Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Корпоративное обучение связистов, IT в телекоммуникационной отрасли

В прошлом номере нашего издания участники «Круглого стола» — руководители служб по работе с персоналом затронули актуальный для компаний вопрос качественной системы обучения сотрудников. Казалось бы, при нынешнем уровне предложений на рынке образования проблем с подготовкой персонала быть не должно. Тем не менее большинство курсов и тренингов не учитывают специфику телекоммуникационной отрасли и, естественно, не в состоянии дать связистам тот объем знаний и практических навыков, которые можно получить в отраслевом учебном центре. В «Южной телекоммуникационной компании» к проблеме повышения квалификации персонала подошли основательно: на базе филиала ОАО «ЮТК» «Учебно-производственный центр» (УПЦ) развернули систему дистанционного обучения сотрудников.

Создание учебного центра как выделенного структурного подразделения — нетипичное явление в практике межрегиональных компаний, входящих в состав «Связьинвеста». В процессе консолидации операторов электросвязи юга России стала очевидной необходимость единой корпоративной стратегии обучения, так как главный путь наращивания конкурентных преимуществ компании — опора на опыт и профессионализм персонала.

«Характерная особенность современных телекоммуникаций — быстрая смена технологических поколений оборудования связи, что влечет за собой необходимость систематического обновления знаний персонала компании, — подчеркивает значимость обучения генеральный директор ОАО «ЮТК» Иван Игнатенко. — Сегодня при переподготовке кадров должны учитываться темпы развития технологий и совершенствования телекоммуникационного оборудования. В условиях 40-тысячного коллектива южной МРК это непростая задача. Решить ее позволяет система дистанционного обучения, развернутая с сентября 2002 года на базе корпоративного учебного центра».

Виртуальный класс

На начальном этапе возможности новой системы опробовались в процессе тестирования при проведении конкурсов профессионального мастерства, а также во время занятий в стенах УПЦ. Первой программой, примененной учебным центром в рамках собственно дистанционного обучения, стал учебный курс «Основы технологии xDSL». Тема эта особенно актуальна для «Южной телекоммуникационной компании», поскольку технология xDSL позволяет разрешить многие проблемы филиалов: предоставлять абоненту широкополосный доступ на старых медных проводах «последней мили», оперативно телефонизировать жилье инвалидов и участников Великой Отечественной по имеющимся линиям связи и т. д.

Сетевая версия курса была разработана совместными усилиями преподавателей УПЦ и Ростовского колледжа телекоммуникаций и информатики, первые студенты начали заниматься в виртуальном классе 14 ноября 2003 года. Курс рассчитан на три месяца, и в пределах этого срока каждый желающий может повышать свою квалификацию в удобном для себя режиме. Глобальная сеть, электронная почта, конференц-связь позволили наладить активный диалог между слушателями и преподавателями УПЦ. Чтобы начать илисты компании заходят на сайт «Учебно-производственного центра» по адресу http://ukc.kes.ru, где с помощью собственного пароля и логина получают доступ в закрытую систему дистанционного обучения через ссылку «Вход на сервер ДО».

По окончании дистанционного обучения по курсу «Основы технологии xDSL» проводится очное тестирование в Учебном центре в Краснодаре.

Первые студенты

Курс рассчитан на широкий круг специалистов: представителей технического персонала, занимающихся монтажом, настройкой и обслуживанием оборудования xDSL, руководителей, продвигающих на рынок эту услугу. Подавляющее большинство студентов — инженеры, много электромехаников, монтеров, программистов, системных администраторов. К курсу проявили интерес и специалисты цифровых станций, которые уже имеют дело с технологией xDSL, и специалисты координатных АТС, которым предстоит работать с этим оборудованием в ближайшем будущем. Объединяет всех одно — каждый понимает, что новые знания — дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда.

