Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Перспективы и прогнозы - рынок инфокоммуникаций в 2006-м году



В наступившем году главенствующее влияние на развитие фиксированной связи в России, по нашему мнению, будут оказывать два фактора: запланированная демонополизация рынка дальней связи и приватизация ОАО «Связьинвест».

Если вероятность того, что демонополизация в той или иной степени произойдет уже в 2006 году, достаточно высока, то вопрос о сроках приватизации остается открытым. Вопреки ожиданиям рынка ключевые решения (среди которых президентский указ об исключении ОАО «Связьинвест» из списка стратегических предприятий, несомненно, является центральным) так и не были приняты. Несмотря на то что правительство обеспечило серьезный прогресс в области подготовки холдинга к продаже, у участников рынка остаются

сомнения в отношении сроков или даже вероятности того, что она произойдет до президентских выборов 2008 года. Мы остаемся оптимистами и продолжаем считать, что приватизация состоится в 2006 году. По нашему мнению, рынок преувеличивает как степень противодействия идее приватизации со стороны определенных бизнес-групп, так и степень якобы имеющей место «оппозиции» со стороны силовых структур. При этом явно недооценивается масштаб влияния банальной бюрократической инертности и неэффективности на процесс принятия решения о продаже ОАО «Связьинвест».

«Гадание» в инвестиционном бизнесе – дело неблагодарное (хотя в определенном смысле неизбежное), поэтому не будем подробно анализировать, что стоит за нашим оптимизмом в отношении перспектив приватизации. Заметим лишь, что продажа холдинга частным инвесторам станет катализатором роста акционерной стоимости дочерних компаний ОАО «Связьинвест». Это должно произойти как благодаря масштабной реструктуризации их бизнеса и радикальному повышению эффективности в части расходов, так и принципиальным изменениям в стратегии компаний, направленным на рост доходов за счет предоставления новых нерегулируемых услуг, таких как широкополосный доступ в Интернет и платное телевидение. При этом первоочередной задачей для нового собственника (собственников) активов «Связьинвеста» скорее всего станет масштабное сокращение расходов, ибо освоение рынка новых услуг вряд ли будет успешным без сокращения издержек. Следует отметить, что масштаб возможной экономии представляется весьма значительным. Межрегиональные компании связи печально известны своей недостаточно высокой эффективностью. Во многом такая ситуация объясняется недостаточным уровнем цифровизации сети в прошлом, из-за чего приходилось держать раздутый штат сотрудников. В сочетании с низкими тарифами на услуги местной связи это привело к низкой рентабельности. За последние два-три года тарифы на услуги местной связи повышались темпами, более чем в два раза превышавшими уровень инфляции, а доля цифровых линий заметно выросла благодаря значительному увеличению капиталовложений. Тем не менее это практически никак не сказалось на рентабельности. Повышение зарплат способствовало увеличению расходов на оплату труда. Ситуация усугублялась еще и ослаблением контроля в МРК над коммерческими, общехозяйственными и административными расходами, что мы склонны объяснять снижением стандартов корпоративного управления в компаниях накануне приватизации.

Что касается либерализации рынка дальней связи, то, по нашему мнению, реальные изменения в отрасли могут на первых порах оказаться не столь радикальными, как представляется многим участникам рынка.

На наш взгляд, основная особенность процесса демонополизации в том, что она проводится до того, как ликвидирована система субсидирования убыточной местной связи за счет дальней. Вот почему практически неизбежным становится то обстоятельство, что после демонополизации все операторы дальней связи будут обязаны производить компенсационные выплаты региональным компаниям связи, которые будут закладываться в плату за инициирование звонка, в целях субсидирования убыточной местной связи. Участие потенциальных конкурентов «Ростелекома» в существующей системе перекрестного субсидирования – один из основных факторов, на которых основывается наша положительная оценка инвестиционной привлекательности этого оператора. Такие компенсационные отчисления ограничат возможности снижения тарифов на то время, пока в отрасли будет сохраняться система перекрестного субсидирования. Таким образом, будущие конкуренты «Ростелекома» не смогут проводить слишком агрессивную ценовую политику, если только не будут готовы работать себе в убыток. Неизбежное снижение тарифов по мере сокращения объемов субсидирования вплоть до его полной отмены (которое скорее всего будет постепенным) компенсируется положительным эффектом от ребалансировки тарифов (т. е. исчезновением компенсационных отчислений как таковых).

