Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Рынок ИТ-услуг: российская специфика



Уместно говорить о снижении темпов экстенсивного роста рынка ИТ-услуг. Следствиями экстенсивной фазы стали: недостаток опыта руководителей в области крупных «интенсивных» ИТ-проектов; противоречия между высокими ожиданиями российского бизнеса в отношении эффективности проектов и отсутствием четких представлений о реальных затратах; снижение интереса к аутсорсингу и «уход в тень» знаковых бизнес-проектов в области ИТ-аутсорсинга (DATAFORT, «Сибинтек», «ГВЦ Энергетики» и др.).

Однако существуют предпосылки для перехода к интенсификации ИТ-сервисов как комплексных интеллектуальных услуг и развитию в России практики многолетних контрактов как основы для выхода на эффективный ИТ-аутсорсинг.

Доля сектора ИТ-услуг в российской экономике с каждым годом становится все меньше, что гораздо тревожнее, чем замедление темпов роста рынка. Российский рынок ИТ-услуг не имеет существенных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Вместе с тем, имеется ряд перспективных внешнеэкономических направлений в области ИТ. Они связаны с наличием высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт решения нестандартных задач в сегменте разработки программного обеспечения, а также с возможностью экспорта в ближнее зарубежье всех видов ИТ-услуг. Есть тенденция увеличения бизнес-составляющей в ИТ-консалтинге.

В условиях конкуренции предложение ряда ИТ-услуг, особенно тех, которые оказываются однократно, например, внедрение системы электронного документооборота, значительно превышает спрос. Но любая ИТ-система рано или поздно устаревает. В этих условиях, на мой взгляд, намечается увеличение темпов роста рынка ИТ-услуг в России. Причиной тому являются международные стандарты в области ИТ, такие как ISO 20000, ISO 27001. В третьей версии библиотеки передового мирового опыта в области управления ИТ (ITIL v3) неоднократно говорится о необходимости соответствия ИТ-подразделений требованиям ISO 20000. На российском рынке уже появляются услуги по внедрению систем управления ИТ-услугами по стандарту ISO 20000 и систем управления информационной безопасностью, соответствующих стандарту ISO 27001, а также проведения сертификации организаций на соответствие этим стандартам.

Я бы не стал драматизировать ситуацию. Рынок ИТ-услуг становится более насыщенным, тем не менее, ежегодный рост порядка 20% (против 4–6% на Западе) означает, что нам есть куда развиваться. Думаю, с учетом географической распределенности наших ИТ-проектов стабилизация рынка произойдет через три-четыре года. В настоящее время основные потребители ИТ-услуг сосредоточены в центральном регионе, региональные проекты зачастую инициируются из Москвы или Санкт-Петербурга. Хотя в регионах появляется все больше специалистов, способных самостоятельно вести крупные проекты и предоставлять качественные ИТ-услуги.

Замедление темпов роста связано с некоторым разочарованием потребителей в среднерыночном уровне качества ИТ-услуг. Крупные инвестиции в ИТ последних лет привели к бурному развитию компаний, предлагающих ИТ-сервисы. Однако множество крупных внедренческих проектов так и не достигли поставленных целей. Сейчас на этом рынке качество сервиса начинает выходить на первый план, и будущее на нем есть только у игроков, концентрирующих усилия на качественном сервисе и стратегическом партнерстве с клиентами.

На мой взгляд, наоборот, наблюдается явное повышение потребности российских компаний во внешних ИТ-консультантах. Снижение темпов роста могу объяснить только тем, что за счет увеличения количества предлагаемых решений российский ИТ-рынок перестал расти на несколько сотен процентов в год. Три-четыре года назад предложение ИТ-отдела средней компании отдать внешним консультантам внедрение какого-либо из серверов было бы расценено как минимум скептически. Сегодня даже представители малого бизнеса приглашают сторонних специалистов. Поэтому, полагаю, увеличение рынка услуг будет продолжаться, несмотря на оценки аналитиков.

Прежде всего, падение спроса на ИТ-услуги обусловлено первоначальным насыщением рынка. Сейчас период «снятия сливок» закончился. В то же время рост цен на нефть провоцирует получение максимальной прибыли от использования природных ресурсов, что негативно сказывается на развитии ИТ в отраслях, где автоматизацией либо не занимаются вообще, либо используют информационные технологии минимально. Другая причина – осознание того, что «информация» иногда бывает не только полезной, но и вредной для того управленца (или структуры), который не стремится к прозрачности своей деятельности.

Интенсификация роста рынка может произойти лишь в случае изменения ориентации бизнеса в сторону построения «экономики знаний». Спрос на ИТ-услуги сразу возрастет.

Главная страница / Архитектура отрасли