила присоединения и взаимодействия сетей связи», Положение «Об оказании универсальных услуг связи в Российской Федерации». Что касается последнего документа, то наши предложения касаются правил и сроков оказания универсальных услуг связи, порядка регулирования тарифов на такие услуги, проведения соответствующего конкурса, а также порядка формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания. В поле зрения наших экспертов и ряд нормативных правовых документов, регламентирующих процесс подтверждения соответствия средств связи в Российской Федерации.

В стадии разработки находится пакет предложений по частотному регулированию, присоединению и взаимодействию сетей связи, использованию или приостановке действия сетей и средств связи в чрезвычайных ситуациях, проведению торгов на получение лицензии на оказание услуг связи.

В минувшем году Партнерство выступило инициатором реализации проекта, который предусматривает мониторинг действующего законодательства и анализ судебной практикипроекта является исследование практики применения нового Федерального закона «О связи». Результаты, полученные Партнерством, позволяют не только представить в обобщенном виде позицию судов, но и содержат общие рекомендации по формированию процессуальной позиции организаций связи при ведении судебных дел.

В чем заключается специфика благотворительной деятельности Партнерства? Ее адреса, наверное, традиционны: социально незащищенное население – дети, пенсионеры, инвалиды…

Не совсем так. Конечно, адресная помощь социально незащищенным людям предоставляется. И суммы немаленькие – за три года размер благотворительной помощи, оказанной Партнерством, превысил 10 млн рублей. Сюда входят средства, направленные клубу инвалидов «Пять континентов» (для завершения строительства реабилитационного центра и социальной поддержки), приходу Вознесенского собора города Пушкина и благотворительному фонду «София» (на строительство дома ветеранов, оснащение его оборудованием) и, конечно, средства, перечисленные жертвам теракта в Беслане. Среди получателей нашей помощи Центральный музей связи им. А.С. Попова.

При этом должна заметить, что все это временные меры, позволяющие не столько решить, сколько смягчить проблему. Очевидно также, что помощь наименее социально защищенным слоям населения не исчерпывает понятия благотворительности. Становление гражданского общества в России невозможно без развития самой идеи благотворительности. Как составная часть и одновременно форма социальной политики российского государства благотворительная деятельность призвана содействовать реализации основных направлений этой политики. Разумеется, с учетом законодательных ограничений. Мы же при выборе адресата помощи исходили из того, что в ХХI веке мир вступил в фазу информационного развития, когда ключевым элементом экономического роста становятся знание и информация, а для информационного сектора экономики характерны опережающие темпы развития, и разработка новых технологий и услуг рассматривается в качестве эпицентра предпринимательства. Определяющими условиями при этом являются не только парк компьютеров и уровень информационных технологий, но и свободная циркуляция информации в обществе. Телекоммуникационная отрасль является «транспортной средой» информационного пространства. С учетом этих факторов мы решили оказать поддержку Фонду «Центр развития информационного общества в России».

В результате совместной деятельности был подготовлен проект Программы «Развитие информационного общества в России». В течение года он будет рассмотрен Советом по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ. И если Программа будет утверждена, она получит статус президентской.

За четыре года деятельности Партнерства реализовано немало проектов. Как удается убеждать учредителей выделять средства на исследовательские проекты, которые не приносят мгновенной экономической отдачи?

А убеждать и не надо. Наши учредители – крупные региональные компании связи – вотать серьезно и долго. Они прекрасно понимают, что, решая тактические задачи в отрыве от стратегических, можно рассчитывать лишь на кратковременный успех. Только согласование текущих задач и стратегических целей обеспечивает стабильное развитие предприятия.

При этом важно правильно определить задачи. Но долгосрочный стратегический прогноз в условиях быстроменяющегося рынка – вещь рискованная…

Согласна. Но у нас есть возможность при разработке стратегии свести ошибки к минимуму. Во-первых, одно из подразделений Партнерства – департамент анализа и стратегического прогноза, в котором работают высококлассные специалисты, осуществляет текущий мониторинг рынка телекоммуникационных услуг и технологических новшеств в области телекоммуникаций. Здесь все меняется действительно очень быстро, но это – не препятствие для стратегического планирования. Кстати, ни одна из крупных западных телекоммуникационных компаний, насколько мне известно, от стратегического планирования не отказывается.

Во-вторых, наши учредители являются операторами универсального обслуживания и чувствуют социальную ответственность перед потребителями услуг. Однако не стоит трактовать эту ответственность однобоко и сводить лишь к удешевлению услуг связи, хотя и это важно, особенно если учесть невысокие доходы населения по стране в целом. Если удешевление считать самоцелью, то можно не заметить другой важный момент – те самые технологические новшества, которые в будущем позволят предоставлять услуги высокого качества по более низкой цене. Стратегическая линия компаний — учредителей нашего Партнерства – как раз и заключается в том, чтобы сочетать предоставление высококачественных услуг связи по доступным ценам с процессом модернизации.

Кстати, о технологических новшествах. Похоже, межрегиональные компании не ставят перед собой задачу доминировать на высокотехнологичном рынке сотовой связи?

Наши эксперты обращают внимание на своеобразную мифологию сотовой связи. Оказывается, часть населения путает сотовый телефон со спутниковым, полагая, что сигнал из аппарата поступает на спутник или, на худой конец, на мощную антенну вроде Останкинской башни, откуда прямиком попадает на другой телефон. Но без кабелей сотовая связь невозможна. Сами по себе «соты» решают проблему «последней мили», или доставки сообщения получателю. Что же касается передачи сообщений на большие расстояния, то трудно обойтись без кабельных сетей, созданием и обслуживанием которых занимаются наши компании. При этом нельзя утверждать, что они не активны на рыке сотовой связи. Услуги мобильной связи «Уралсвязьинформа», к примеру, охватывают 45% регионального рынка.

Кроме того, технологии сотовой связи стремительно совершенствуются. Помните первые сотовые телефоны, похожие на небольшие чемоданчики? С тех пор прошло немногим более 20 лет! На смену стандарту GSM, который в основном применяют крупные отечественные операторы, уже приходят другие. И тут важно «угадать» этот момент, когда однснять другую. Он наступает не тогда, когда из научных лабораторий выходит новинка – ведь не секрет, что не все они приживаются. Оценка «живучести» новой технологии должна базироваться на эффективном мониторинге технологических новинок, чем наше Партнерство тоже занимается.

Секретами поделитесь?

Никаких секретов нет! Материалы исследований Партнерства хранятся у нас в библиотеке, представляются на информационных семинарах, регулярно проводимых Партнерством, а также на нашем сайте www.telecomresearch.ru. Так что доступ к ним открыт всем заинтересованным лицам.

Проекты в сфере телекоммуникаций – одни из самых востребованных на современном рынке. Так что у «золотого потенциала» – сотрудников предприятий отрасли – хорошие перспективы.

Но нельзя забывать и о том, что отрасль связи принадлежит к числу наиболее быстро модернизирующихся. А для сотрудников это означает необходимость постоянного повышения своей квалификации, готовность доучиваться и даже переучиваться. Партнерство пытается помочь и в этом направлении: координируем исследования по управлению человеческими ресурсами, организуем информационные семинары. Оперативность изменений в отрасли ставит перед Партнерством новые задачи. И, если честно, мы этому рады.

Главная страница / Архитектура отрасли