Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Интерес акционера: дивиденды или стоимость акций?

Что лучше – большие дивиденды сейчас или существенное увеличение капитала в будущем? Решение этого сакраментального вопроса зависит от целого ряда факторов, которые мы попытаемся рассмотреть в этой короткой статье.

Каков интерес акционера?

Во-первых, это текущий доход – размер ежегодных дивидендных

выплат – приходящийся на акции

акционера. Во-вторых – это рыночная стоимость пакета акций акционера,

т. е. доход, который он мог бы получить, продав свои акции (для этого, кстати, они должны иметь свободное хождение и котироваться на рынке,

т. е. быть «ликвидными», однако это тема будущей статьи. Отметим лишь, что акции ОАО «Северо-Западный Телеком» таковыми являются).

Естественное желание каждого акционера – рост рыночной стоимости пакета акций и ежегодных дивидендных выплат. Такое бывает в стабильно работающих добывающих отраслях российской экономики (газовой, нефтяной – хотя там свои риски – «от тюрьмы и от сумы…»). В отраслях, требующих для успешного функционирования высокотехнологичной инфраструктуры, подобное совпадение весьма редко. Действительно, высокие дивиденды – «тормоз» инвестиций в развитие бизнеса, т. к. источник у них один – прибыль компании. Как следствие, перекос в сторону высоких дивидендов содействует моральному устареванию и физическому износу технической инфраструктуры, несоответствию рыночного спроса на новые услуги возможности их оказания. На эти явления незамедлительно реагирует «рынок», снижая цену акций компании, а, следовательно, стоимость пакета акций акционера. Кроме того, клиенты компании, не получая необходимого набора и качества услуг, переходят к конкурентам. Отсюда снижение прибыли – источника дивидендов. Замкнутый круг.

«Золотая середина»

Если вообще не платить дивиденды, а направить эти средства на инвестиционные цели (т. е. «капитализировать прибыль»), то активы компании будут пропорционально расти и в конечном итоге увеличится капитал акционера. (Так, например, всемирно известный гигант индустрии информационных технологий компания Microsoft никогда не платила дивиденды акционерам, однако ее акции постоянно растут в цене и пользуются большим спросом.) Однако такой потенциальный доход устраивает далеко не всех. Как правило, миноритарные акционеры (имеющие незначительное количество акций) больше ориентируются на ежегодный дивидендный доход.

Чтобы найти «золотую середину» между сиюминутным (ежегодным) интересом акционеров (дивидендный доход) и стабильным развитием компании на перспективу (также в интересах акционеров), менеджмент компании разрабатывает стратегию развития на определенный период, предусматривающую основные направления технической, финансово-экономической и дивидендной политики.

Задача оптимизации развития компании сводится к выбору стратегии, обеспечивающей максимальный доход акционеров. Эта часть формулировки никем не оспаривается, различие в подходах касается периода оптимизации – на текущий год или на перспективу й год – это рассмотренная выше стратегия максимизации ежегодной выплаты дивидендов. Между тем рациональная стратегия развития компании должна разрабатываться на период, необходимый для существенной модернизации технической инфраструктуры бизнеса, как главного резерва повышения дохода в перспективе. Для крупных российских телекоммуникационных компаний такой период составляет 5–10 лет.

Стратегия СЗТ

Стратегия перспективного развития ОАО «Северо-Западный Телеком» рассчитана на 5 лет и предусматривает полную модернизацию сетевой инфраструктуры телефонной сети общего пользования. Цифровизация сети к концу этого периода превысит 90%, что позволит значительно повысить качество и расширить спектр оказываемых услуг.

К 2007 году предполагается разрешить проблему очередей на подключение к ТфОП. Ставится задача, чтобы заявка на установку телефона любого абонента удовлетворялась в срок не более полугода. Необходимо изменить нелепую ситуацию, когда коммерческая компания отказывает клиенту в платной услуге. Хотя, конечно, в сфере фиксированной телефонной связи «торчат уши» проблемы государственного регулирования тарифов на услуги. Целесообразно устанавливать тарифы на подключение в зависимости от себестоимости соответствующих работ (однако это прерогатива государства).

Будет завершено строительство и запущена в коммерческую эксплуатацию мультисервисная сеть связи, позволяющая предоставлять абонентам по одной линии одновременно услуги телефонной связи, скоростного доступа в Интернет (xDSL) и цифрового видео по запросу. Для корпоративных клиентов МСС – целый кладезь новых возможностей и услуг – от создания виртуальных частных сетей для оптимизации бизнеса до внедрения новых услуг на основе современных телекоммуникационных технологий.

Помимо реализации политики технического переоснащения, большое значение

имеет взвешенная финансово-экономическая политика компании, ориентированная на

оптимизацию издержек. В периоды радикального технического переоснащения инфраструктуры компании баланс расходов и доходов неминуемо смещается в сторону расходов, ухудшая на время показатели рентабельности и ликвидности. Тем не менее эти неизбежные расходы должны быть тщательно просчитаны, а крупные капиталоемкие проекты проходить тендерные процедуры. Не утратили своей актуальности проблемы оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности, облигационных займов и многие другие.

Задача акционеров

Таким образом, дивидендную политику, которую предлагает акционерам менеджмент компании, можно сравнить с прокладкой курса между «Сциллой и Харибдой» – расходами на дивиденды и интенсивным развитием бизнеса в жестких конкурентных условиях. Утверждение этой политики, как, впрочем, и стратегии развития компании в целом – задача акционеров. Весьма непростая.

Возможно, даже сопоставимая с вопросом –

в чем оно, счастье?

Корпоративное издание «СвяЗисТ Севета ОАО «Северо-Западный Телеком». С 2004 года выпускается ежеквартально более чем 10-тысячным тиражом. Ее постоянными читателями являются почти 34,5 тыс. сотрудников всех 10 филиалов компании, дочерних и зависимых обществ, крупнейшие акционеры.

Лауреат ежегодной национальной премии в области корпоративных медиа «Лучшее корпоративное издание-2005». Признана лучшим корпоративным изданием 2005 года в секторе связи. В конкурсе на соискание премии приняли участие около 100 корпоративных СМИ, несколько радио- и теле-программ и корпоративных сайтов. Критерии оценки конкурсантов – дизайн, качество полиграфии, подача материала, содержание, эффективность.

Главная страница / Архитектура отрасли