Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Фиксированная связь: в ожидании перемен



В первую очередь хочется отметить, что рынок фиксированной связи крайне неоднороден. Он до сих напоминает лоскутное одеяло, в котором островки высоких технологий соседствуют с территориями, где главенствуют декадно-шаговые АТС.

Мининформсвязи рапортует о довольно высоком уровне такого показателя, как число телефонных линий на 100 жителей. По версии министерства, в 2005 г. он был равен 30 (график 1). Однако следует учитывать, что значительную его долю составляют так называемые ведомственные операторы, которые, обладая лицензией и всеми соответствующими разрешениями тем не менее не оказывают услуг на открытом рынке. По большому счету, понятие о реальном состоянии с телефонизацией населения может дать только показатель числа основных телефонных аппаратов, обслуживаемых компаниями «Связьинвеста». Тем не менее даже этот показатель говорит о том, что насыщение рынка не за горами. Конечно, речь не идет об одном-двух годах. Однако первые признаки насыщения рынка мы сможем наблюдать уже в ближайшем будущем. Одним из предвестников является существенное уменьшение масштаба такого явления, как очереди на установку телефонов. О том, насколько эта проблема была актуальна для отдельных территорий, говорит тот факт, что, например, еще три года назад «Дальсвязь» среди своих приоритетных целей называла ликвидацию очередников, ожидавших установки телефона более 20 лет. В некоторых регионах МРК удалось добиться существенных успехов в решении данного вопроса, и только «ЦентрТелеком» продолжает оставаться «лидером» по числу неудовлетворенных заявок на установку телефона (график 2).

Компании фиксированной связи демонстрируют стабильный рост и такого показателя, как выручка (график 3). Конечно, темпы роста выручки фиксированных операторов несопоставимы с аналогичными показателями в сотовой телефонии, однако, в отличие от нее, выручка не демонстрирует тенденции к снижению. Не последнюю роль в этом играет тот факт, что операторы фиксированной связи не могут сами устанавливать тарифы, а это негативно сказывается на эффективности их деятельности. Местная связь до сих пор субсидируется за счет дальней, и ожидать, что ситуация радикально изменится в ближайшем будущем, не приходится.

Сложность рынка фиксированной телефонии еще и в том, что крайне мал резерв для увеличения доходов в области повышения тарифов на пользование телефоном. И это понимают руководители МРК: если ранее они регулярно заявляли о желании получать с одного абонента 10–12 долл., то сегодня становится ясно, что при таком уровне цен пользователи могут начать отказываться от услуг фиксированной связи в пользу мобильной.

Скорее всего, тот факт, что российские абоненты не отказываются от услуг фиксированной телефонии, имеет психологические причины. Большинство пользователей слишком хорошо помнят, чего им стоило добиться установки домашнего телефона, и зачастую продолжают им пользоваться из опасения, что если им вновь понадобится фиксированная связь, им ее уже не получить. Ведь до недавнего времени нормальной практикой у всех без исключения фиксированных операторов было взимание платы за подключение в полном объеме – даже если помещение уже было когда-то телефонизировано, и сохранились все коммуникации.

На рост доходов традиционных операторов в 2006 г. положительное влияние должна оказать отмена платы за входящие вызовы. В результате у МРК появится неплохой шанс начать получать деньги за вызовы на мобильные телефоны. Дело в том, что в настоящее время на рынке сложилась парадоксальная ситуация – традиционные операторы не получают ни копейки за подобные типы соединений. Поэтому даже если цены на интерконнект (которые также регулируются государством) будут невысоки, он, тем не менее, станет новым источником дохода.

Главная страница / Архитектура отрасли