Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

От модернизации – к интенсивному развитию

В первый день работы выставки «Транспорт России» была презентована новая программа развития транспортной системы страны. Она пришла на смену досрочно завершившейся Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Это крупнейшая в истории страны целевая программа. Объем ее финансирования превышает 13 трлн руб. Во время работы выставки программу подписал председатель правительства.

Заместитель министра транспорта Александр Мишарин, выступая на конференции «ТелекомТранс-2008», отметил, что в рассматриваемой программе большое внимание уделено развитию инфокоммуникационных систем. В этом одно из ее принципиальных отличий от предыдущей федеральной целевой программы.

«Важнейшим фактором раз-вития транспортной системы является повышение эффективности государственного управления функционированием и развитием транспортного комплекса. При возрастающей сложности стоящих перед отраслью задач решение этой проблемы невозможно без использования современных информационных и телекоммуникационных технологий», – сказал А. Мишарин.

Программа предусматривает создание комплексной автомати-зированной информационно-аналитической системы управления транспортным комплексом, обеспечивающей поддержку функции государственного регулирования транспортом. Кроме того, развитие каждого вида транспорта в рамках каждой соответствующей подпрограммы сопровождается развитием информационно-управляющих и аналитических систем с соответствующим телекоммуникационным обеспечением.

Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» ставит амбициозную цель – увеличить экспорт транспортных услуг за следующие шесть лет в два с лишним раза и довести его до 24–25 млрд долл. В частности, комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора «Транссиб» включает в себя развитие транспортных узлов в основных точках пересечения различных видов транспорта. Причем это будут не просто многофункциональные накопительно-распределительные транспортные пункты, а информационные комплексы, координирующие работу железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта и обеспечивающие взаимосвязь «Транссиба» с другими системами, например единой глубоководной системой Российской Федерации.

В рамках подпрограммы разрабатывается несколько комплексных проектов, таких как развитие Мурманского и Новороссийского транспортных узлов, в которых одновременно с задачами модернизации транспортной системы предусмотрено внедрение информационно-логистических комплексов.

Дальнейшее развитие получила подпрограмма «Автомобильные дороги». В нее включены мероприятия, направленные на создание интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков. Эти системы, использующие современные технические средства, телекоммуникационные и информационные технологии, средства спутниковой навигации и зондирования, будут интегрировать в единый аппаратно-программный комплекс различные информационные и управляющие системы на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. В их функции войдут также автоматизированный централизованный сбор данных, обработка и передача информации о функционировании и текущем состоянии автодорожной инфраструктуры, обмен этой информацией, доведение ее до участников транспортного процесса. Одним из источников актуальной детальной информации станут средства лазерного космического сканирования дорожной сети и других элементов транспортной инфраструктуры.

Для контроля и надзора в области дорожного хозяйства предусмотрено, в частности, реконструировать действующие и открыть новые пункты весового контроля на автомобильных дорогах и пунктах пропуска. Внедрение программного комплекса сбора и обработки информации о транспортных средствах, осуществляющих грузовые перевозки по автомобильным дорогам федерального значения, позволит наладить учет и анализ грузопотоков, повысить обоснованность принятия решений по развитию дорожной сети. Реализация этих мероприятий даст возможность организовать эффективное управление автомобильными транспортными потоками.

В настоящее время наименее развиты информационные и телекоммуникационные технологии на внутреннем водном транспорте. Для обеспечения безопасности на внутренних водных путях необходимо реконструировать и развивать системы технологической связи, с внедрением телекоммуникационных средств нового поколения. Безопасность судоходства в современных условиях во многом определяется наличием у судоводителей навигационной информации, обновляемой в оперативном режиме. В подпрограмме «Внутренний водный транспорт» предусмотрено также развитие системы управления движением судов и информационное обеспечение судоходства. Это потребует обеспечения внутренних водных путей средствами технологической связи нового поколения и создания единого информационного пространства для системы внутреннего водного транспорта.

В подпрограмме «Гражданская авиация» намечено создание конкурентоспособной российской автоматизированной информационной системы управления перевозками, соответствующей международным требованиям и предусматривающей, в частности, переход на электронную авианакладную. Предстоит создать систему управления авиационными грузовыми перевозками, формирования электронной документации. Важным станет и переход на авиационный электронный билет.

