Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Корпоративные информационные системы: взгляд со стороны

Основная проблема при автоматизации большинства предприятий состоит в отсутствии системного подхода. Это ведет к неверной постановке задачи, неэффективному использованию ресурсов и неудовлетворительному результату. Наиболее предпочтительный для современной компании способ формализации задач интеграции – стандартный проектный подход: определяется проблема, рассматриваются решения, выбирается лучшее из них. Далее ставятся конкретные задачи, определяются сроки, выбираются контрольные показатели. При ведении проектов в рамках отдельных подразделений обычно все так и происходит, но в масштабе большого металлургического предприятия такой подход реализуется далеко не всегда.

Вообще, развитие информационных систем – дело достаточно затратное, но стратегически важное. При планировании любых изменений следует осознать два важных вопроса – насколько предлагаемые изменения обоснованы и что они принесут компании в будущем. Подобные вопросы задают себе многие, но большинство компаний еще только движется от восприятия информационных систем как престижной и в чем-то полезной «игрушки» к пониманию того, что корпоративная информационная система – это мощный инструмент, обеспечивающий реальное конкурентное преимущество.

В настоящее время системы от различных производителей предлагают множество модулей. Промышленными компаниями востребован самый разнообразный функционал, другое дело – кем, где и насколько. Все зависит от отраслей, предприятий, а также конкретных проблем, которые надо решить. Все без исключения организации нуждаются в модулях управления финансами, бухгалтерией, продажами, материально-техническим снабжением. Это тот уровень, с которого начинались внедрения почти всех работающих сегодня систем. А дальше выбор определяют те проблемы, которые хотят решить руководители предприятий. Где-то активно развивается функционал для управления производством или для организации цепочки поставок (SCM), где-то главенствуют системы управления основными фондами предприятия (EAM) либо системы взаимоотношений с клиентами (CRM). Сейчас заметен интерес к системам производственного планирования и управления бюджетом, повышается востребованность различных аналитических возможностей. В зависимости от целей и стратегии предприятия этот функционал может быть либо обособлен, покрывая конкретный участок работ, либо интегрирован с другими частями информационной системы предприятия, либо являться частью единой гомогенной системы управления.

Любой современной информационной системе необходимы широкие интеграционные способности, возможности гибкой и оперативной конфигурации, прозрачность процессов, безопасность. Один из признаков развитой системы промышленного предприятия – модуль CRM. Чем шире и глубже его функционал, тем более развитой является система. В самом простом виде CRM представляет собой лишь перенесенный в компьютер вариант записной книжки, чуть более продвинутый модуль позволяет управлять не только контактами, но и управлять продажами. А вот действительно пол-ноценный функционал дает возможность выстроить единую информационную цепочку от момента начала работы с клиентом до производственного планирования и отгрузки: система автоматизирует работу с клиентом, обеспечивает контроль деятельности менеджеров по продажам, позволяет сформировать всю необходимую документацию, согласовать ее, спланировать ресурсы и т. д. Перечисленные функции возможны только в развитой системе, в рамках которой обеспечены полная прозрачность процессов и структурность информации. Такая система создана, например, в Группе ЧТПЗ, куда входят две производственные площадки, два торговых дома, сеть складов. Благодаря грамотной интеграции достигнут очень высокий уровень автоматизации процессов, что дало основание иностранным аудиторам высоко оценить модуль CRM на ЧТПЗ.

Металлургия как базовая отрасль промышленности всегда была одним из лидеров в сфере инноваций. Поэтому сейчас на металлургических предприятиях реализовано немало проектов в сфере ИT. Например, на ТМК ведутся масштабные работы по внедрению SAP, на ЧТПЗ уже много лет работает одна из самых функциональных систем – «Малахит», у других представителей отрасли есть достаточно интересные проекты собственной разработки. Конечно, результаты внедрений информационных систем бывают разными: кое-кому приходится учиться на своих ошибках, другие с гордостью обнародуют свои результаты, а третьи до сих пор думают, что делать с проектами, которые давно вышли за рамки бюджета и по которым сорваны все сроки.

