Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ИТ-инфраструктура для современного бизнеса



Единого ответа для всех предприятий найти не получится. Есть организации, где уровень взаимодействия между ИТ и бизнес-подразделениями предельно высок. Присутствует не только интеграция, но и проникновение бизнес-процессов в традиционно «айтишные» области ответственности, а внутренние ИТ-процессы все чаще исполняются с привлечением не относящихся к ИТ сотрудников. Связано это со стремлением обеспечить большую эффективность при применении ИТ. Хотя следует отметить и иные причины: тенденцию к коммодитизации ИТ, частые изменения ИТ-систем, недостаток специалистов.

Многое зависит от квалификации и опыта ИТ-директора, поскольку интеграция бизнеса и ИТ – его основная задача. В последние годы профессия ИТ-директора претерпела значительные изменения: сегодня это топ-менеджер, не только вникающий в тонкости бизнес-процессов компании, но и принимающий непосредственное участие в выработке стратегических решений. Решение же «технологических» вопросов по развитию и поддержке ИТ-инфраструктуры все чаще отдается ИТ-компаниям.

Понятие «взаимопонимание» предполагает равноправные отношения между сторонами. Но бизнес, в лице топ-менеджеров, содержит ИТ-подразделение, что приводит к изначальному неравенству в позициях сторон. Чтобы определить отношения, нужно ввести шкалу:

ИТ-подразделение – обслуживающее и выполняющее любой запрос без обсуждения. Главный администратор является его руководителем;

ИТ-подразделение – обслуживающее, работающее по регламенту и не отвечающее за результат. Находится на уровне отдела и подчинено одной из вспомогательных служб (административной, финансовой и т. д.);

ИТ-подразделение оказывает услуги, но автоматизированные процессы не являются ключевыми. Подразделение самостоятельно, но работает по принципу «запрос – реакция». Основной задачей является освоение бюджета;

ИТ-подразделение оказывает услуги, ИТ-активы являются критичными для основного бизнес-процесса. Основная задача – поддержка ИТ на согласованном уровне SLA. В руководстве появляется должность CIO, причем этот человек играет роль заказчика для технических подразделений;

ИТ – основной инструмент бизнеса с отличительной чертой, создающей конкурентное преимущество на рынке. ИТ превращается в партнера и основного производителя услуг, ИТ-инновации – ключевые конкурентные преимущества.

За последние 5 – 7 лет многие предприятия модернизированы, и это затронуло ИТ-сферу, следовательно, и отношение к ИТ претерпело изменения. Если в начале 2000 г. его можно было оценить на уровне «2»–«3», то сейчас это твердое «3» со стремлением перейти на уровень «4».

Александр ЗАМЯТИН

При оценке соответствия ИТ-подразделений потребностям бизнеса российских предприятий можно говорить примерно о 30%-ной удовлетворенности бизнес-подразделений. Большая часть ИТ-специалистов во главу угла пока ставит технологичность решений, а не реальные требования бизнес-среды. Хотя сейчас и наметилась тенденция сдвига в сторону бизнеса: все больше ИТ-руководителей и специалистов стремятся получить бизнес-образование, активно участвовать в ключевых бизнес-процессах. Повысилась и востребованность бизнес-консалтинга. Видимо, серьезного изменения ситуации можно ожидать при переходе ИТ-подразделений на ресурсную модель оказания услуг, при которой пользователи смогут четко видеть предоставляемые ИТ-сервисы и реальные затраты на них при разных уровнях качества обслуживания. Сегодня на осуществление этого подхода направлены усилия большинства ИТ-вендоров.

Поскольку ИТ на предприятии служат интересам бизнеса, то для эффективного решения задач бизнеса требуется их понимание. Задачи и определяют набор приложений, которые ИТ должны предложить бизнесу. Далее возникает необходимость гибкого реагирования на требования бизнеса, эффективного использования ресурсов ИТ по всему спектру вопросов. Сегодня в связи с различиями в развитии фондового рынка России, в частности, конкурентного ландшафта российского рынка в целом, факторы, влияющие на процессы принятия решений, отличаются в большинстве российских компаний от зарубежных. Со временем эти различия сотрутся, и необходимость такой интеграции неизбежно возникнет и в России.

Сегодня ИТ стали частью жизни каждого, и вопрос о присутствии минимальной ИТ-инфраструктуры в компании даже не стоит. Тут полное взаимопонимание между специализированными и смежными подразделениями компании. Но характеристики единого процесса исчезают, как только включаются внутренние механизмы обмена информацией. Практически на каждом предприятии есть синдром несогласованности действий. Часто приходится сталкиваться с отсутствием сотрудничества ИТ-специалистов и финансистов компании на этапе предложения оборудования в беспроцентный лизинг. Мы стараемся решать эту проблему во время переговоров, организуя сначала встречи с финансистами, а затем с ИТ-специалистами заказчика.

Многое зависит от профиля компании. Есть такие компании, где ИТ-подразделение зарабатывает деньги. В них, как правило, интеграция максимальна (телеком, отчасти банки и т. п.). На другом полюсе – компании, где ИТ все еще воспринимается как затратное подразделение. И там об интеграции говорить не приходится.