В составе мероприятий подпрограммы «Железнодорожный транспорт» предусматривается внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе комплексной информатизации. В первую очередь реализовывать такие мероприятия предполагается на ма-гистральных направлениях, где выполняется примерно 70% грузооборота железных дорог.

Оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта – одно из важнейших направлений и одна из основных задач регулирования транспортной деятельности, связанной с информационной ин-теграцией. Важнейшим аспек-том становится развитие возможностей повышения качества национальной мультимодальной транспортной системы.

Все это проблемы транспортной логистики. Несмотря на то, что разговоры о логистике ведутся уже давно, реальное положение не очень радужное. Если в странах Европы и США в общетранспортных услугах объем логистических услуг составляет от 25 до 30%, то в России этот показатель не превышает 3%.

Согласованное и сбалансированное развитие различных видов транспорта является одной из главных целей государственного регулирования транспортного комплекса. Чтобы управлять отраслью и контролировать основные процессы, необходимо кардинально усовершенствовать информационное обеспечение. Таким образом, предстоит построить единую автоматизированную интегрированную систему управления транспортным комплексом страны, объединяющую все автоматизированные системы отдельных видов транспорта. С этой целью и создается автоматизированная система управления транспортным комплексом (АСУ ТК).

В ее функции войдут сбор информации и мониторинг транспортного комплекса, программирование и моделирование развития транспортных коридоров, аналитическая поддержка принятия решений по развитию транспортной системы, мониторинг и контроль деятельности подведомственных агентств, информационно-аналитическая поддержка оптимизации взаимодействия различных видов транспорта, контроль безопасности и др.

Принята трехуровневая архитектура системы с выделением федерального, регионального и локального уровней. ИТ-инфраструктуру верхнего уровня образуют Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), АРМы административного аппарата Минтранса, а также руководителей ведомств, федеральных агентств и служб, подчиненных министерству, главные вычислительные центры видов транспорта и сеть передачи данных.

ФЦОД предназначен для накопления, хранения и обработки информации о транспортном комплексе и по существу представляет собой информационное хранилище транспортного комплекса (ИХ ТК). Он является узловым компонентом вычислительной инфраструктуры и средств хранения данных на федеральном уровне. В ФЦОД размещаются информационные ресурсы системы федерального (а в некоторых случаях и регионального) уровня.

За исключением регламентных работ центр функционирует в автономном режиме и управляется удаленно с рабочих мест центра управления эксплуатацией и технической поддержки.

В состав инфраструктуры территориального уровня входят центры обработки данных и инфраструктура территориальных органов министерства в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

К инфраструктуре линейного уровня относятся:

логистические центры обработки данных (ЛЦОД), существующие или создаваемые при крупных транспортных узлах в составе транспортно-логистических центров. ЛЦОД являются источниками информации для ИХ ТК;

инфраструктура информационных систем диспетчерских служб, контрольно-пропускных пунктов;

технические средства мониторинга и контроля транспортных средств, состояния объектов транспортной инфраструктуры и др.

В качестве первичной (транспортной) сети телекоммуникационной сети АСУ ТК предполагается использовать собственные или арендованные каналы связи, а также ведомственные сети передачи данных. При этом должны быть реализованы передача данных по корпоративной сети, телефонная связь, проведение телеконференций, видеомониторинг, а также доступ в Интернет.

По предварительным расчетам, на реализацию АСУ ТК и информационного обеспечения подпрограмм будет затрачено более 11 млрд руб. Подробные технические требования к системе будут разработаны в рамках научно-исследовательской работы (НИР). Хотя рассматриваемая программа рассчитана на период 2010–2015 гг., разработка НИР начнется уже в текущем году. Результаты НИР будут использованы также для формирования конкурсной документации по выбору подрядчиков на последующее проектирование, разработку, внедрение и тиражирование компонентов системы.

Сегодня отрасль располагает определенным заделом и квалифицированными кадрами, способными выполнить большую и амбициозную программу. Подробные материалы о конференции «ТелекомТранс-2008» и программе развития транспортного комплекса России будут опубликованы в журнале «ВКСС.Connect!» № 3, 2008 г.

Главная страница / Архитектура отрасли