За первые четыре месяца действия системы дистанционного обучения изъявили желание обучаться 210 человек. Возможностью этой системы воспользовались специалисты почти всех филиалов ОАО «ЮТК». Наибольший интерес проявили связисты Кубани, Ростовской области и Ставрополья, Астраханской области, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, есть студенты из Дагестана и Москвы. В ближайшие месяцы повысят свою квалификацию в области технологий xDSL более 300 специалистов из всех филиалов компании.

Эффект

Применение дистанционного обучения продемонстрировало целый ряд преимуществ в условиях межрегиональной компании.

Значительно снижаются затраты компании на командировочные расходы, неизбежные при оплате проезда к месту обучения. Наглядный тому пример — курс «Основы технологии xDSL», продолжительность которого 72 часа (9 рабочих, или 11 календарных дней). Экономия по статье «командировочные расходы» на одного слушателя составляет 9800 рублей (в том числе суточные, проезд, проживание). В настоящее время обучается 150 человек, следовательно, компания уже сэкономила на обучении 1,47 млн рублей. Несложно определить, каких затрат удастся избежать при более интенсивной загрузке системы дистанционного обучения.

В системе дистанционного обучения одновременно могут заниматься до 5 тыс. человек. Учитывая, что работать в интернет-классе можно в любое время и в любой точке земного шара, где есть доступ в Сеть, ресурс для роста виртуальной аудитории УПЦ велик. Кроме того, система позволяет в режиме реального времени тестировать специалистов компании по определенной программе. Дистанционное обучение — это инструмент, быстро и эффективно определяющий фактический уровень квалификации специалистов.

Расписание интернет-занятий зависит только от пожеланий студента, не нужно тратить время на разъезды, можно получать информацию оперативно, не ожидая назначенного на определенную дату семинара, учиться без отрыва от производства в дистанционного обучения, которые создают все необходимые предпосылки для его внедрения в корпоративную практику.

В начале пути

Опытная эксплуатация системы дистанционного обучения завершена, в компании формируется схема организации доступа сотрудников подразделений ОАО «ЮТК» к сети Интернет. На многих узлах электросвязи предоставляются места в интернет-кафе и пунктах коллективного пользования для бесплатного обучения сотрудников. Кроме того, во всех филиалах для этой цели предлагаются компьютеризированные рабочие места специалистов. Занять их можно в любое время: в будни, после работы и по выходным. В рабочие дни определено время для технической учебы. Кстати, по статистике, среди учащихся наиболее популярны часы с 8.00 до 10.00 и с 15.00 до 17.00.

В перспективе повышение квалификации при помощи дистанционного обучения будет учитываться при аттестации сотрудников ОАО «ЮТК», что стимулирует интерес к самообразованию среди персонала компании.

Первые месяцы эксплуатации системы обнажили некоторые проблемы, сдерживающие развитие перспективной формы обучения. Наиболее остро стоит вопрос о наполнении системы дистанционного обучения новыми сетевыми версиями обучающих программ по различной тематике. Написать такую программу — непростое дело, а готовых программ мало, да и те нужно адаптировать к системе. К решению этой проблемы необходимо привлекать крупные учебные заведения. Создание сетевого варианта обучающего курса — процесс дорогостоящий и трудоемкий, требующий объединения усилий специалистов в области телекоммуникаций, компьютерной графики и программного обеспечения.

В настоящее время специалисты учебного центра разрабатывают собственные сетевые курсы. В 2004 году «Учебно-производственный центр» предложит сотрудникам компании курсы по приложениям Microsoft Office 2000 (Microsoft Word и Microsoft Excel) и два курса по психологии управления персоналом. Совместно с Сибирским государственным университетом телекоммуникаций и информатики готовится сетевая версия программы по IP-телефонии. В начале июля на сайте УПЦ появится вторая часть курса «Основы технологии xDSL», посвященная практическому применению технологии.

В отдаленной перспективе на сайте «Учебно-производственного центра» будет создана библиотека сетевых учебных программ по многим направлениям деятельности компании.

Главная страница / Архитектура отрасли