«Постепенности» снижения доли «Ростелекома» на рынке дальней связи будет, по нашему мнению, способствовать и то обстоятельство, что абоненты не смогут автоматически получить возможность быстро выбирать понравившегося им оператора дальней связи в первый же день после формального объявления о демонополизации рынка. Для того чтобы получить возможность пользоваться услугами другого оператора дальней связи, абоненту необходимо прийти в отдел продаж региональной компании связи, которая в данном случае выступает в роли агента оператора дальней связи по расчетам с абонентами.

В противном случае единственно возможным оператором дальней связи останется «Ростелеком». На наш взгляд, эта деталь, на первый взгляд кажущаяся чисто технической, заметно ограничит снижение доли рынка «Ростелекома», особенно в краткосрочной перспективе.

Обратимся теперь к перспективам развития рынка мобильной связи в наступившем году.

Темпы роста проникновения сотовой связи в России в 2005 году вновь были впечатляющими. Уровень проникновения на конец прошлого года приблизился к 90% и в этом году вполне может превысить 110%. Однако отличие нынешней ситуации от предыдущих периодов стремительного роста заключается в более существенном, чем ожидалось, снижении среднемесячной выручки на абонента (СВА). Отчасти представления о наметившейся тенденции снижения СВА связаны с распространением так называемого феномена двойных SIM-карт, когда один абонент является пользователем нескольких «активных» SIM-карт.

Реальный уровень проникновения сотовой связи в России значительно ниже предполагаемого количества проданных SIM-карт. Хотя многие бьют тревогу по поводу раздувания абонентской базы, рассчитываемой на основе продаж SIM-карт, мы склонны положительно оценивать тенденцию одновременного владения несколькими SIM-картами: более низкий реальный уровень проникновения

означает, что рынок обладает гораздо большим потенциалом роста, чем предполагается на основе текущей стоимости акций операторов сотовой связи.

В таком разрезе становится понятно, почему средняя выручка на одного абонента в месяц в России намного ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем потребительских расходов и ВВП на душу населения.

Существует два взгляда на динамику СВА в России и ее абсолютные уровни. Первый объясняет нынешний низкий уровень СВА стремительным ростом числа абонентов сотовой связи в России, в результате чего сотовые операторы, стремящиеся всеми силами увеличить долю рынка, готовы жертвовать стоимостью. Еще более пессимистический вариант этого объяснения предполагает низкую покупательную способность россиян, которую вынуждены учитывать сотовые операторы. Однако взглянуть на динамику СВА можно и по-другому: предположим, операторы еще не освоили значительную часть имеющегося стоимост-ного потенциала. При этом фактический уровень СВА гораздо выше, поскольку реальное число пользователей сотовой связи значительно ниже, чем предполагается исходя из количества выданных SIM-карт. Полагаем, что второй взгляд лучше отражает истинное положение дел на рынке. Следовательно, наши долгосрочные прогнозы роста рынка сотовой связи могут оказаться слишком консервативными.

Этот аргумент подкрепляется данными социологических исследований. На графиках представлены результаты опросов двух авторитетных социологических служб – «РОМИР Мониторинга» и «Левада-Центра». Они свидетельствуют о серьезном разрыве между фактическим и общепринятым (основанным на количестве SIM-карт) уровнем проникновения сотовой связи в России. Согласно этим опросам, по состоянию на конец прошлого года услугами сотовой связи пользовалось лишь 35% населения страны, а не 51%, как предполагалось исходя из числа выданных SIM-карт. В настоящее время реальный уровень проникновения составляет 50, а не 80% (на основе SIM-карт).

В течение определенного времени такая более значительная емкость российского сотового рынка (с точки зрения проникновения и доступности) может оставаться незамеченной инвесторами, однако в конечном итоге она должна стать ключевым фактором роста стоимости МТС и «ВымпелКома». Ожидаем, что «перелом» в настроениях инвесторов произойдет уже в текущем году.

