Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Эпоха застоя. Количество переходит в качество

Хочется отметить, что год прошел относительно спокойно. Операторы не развязывали крупномасштабных ценовых войн, за исключением отдельных «локальных конфликтов», и даже разногласия, которые возникали между участниками рынка и регулирующими органами, можно отнести к разряду рабочих моментов, не оказывавших серьезного негативного влияния на развитие рынка.

Можно считать, что 2007 г. стал периодом давно ожидавшейся в России стагнации рынка сотовой связи. Конечно, то, что рост данного сегмента замедлился, стало понятно еще в 2006 г., однако в 2007 г. эта тенденция усилилась, и в 2008 г. ожидается дальнейшее снижение темпов увеличения количества пользователей мобильной связи. На конец ноября 2007 г. число пользователей сотовой связи в России составило 169 млн (рис. 1). Это означает, что на 100 жителей приходится 117 SIM-карт, учитываемых операторами (на начало 2007 г. – 105 SIM-карт). За 11 месяцев 2007 г. прирост абонентских баз операторов достиг 11,5%, в то время как за аналогичный период 2006 г. данный показатель находился на уровне 18,4%. Если вспомнить 2005 г., то тогда за такой же период абонентские базы операторов увеличились на 61%(!).

Устойчивую тенденцию к снижению демонстрируют рыночные доли «ВымпелКома» и МТС по показателю численности абонентов. Если на конец 2006 г. доли игроков «большой тройки» распределялись следующим образом: «ВымпелКом» – 32%, МТС – 34%, «МегаФон» – 19%, то на конец ноября 2007 г. положение было таково: «ВымпелКом» – 30%, МТС – 33%, «МегаФон» – 21%. По сравнению же с 2005 г. ситуация изменилась еще значительнее (рис. 2).

На фоне снижения темпов увеличения количества абонентов сотовых операторов наблюдался рост удельных показателей на одного абонента. Так, у операторов «большой тройки» выросли показатели ARPU. На конец третьего квартала средний доход на абонента компании «ВымпелКом» был равен 13,4 долл., «МегаФон» – 15 долл., а МТС – 10 долл. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, ростом доходов населения, в результате чего люди могут позволить себе тратить больше денег, не увеличивая при этом долю расходов на услуги мобильных операторов из общего семейного бюджета. Во-вторых, гонка за рекордными показателями числа абонентов завершилась, что привело к коррекции абонентских баз. «ВымпелКом» сделал первые шаги для перехода на трехмесячную политику учета абонентов, которую раньше в «большой тройке» практиковал только «МегаФон». Ну а пессимистические прогнозы, что на российском рынке может повториться ситуация, сложившаяся на рынках развивающихся стран, где операторы работают при уровне ARPU 5 долл., остались страшной сказкой, которая вряд ли станет реальностью.

Главная страница / Архитектура отрасли