Бизнес и ИТ неотделимы друг от друга. Переводя эти понятия в практическую плоскость, следует осознавать и неотделимость пользователей от бизнес-приложений. И если ИТ – часть бизнеса, то основной задачей здесь будет обеспечение эффективности приложений. К сожалению, постоянно изменяющиеся внешние факторы усложняют решение этой задачи. Многие под ИТ-инфраструктурой по-прежнему понимают отдельные технологии и оборудование (серверы, хранилища данных, сети и т. д.), а конкурентное преимущество или эффективность оценивают как продвинутость либо первенство производителей этого оборудования. Подход – тупиковый. От концентрации на технологических аспектах ИТ должны переходить к решению задач, где пересекаются интересы пользователей и функциональность бизнес-приложений. Постоянные изменения, появление новых технологий, возрастающая мобильность пользователей и многое другое должны восприниматься как само собой разумеющееся. Тогда сосредоточенность ИТ на «доставке приложений» бизнес-пользователям как одной из основных задач становится частью общей стратегии, усиливает взаимосвязь ИТ и бизнеса.

Ключевые российские отрасли, в том числе правительственный, телекоммуникационный и финансовый секторы, вступают в период модернизации своих инфраструктур. Они переходят от базового аппаратного обеспечения к сложным технологическим решениям на основе новейших достижений в области ИТ. Наиболее масштабная инициатива – переход на процессы на базе ITIL, что составляет основу стандарта ISO 15000. ITIL v3 четко определяет: ИТ-системы становятся неотъемлемой частью бизнеса за счет сервис-стратегии и сервис-дизайна. Они позволяют оптимальным образом рассчитать ИТ-бюджет, выбрать оргструктуру и бизнес-модель для обслуживания бизнеса. Российские предприятия, чья цель – оказание услуг в режиме реального времени, сертификация по ISO и выход на IPO, – расценивают ИТ как неотъемлемую часть расширения своего бизнеса. На мой взгляд, к полной интеграции ИТ и бизнеса в России готовы только ведущие отрасли и крупные компании.

Сейчас многие российские компании оптимизируют работу ИТ и бизнес-подразделений путем создания регламентов и положений, которые формализуют их взаимодействие, включают также инициирование и ведение крупных ИТ-проектов, покупку и доработку прикладных систем, добавление новых функциональных возможностей. При этом крупные ИТ-проекты осуществляются под контролем рабочей группы, созданной под определенную задачу, которую возглавляет менеджер бизнес-подразделения, в нее же входят руководители ключевых бизнес-направлений по данному проекту.

Конечно, не всегда удается избежать проблем при взаимодействии бизнес- и ИТ-подразделений. Основная проблема состоит в том, что не в каждом подразделении есть человек, который может правильно сформулировать требования для ИТ-департамента. Бесспорно, проще работать, когда в штате бизнес-подразделения есть специально выделенные технологи, способные более грамотно объяснить суть проблемы и сформулировать цели, которые необходимо достичь в результате автоматизации.

Руководство российских компаний все больше осознает, насколько основной бизнес зависит от эффективного использования ИТ. Хотя в большинстве организаций деятельность ИТ-подразделений и не относят к основным бизнес-процессам, влияние этой деятельности на успех бизнеса возрастает. Уходят в прошлое времена, когда бытовала установка: внедрим «правильную» информационную систему и будем ее использовать, а «айтишники» пусть следят, чтобы она работала. Сегодня любая успешная компания должна постоянно совершенствовать и перестраивать бизнес-процессы, что должно находить отражение в ИТ-системах. Сотрудникам ИТ-подразделений приходится все больше «влезать» в бизнес-процессы, но для этого требуется понимание со стороны других подразделений. Не везде все одинаково гладко, но постепенно руководство начинает осознавать необходимость тесного взаимодействия участников основных бизнес-процессов и ИТ-подразделений.

Сегодня значительно проще находить взаимопонимание в сфере автоматизации производства, поскольку все осознают, что добавочная стоимость и основные затраты находятся именно там, а значит, появляется желание ими управлять. Особенно заметно изменение подходов при создании новых производственных мощностей. Группа ЧТПЗ строит несколько новых цехов, автоматизация которых становится приоритетной задачей при создании конкурентного преимущества. Для решения этой задачи компания готова идти на существенные дополнительные вложения в консалтинг и НИОКР. Результатом этой работы станет цех, работа которого без современных ИТ-технологий просто невозможна. Такое положение вещей, с одной стороны, повышает статус ИТ-службы практически до уровня службы главного инженера, а с другой – предполагает совсем другой уровень ответственности, ведь простой любого из ИТ-сервисов не сравним по стоимости потерь с простоем реального производственного оборудования.

Существует критерий оценки успешности интеграции бизнес-подразделений любой компании с ИТ-подразделением: если компания преуспевает на рынке, обеспечивая динамику развития и оперативное реагирование на изменения конъюнктуры, значит, работа ИТ-блока налажена оптимально. Сегодня практически все топ-менеджеры отчетливо представляют, что значит ИТ для основного бизнеса. Если несколько лет назад лидирующие позиции в сфере интеграции ИТ и бизнеса занимали финансовые, телекоммуникационные и транспортные компании, то сейчас к ним присоединяются промышленные предприятия, розничные торговые сети и многие другие.

Главная страница / Архитектура отрасли