Если рассматривать проблему продолжающегося снижения СВА с точки зрения доступности сотовой связи, можно говорить о том, что данный показатель уже опустился до слишком низкого уровня. Как показывает наш анализ доходов населения, продолжающееся снижение СВА в России во многом является результатом конкурентной борьбы, а не реальной необходимости снижения тарифов для привлечения максимального числа абонентов. Таким образом, динамика СВА будет зависеть от конкурентной среды и стратегии операторов. Полагаем, что макроэкономическая ситуация в стране будет благоприятствовать любым попыткам российских сотовых операторов добиться восстановления СВА.

Как свидетельствует европейский опыт, с насыщением рынка темпы снижения СВА замедляются. В то же время американский опыт показывает, что снижения СВА можно избежать даже в условиях стремительного роста рынка. Такая ситуация возможна в том случае, если регуляторная среда способствует сближению расценок на фиксированную и сотовую связь, что приводит к резкому увеличению объемов мобильного трафика. Наконец польский опыт подтверждает, что стабильность СВА можно обеспечить за счет концентрации усилий на контрактном сегменте в ущерб предоплатному. Все три случая представляют интерес с точки зрения оценки перспектив развития российского рынка сотовой связи.

Во-первых, опыт российского рынка также свидетельствует о замедлении темпов снижения СВА (а в ряде случаев – и полного прекращения). Речь идет о насыщенных подсегментах рынка, таких как контрактные абоненты (по всей стране) или столичный регион (включая предоплатных абонентов). Надеемся, станем свидетелями аналогичной тенденции и на российском рынке в целом, после того как со следующего года темпы роста рынка начнут снижаться.

Во-вторых, хотя стремительный рост российского рынка, обеспечиваемый пред-

оплатными тарифными планами и, следовательно, сопровождающийся снижением СВА, происходит по европейской модели, в будущем российский рынок, на наш взгляд, станет ближе к американскому. Там сближение расценок на проводную и сотовую связь и активное продвижение пакетных тарифных планов, предлагающих определенный набор услуг по фиксированной цене, привели к стремительному увеличению трафика и стабилизации СВА.

В-третьих, не видим препятствий, мешающих российским операторам принять на вооружение стратегию стимулирования перехода предоплатных абонентов на контрактные тарифные планы, как это делается европейскими операторами. Подобная миграция абонентов будет способствовать раскрытию потенциала увеличения эфирного времени, на который указывает наш анализ ценовой эластичности российского рынка сотовой связи.

По нашим прогнозам, в ближайшие 10 лет средний трафик на российского абонента вырастет примерно в два раза, что компенсирует снижение тарифов и в период с 2006 по 2014 год приведет к повышению СВА «ВымпелКома» и МТС в России на 16 и 14% соответственно. Повышению СВА должны также способствовать укрепление рубля и рост реальных доходов населения. По нашим прогнозам, в течение ближайших 10 лет ВВП на душу населения в России вырастет до более чем 12 тыс. долл. в номинальном выражении (против 4 тыс. долл. в 2004-м). В результате относительная доля расходов на сотовую связь у россиян окажется одной из самых низких в Европе.

Наконец, уже в текущем году ожидаем ослабления конкуренции в результате приватизации «Связьинвеста» и обусловленного этим исчезновения мощных «независимых» региональных игроков. На наш взгляд, «МегаФон» вряд ли станет дестабилизирующей силой на рынке. Данный оператор, контролирующий примерно 20% рынка, отличается самым высоким показателем СВА среди компаний «большой тройки». Его рентабельность EBITDA превышает 40%, а в текущем году оператор планирует провести первичное размещение акций. Все это позволяет предположить, что «раскачивание лодки» явно не в интересах «МегаФона». От замыкающего «тройку» игрока логично ожидать более агрессивных маркетинговых действий, однако «МегаФон» показал себя куда более сдержанным участником рынка, чем МТС и «ВымпелКом». Компания предпочла не вступать в открытые войны за долю рынка, но при этом оказалась более успешной в вопросах управления трафиком и контроля над СВА.Со всеми графическими материалами статьи вы можете ознакомиться в печатной версии журнала

Главная страница / Архитектура отрасли