Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Борьба за абонента

Новый 2005 год принесет большие перемены российскому телекоммуникационному рынку в целом и традиционным операторам, в частности. Причиной этому станет Закон «О связи», который заработает в полную силу только в текущем году и заставит традиционных операторов вступить в стадию активной борьбы за абонентов.

Номинально новый Закон «О связи» вступил в силу с 1 января 2004 года. Однако принятие подзаконных актов, необходимых для того, чтобы он начал работать, потребовало больше времени, чем ожидалось. Причина – затянувшаяся реорганизация Министерства связи и информатизации, которое сначала объединили с Министерством транспорта, а затем снова выделили в отдельное министерство, получившее новое название – Министерство информационных технологий и связи. Как следствие, процесс разработки подзаконных актов существенно замедлился и завершится, скорее всего, в I квартале 2005 года.

Несмотря на спорность некоторых положений нового закона, а также достаточно жесткую регламентацию многих направлений деятельности традиционных операторов, несомненное преимущество Закона в том, что в нем четко прописаны правила игры, по которым будет жить телекоммуникационный рынок.

Битва за абонента

Основное изменение в жизни традиционных операторов в 2005 году вызвано тем, что компании электросвязи начнут включаться в конкурентную борьбу с альтернативными операторами за высокодоходных абонентов. В соответствии с положениями нового закона компании электросвязи не вправе отказывать альтернативным операторам в аренде медных пар. Следовательно, альтернативные операторы смогут начать серьезное наступление на такой сегмент пользователей, как высокодоходные клиенты, поскольку исчезнет необходимость строить собственную инфраструктуру доступа к абонентам. При этом компания электросвязи будет получать от альтернативного оператора только арендную плату за пользование медной парой. Предполагается, что эта сумма не будет превышать такого показателя, как постоянная составляющая платы абонента за пользование стационарным телефоном в случае, если бы оператор применял повременную схему учета местных телефонных соединений. Сегодня это 60% от уровня абонентской платы за пользование стационарным телефоном, установленной Федеральной антимонопольной службой.

Для того чтобы не проиграть битву за

высокодоходных абонентов, традиционные операторы должны будут предоставлять пользователям тот же спектр услуг, что и альтернативные. К настоящему времени большинство компаний электросвязи технически готовы к подобному испытанию, т. е. могут предоставлять своим абонентам, например, широкополосный доступ по технологии ADSL. Однако в процессе борьбы за абонента важную роль играет и такой фактор, как маркетинг. И вот тут, к сожалению, чаша весов не всегда склоняется в пользу традиционных операторов.

Фиксированная и сотовая

телефония: начало противостояния

Количество пользователей сотовой связью в прошлом годмерной емкости фиксированных операторов (с учетом номерной емкости ведомственных сетей и альтернативных операторов). По нашим прогнозам, на конец 2005 года это превышение будет уже троекратным.

При этом доходность вновь приобретаемых сотовых абонентов в наступившем году сравняется с величиной абонентской платы за услуги компаний электросвязи. Как ожидается, в наступившем году эти показатели сойдутся на отметке в 8 долл. Произойдет это как вследствие роста рублевых тарифов компаний электросвязи, так и в результате наметившейся тенденции укрепления рубля по отношению к доллару. В результате по такому показателю, как цена пользования, сотовые операторы вплотную приблизятся к тому, чтобы стать конкурентами компаний электросвязи.

Зарождению подобной конкуренции будет также способствовать внедрение в России принципа Calling Party Pays, т.е. оплаты звонка вызывающей стороной. В результате все звонки стационарных абонентов на сотовые номера станут платными вне зависимости от того, применяется повременная система учета компанией электросвязи или нет.

С одной стороны, это обеспечит дополнительный доход традиционным операторам, а с другой, учитывая уровень проникновения мобильной связи в стране (на конец 2005 года он превысит 60%), – не исключено, что пользователи начнут отказываться от звонков с фиксированных телефонов на мобильные, переведя свои вызовы в категорию «мобильный-мобильный».

Повременка

Ситуация с внедрением системы повременного учета местных соединений компаниями электросвязи вряд ли получит в наступившем году заметное развитие. В Законе «О связи» есть положение о том, что абонент вправе

выбирать схему обслуживания – фиксированная плата или расчет за фактически совершенные звонки. Однако поскольку фиксированная плата установлена Федеральной антимонопольной службой в размере абонентской, как в случае если бы не было повременки, внедрение повременного учета отложено компаниями электросвязи до лучших времен. Позиция антимонопольного ведомства по этому вопросу достаточно жесткая, поэтому вероятность изменения ситуации весьма низка.

Единственным положительным моментом для операторов, уже внедривших на своих сетях повременный учет, послужит то, что в 2005 году начнется использование для тарификации соединений абонентов тарифных планов с «плавающей» ценой минуты. До настоящего времени при повременном учете местных телефонных переговоров применяется принцип «flat rate», т. е. цена на звонки одна и та же вне зависимости от времени суток и дня недели. Подобная ситуация не позволяла воспользоваться одной из особенностей повременного учета – регулировать нагрузку на сеть оператора путем изменения цены звонка. Большинство компаний начали разрабатывать такие тарифные предложения еще в минувшем году, однако в связи с правительственной реформой дело не удалось довести до конца.

Платят все

Одним из важных для традиционных операторов нововведений в 2005 году станет так называемый процеии граждан начнут полностью оплачивать услуги связи. Это, конечно, не приведет к улучшению ситуации с платежами из бюджета традиционным операторам по уже образовавшимся долгам, однако позволит эти долги не увеличивать.

Не «Ростелекомом» единым

Знаковое событие для российского рынка телекоммуникаций – появление новых операторов дальней связи. На сегодняшний день этим статусом обладает только «Ростелеком». Однако в наступившем году планируется выдавать лицензии на предоставление услуг дальней связи всем заинтересованным операторам. Для того чтобы соответствовать этому статусу, компания должна иметь точки присутствия во всех 89 российских регионах. А операторы, занимающие существенное положение на рынке, т. е. компании электросвязи, обязаны обеспечить присоединение к своей сети.

Несколько крупных альтернативных операторов смогут выступить до конца текущего года в роли операторов дальней связи при условии, что процесс выдачи лицензий начнется в I квартале 2005-го.

Главная страница / Архитектура отрасли