Следует отметить, что внедренные ИС в разных компаниях имеют существенно разные степени развития. Но если говорить об автоматизации с точки зрения совершения необходимых шагов, достижения российских предприятий будут заметными – большинство из них автоматизировали многие направления своей деятельности. Особенно успешны проекты автоматизации уровня ERP. В настоящее время металлурги активно расширяют системы – в направлении построения бизнес-логики (BI) и в сфере автоматизации управления производством (MES). Например, уже сегодня реализованы интересные MES-решения компании «Аусферр» на Магнитогорском металлургическом комбинате, продукты компании «Малахит» широко используются на ЧТПЗ. Реализация данных проектов выполнена настолько успешно, что они вызывают интерес даже у зарубежных специалистов. Несмотря на все сложности, отечественные металлургические предприятия являются хорошим примером развития информационных систем и неплохо смотрятся на мировом фоне автоматизации в сфере металлургии. Однако развитие информационных систем в данной отрасли имеет свою специфику, которая состоит, прежде всего, в том, что на наших металлургических предприятиях присутствует широчайший спектр производственно-хозяйственной деятельности, причем один и тот же ее вид может существовать в нескольких вариантах. Дополняют картину сложные производственные процессы и взаимосвязи в масштабе всего предприятия. Именно поэтому многие достаточно эффективные информационные системы не пригодны для металлургии, ведь они не могут быть масштабированы до такой степени, чтобы удовлетворить потребности крупного металлургического предприятия. Еще один специфический момент – формирование в отрасли сложных, территориально и юридически распределенных структур. Такие компании представляют собой не просто множество схожих компонентов, но совокупность отличающихся объектов, в каждом из которых уже имеется своя специфика. А большинство систем создавалось для гораздо более простых случаев, и они уже не справляются с современными задачами, связанными с автоматизацией металлургии. К наиболее удачным примерам автоматизации металлургических холдингов можно отнести, наверное, только Группу ЧТПЗ.

В качестве другой особенности ИТ-проектов на металлургических предприятиях следует отметить относительную новизну ИТ, что отличает их от других сфер деятельности компании. Критерии оценки, значимости и эффективности работы информационных технологий не всем понятны и недостаточно широко распространены. Зачастую при автоматизации предприятий менеджеры руководствуются весьма опосредованной информацией – бравурными публикациями в журналах, красивыми презентациями, т. е. корпоративные ИС выбирают как телевизор, мол, попробуем, а если что – купим новый. При небольшом бизнесе подобный подход иногда оправдан, но не в масштабах металлургии. В этой области только на закупку лицензий могут уйти миллионы евро. Таким образом, еще ничего не получив, компания уже вложит значительные средства, а будет ли результат – неизвестно. Образуется порочный круг: не желая признаваться, что деньги израсходованы впустую, предприятие вновь инвестирует в проект огромные суммы в надежде на то, что хоть и высокой ценой, но результат будет достигнут, а его все нет – значит, тратятся еще деньги, и так без конца. К чести ИТ-сотрудников металлургических предприятий надо сказать, что нередко они за копейки, без признания их заслуг решают сложнейшие задачи, спасая проекты, изначально обреченные на провал.

Взаимоотношения ИТ-служб предприятий-заказчиков и поставщиков решений складываются порой не просто. Здесь есть несколько аспектов. Первый – неготовность сторон к равным партнерским отношениям: ИТ-службы зачастую воспринимают поставщиков решений как своих подчиненных, которые должны выполнять все их указания, а поставщики нередко смотрят на ИТ-службы как на «мастодонтов», отставших от времени.

К этому добавляется традиционная российская особенность – желание тотального контроля над процессом вместо контроля результатов. В итоге вместо совместной работы, где каждый вносит свою лепту, происходит борьба за то, чтобы быть главными на проекте. Либо, что не лучше, одна из сторон «умывает руки», и взаимоотношения становятся однобокими. Оптимальный подход к решению данной проблемы – четкое определение функций каждой из сторон: ИТ-служба должна выступать в качестве заказчика, который ставит задачу, обеспечивает взаимодействие с различными подразделениями, контролирует результат, сроки и стоимость. А право выбора инструментов и методов для решения поставленных задач должно быть предоставлено поставщику. Такая практика абсолютно нормальна в любой сфере услуг. Например, когда вы сдаете автомобиль в ремонт, вы ведь не говорите мастеру, какими инструментами он должен пользоваться, вы просто ставите конечную задачу, по качеству решения которой и будете оценивать работу. Это эффективная цивилизованная практика, к которой надо стремиться и в ИТ-проектах.

Второй нюанс, влияющий на взаимодействие поставщиков решений и ИТ-служб, – положение сотрудников ИТ-отдела внутри предприятий. Нередко они находятся на вторых ролях, без четко регламентированных функций и полномочий, и проект для них – не столько задача на результат, сколько возможность повысить свой статус за счет появления оснований для привлечения больших ресурсов.

Отдельная проблема – дефицит квалифицированных руководителей ИТ-служб. Одних знаний ИТ для этого недостаточно, человек на такой должности должен обладать навыками в организации взаимодействия различных подразделений, хорошо представлять структуру всех бизнес-процессов предприятия, иметь авторитет и опыт, позволяющий правильно расставлять приоритеты и добиваться результатов. Надо помнить, что информационные технологии – сфера хоть и динамичная, но сравнительно молодая, там еще только идет процесс формирования кадрового потенциала, регламентов и определения места в структурной иерархии бизнеса.

Главная страница / Архитектура отрасли