Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Пластиковые карты на пути к россиянам

В России темпы роста рынка пластиковых карт ежегодно увеличиваются более чем на 50%. Сегодня РФ лидирует по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему количеству транзакций среди стран региона СЕМЕА (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), а по некоторым показателям даже близка к странам Евросоюза. Сверхвысокие темпы роста рынка определяются также развитием экспресс-кредитных программ, которые перетекают в сегмент кредитных карт. Рынок платежных карт постепенно становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Платежные системы и пластиковые карты сегодня – не просто банковский продукт, а мощный инструмент клиентских отношений для множества B2C компаний.

Ключевыми вопросами для обсуждения в рамках конференции стали: законодательное регулирование рынка платежных карт, официальная статистика российского и мирового рынка банковских карт; проблемы и перспективы эквайринга пластиковых карт; кобрендовые пластиковые карты и программы лояльности; безопасность пластиковых карт и преступления в сфере платежных карт.

Открыл конференцию Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия», эксперт Комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, докладом на тему «Перспективы развития законодательства банковских карт». Он подробно рассмотрел ряд законопроектов, которые будут способствовать повышению цивилизованности и прозрачности рынка банковских карт и как следствие доверия населения к финансовым услугам. В 2007 г. законодательными инициативами в системе платежных карт стали обязательный прием платежных карт во всех торговых точках и создание программ лояльности налогообложения при операциях с банковскими картами. Новые технологии позволяют предоставлять услуги населению дистанционно, вне служебных помещений (branchless banking), с использованием платежных карточных систем или с применением технологий сотовой связи, платежных терминалов, использованием электронных платежных систем, построенных на основе сети Интернет и электронных денег (e-money). Сегодня использование элементов оказания банковских услуг практически не приводит к расширению круга клиентов банковского сектора, акцент делается на повышении качества обслуживания традиционных клиентских групп. Развитие происходит именно в тех регионах, где банковский бизнес и без того широко представлен. Дистанционное оказание банковских услуг имеет большое социальное значение – это путь к повышению доступности финансовых услуг для населения. Уже в следующем году планируется запустить проект со смарт-картами, позволяющими получать доступ в метро через мобильные телефоны. В Ассоциации также активно обсуждают стратегию построения финансовой системы для всех групп населения, куда войдут банки, почта, операторы связи, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации и иные розничные агенты.

Вадим Грицаненко, управляющий директор РПС «Золотая Корона», рассказал о тенденциях и прогнозах развития рынка пластиковых карт. Он отметил, что главный фактор, сдерживающий рост рынка банковских карт, – это отсутствие финансовой грамотности населения. Многие люди «по старинке» предпочитают пользоваться банкоматом и снимать наличные, чем оплачивать услуги непосредственно картой. В этой ситуации ключевую роль должны сыграть коммерческие банки совместно с государственной программой повышения грамотности населения.

Показателен опыт ФГУП «Почта России», которое сегодня занимается не только традиционной отправкой корреспонденции, но и обслуживанием банковских карт. В планах «Почты России», по словам Екатерины Белоусовой, руководителя департамента финансовых услуг, увеличение количества POS-терминалов с 12 до 20 тыс. к концу 2008 г. Проект, охватывающий 79 регионов страны, предоставит возможность оплаты товаров и услуг, приобретенных на почте, посредством карт платежных систем American Express, VISA, MasterCard, Union Card и «Золотая Корона». Это даст возможность людям из отдаленных уголков России пользоваться пластиковыми картами даже там, где пока еще нет отделений коммерческих банков.

По словам Михаила Воронько, руководителя блока маркетинга розничного бизнеса банка «Уралсиб», российский рынок эквайринга пластиковых карт в 2008 г. вырастет на 79% и составит 845 млрд руб. А к концу 2007 г. оборот рынка достигнет 471 млрд руб., увеличившись на 70%. На долю Москвы, Санкт-Петербурга и Тюменской области приходится 74% оборота по эквайрингу.

О банковских решениях в области эквайринга рассказал Игорь Кононов, начальник управления маркетинга и развития системы ЗАО «СБЕРКАРТ». Основной задачей в настоящее время является внедрение продуктов, услуг и организационных форм, которые бы максимально способствовали развитию сети приема карт во всех регионах страны, позволили создать многофункциональные, востребованные населением продукты, упростили процедуры между участниками рынка с целью оптимального сочетания интересов банков, населения и государства. Все участники рынка в целом осознают эти задачи, но по-разному их понимают и расставляют приоритеты, предлагая свои решения и подходы. Цель Российской платежной системы (РПС) «СБЕРКАРТ» – создание системы, использующей единый российский многофункциональный карточный продукт и обеспечивающий гражданам получение разнообразных сервисов на территории страны. Карта должна быть унифицирована и включать в себя следующие услуги: банковские (выплата компенсаций, дотаций, пенсий и безналичный расчет), проезд, учет предоставления мер социальной поддержки, здравоохранение, социальный дисконт, взаимодействие с электронным правительством (дистанционное обслуживание граждан и доступ к персональной информации) и ряд других сервисов. Среди проектов РПС «СБЕРКАРТ» – сотрудничество с ОАО «Российские железные дороги» с целью создания многофункциональной карты сотрудника РЖД. «СБЕРКАРТ» также активно развивает технологию управления рисками в реальном времени, что позволяет предоставлять эквайерам гарантии оплаты операций непосредственно при их совершении и осуществлять оперативный контроль объемов межбанковских операций по картам каждого эмитента, а при необходимости выполнять блокировку этих операций.

Говоря о рынке пластиковых карт, нельзя не затронуть вопрос обеспечения безопасности при эквайринге, о котором рассказал Анатолий Ларионов, заместитель Начальника службы информационной безопасности Банка «Возрождение». В ходе эквайринга, прежде всего, должна быть обеспечена безопасность данных держателя карт. К данным держателя карты относится информация, нанесенная на лицевую часть карты, записанная на магнитной полосе и в памяти микропроцессора карты, с помощью которой определяются подлинность банковской карты и ее принадлежность конкретному держателю. Кроме того, должна быть обеспечена и безопасность аутентификационных данных, позволяющих провести аутентификацию карты и ее держателя в ходе авторизации и транзакции. Защиту данных держателей карт в процессе эквайринга необходимо обеспечить на основе реализации требований стандарта Payment Card Industry Data Security Standard, принятого платежными системами, в том числе Visa и MasterCard в 2006 г. Данный стандарт содержит 12 требований, организационно сведенных в шесть групп. Важным направлением повышения безопасности эквайринга являются внедрение EMV стандарта и выпуск микропроцессорных карт. Микропроцессорную карту следует рассматривать не только как средство платежа, но и как средство аутентификации держателя при проведении электронных платежей.

Подводя итоги конференции, участники пришли к выводу, что доступность финансовых услуг, их качество, понятность и универсальность стали сегодня ключевыми факторами при работе компаний финансового сектора с населением. Подготовила Екатерина Лаштун

Главная страница / Архитектура отрасли