Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Второе открытие Америки (трансатлантический телеграфный кабель)



Пионером в данной отрасли смело можно назвать английского инженера Уотсона, который еще в 1840 году предложил правительству своей страны реализовать проект соединения берегов Англии и Франции теле-

графной линией. Большого энтузиазма это предложение не вызвало, и только девять лет спустя уже по другую сторону Ла-Манша, в Париже, власти решились одобрить проект. Однако декретом Луи Наполеона подрядчики были поставлены в жесткие условия: все работы по прокладке кабеля следовало выполнить в течение 15 месяцев. Примечательно, что первую скрипку в реализации проекта должны были играть британские инженеры.

Проект вообще мог не состояться в позапрошлом столетии, если бы к разработке технической документации не подоспело важное

открытие – в Индонезии изобрели способ получения натурального каучука. Так решилась важнейшая проблема: создание надежной изоляции подводного кабеля. К слову, до изобретения гуттаперчи не рисковали прокладывать телеграфные провода даже в железнодорожных туннелях – из-за сырости. Вдохновленные открытием, подрядчики быстро снарядили специальный пароход «Голиаф», способный выдержать вес гигантского барабана с запасом кабеля.

Первоначально инженеры возложили слишком большие надежды на способ прокладки, поэтому заказали недостаточно массивную оболочку для кабеля – толщиной всего лишь в мизинец. И это чуть было не поставило под удар все мероприятие.

Первая попытка прокладки на линии Дувр – Кале завершилась довольно быстро, поскольку «Голиаф» мог двигаться со скоростью несколько километров в час. Но в первые же сутки после установления связи между береговыми станциями телеграфа произошел досадный казус: французский рыбак случайно зацепил якорем своего утлого челна кусок кабеля и, прельстившись блеском медной сердцевины провода, похитил несколько футов «драгоценной» проволоки. Главный организатор работ инженер Брет не стал искушать судьбу и, воспользовавшись тем, что французские власти слегка охладели к проекту, полностью перенес работы по его подготовке в Англию. Новый провод сделали четырехжильным, с дополнительной изоляцией из просмоленной пеньки. На этот раз работы завершились, первая депеша прошла по кабелю в ноябре 1851 года и была опубликована в Times. Это достижение посрамило скептиков, полагавших, что ток «сухопутного» телеграфа ни в коей мере не может быть использован в подводном.

Вернемся к проекту установления телеграфной связи с Америкой. Одно время идея прокладки подводного трансатлантического кабеля казалась настолько странной, что изобретатели работали, выражаясь современным языком, над такими альтернативными проектами, как сооружение множества башен в открытом море; изготовление плавучих буев-соединителей; прокладка провода по отмелям Полярного круга. В конце концов нашелся отважный инвестор, американец Сайрус Филд, который решился вложить средства в основанную в 1854 году «Нью-Йоркско–Ньюфаундлендскую телеграфную компанию».

Генератором идей в учрежденной компании стал инженер Гибсон, который еще до серьезного разговора с Сайрусом Филдом заручился поддержкой изобретателя телеграфа Морзе. И патриарх заверил инженера, что надежная изоляция медного провода – это вполне реально. Согласно красивой легенде инженер осмелился просить денег лишь на обустройство пробной линии Нью-Йорк – Ньюфаундленд, однако Филд был категоричен: только покорение Атлантики. Затею поддержали американские и британские власти – в распоряжение Гибсона предоставили несколько вспомогательных судов для сопровождения буксиров. Но всю ответственность несли пайщики компании, что неудивительно – бесперебойная работа телеграфных линий у многих вызывала сомнения. Кроме того, магистральная ветка телеграфа, соединявшая Атлантическое и Тихоокеанское побережья США, еще только проектировалась.

Чтобы изготовить кабель длиной в 4 тыс. км, Гибсону пришлось размещать заказы сразу на нескольких заводах. Для выбора оптимальных сроков прокладки были привлечены лучшие гидрологи Соединенного Королевства, которые рекомендовали начать и закончить работы в августе. Гибсон решил уменьшить вес кабеля, применив рискованное нововведение – сердцевину провода изготовили из семи переплетенных нитей. Он полагал, что таким образом удастся избежать обрывов при прокладке, поскольку кабель сможет растягиваться. Но удельный вес гигантского провода все равно достигал 640 граммов на метр.

Как только завершилась подготовка судов, экспедиция вышла в море у берегов Ирландии, однако предприятие, рассчитанное на несколько недель, обернулось грандиозной многомесячной эпопеей. Во время первой экспедиции кабель рвался дважды: вначале из-за невнимательности техников, еще на мелководье, а затем – во время прохождения над глубоководной впадиной. Тогда барабан с проводом стал раскручиваться со скоростью семь миль в час, в то время как судно-прокладчик «Ниагара» могло делать не более четырех. Во избежание катастрофы Гибсон приказал обрезать кабель. Но первая экспедиция, можно сказать, завершилась формальным успехом: телеграмма из Парижа все-таки пришла в Нью-Йорк, что вызвало многочасовые торжественные митинги и шествия в деловой столице Америки. Однако вскоре дала сбой совершенная, казалось бы, система изоляции. Дело в том, что команда техников должна была сплетать фрагменты кабеля непосредственно в процессе прокладки, но, как выяснилось, 2 тысячи тщательно выполненных серебряных спаек при контакте с соленой водой губительно воздействуют на медный провод. Всего через несколько недель сигнал стал ослабевать, а затем полностью пропал.

Вторая экспедиция была продумана более тщательно. Вперед выслали разведочную партию, которая изучила поведение «морских жителей», разумеется, на предмет порчи гуттаперчевой оболочки. Новое судно для прокладки было столь тяжелым, что запас кабеля из мастерских Гринвича пришлось забирать баржами. Но и на сей раз предприятие постигла неудача по вине злоумышленников – уже в открытом море кто-то несколько раз портил прочную оболочку.

Финальная экспедиция, состоявшаяся после нескольких холостых прокладок в 1866 году, должна была поднять кабель, затонувший почти на полпути к Америке, и соединить его с той частью, которую «тянули» от Ньюфаундленда. По мнению специалистов, успех этой экспедиции во многом был предопределен – ее возглавлял опытный капитан Андерсон, который смог установить на борту парохода «Грейт Истерн» строгую дисциплину. Во избежание новых диверсий прокладочная команда была одета в особые комбинезоны без карманов – чтобы тайному саботажнику не удалось пронести с собой нож или пилу. Работы завершились осенью 1866 года, когда организаторы уже не рассчитывали на успех.

Внешний эффект, связанный с реализацией столь масштабной задачи, не мог заслонить собой актуальность решения других проблем. Через 10 лет после прокладки трансатлантического кабеля изобрели телефон и выяснилось, что телефонные линии требуют гораздо большей частоты передачи сигнала, следовательно, нужна модернизация кабельной системы – иначе слышимость будет неудовлетворительной. Однако утолщать провод до бесконечности нецелесообразно, так как бронирование подводного кабеля увеличивает его относительный вес почти вдвое.

И только полвека назад было найдено оптимальное решение, способное максимально облегчить эксплуатацию подводного кабеля. Англичанин Роберт Брокбенн предложил использовать стальной трос, расположенный внутри трубчатой оболочки. Впрочем, изобретение запоздало.

В 80-е годы XX века наступила принципиально новая эра оптоволоконных телекоммуникаций.

Главная страница / Архитектура отрасли