Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Игорь КЛЫКОВ: «РОССИЯ – СТРАНА КОНТРАСТОВ»



– Как вы оцениваете современную инфокоммуникационную инфраструктуру России?

Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Если кратко, то рынок развивается бурно, но неравномерно. С одной стороны, российский инфокоммуникационный рынок по некоторым сегментам признан международными экспертами самым динамичным в мире. Показатели действительно впечатляющие: с 2002 г. телекоммуникационная отрасль росла в 3 раза быстрее, чем российская экономика в целом, и почти в 4 раза быстрее, чем аналогичные отрасли в США, Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Особенно значимым стал рубеж 2004–2005 годов, когда произошел качественный скачок, приблизивший Россию вплотную к развитым странам по целому ряду важнейших показателей. Цифры говорят сами за себя: если несколько лет назад прогнозировалось, что в 2005 г. в России будет 9 млн абонентов сотовой связи, то реальность превзошла все ожидания – их сейчас более 95 млн, а это в 2,5 раза больше количества абонентов фиксированной связи. В 3 раза превышены прогнозные данные по количеству пользователей Интернета, которых на сегодня почти 19 млн.

С другой стороны, во многих регионах страны инфокоммуникационная структура развивается крайне неравномерно: в 33% населенных пунктов России, а это 44 тыс. городов и поселков, нет телефонной связи. То есть Россия – страна контрастов: в крупных городах скоро станут привычными самые передовые технологии, в то время как в глубинке до сих пор царит каменный век.

Сложившаяся ситуация объяснима: ведь в данном случае речь не идет о бизнесе. Полная телефонизация страны – задача социальная. Если бы это было выгодно бизнесу, в этих регионах давно была бы нормальная связь. С другой стороны, динамичное развитие телекоммуникаций началось именно тогда, когда состоялась коммерциализация отрасли. У государства просто не нашлось бы столь огромного количества финансовых ресурсов для развития отрасли.

– Насколько она (инфраструктура) изменилась за последние годы? Каковы, на ваш взгляд, плоды реорганизации холдинга «Связьинвест»? Как сказались эти изменения на формировании рынка современных услуг связи?

Конечно же, инфокоммуникационная инфраструктура в качественном плане изменилась действительно сильно, и она продолжает изменяться. Как я уже говорил, эти изменения важны прежде всего для конечных пользователей – населения страны. Например, в Уральском регионе, где модернизация «Связьинвеста» происходит наиболее активно, построение «цифровых потоков» идет полным ходом: планируется, что холдинг в октябре текущего года обеспечит цифровыми каналами связи все без исключения муниципальные образования региона. Тем самым завершится создание опорной сети, на базе которой станет возможно развитие всех услуг связи, в том числе решение проблемы нетелефонизированных населенных пунктов. Подобным образом решаются вопросы базовой «телефонизации» и в других регионах.

Если говорить о модернизации внутреннейСвязьинвеста», то, как известно, там с 2003 г. внедряется мощная современная ERP-система. Насколько я знаю, первоначальные, с точки зрения бизнеса, результаты ее внедрения будут получены лишь к концу 2006 г., но ряд положительных итогов заметен уже сейчас. Например, в 2003 г. в «Связьинвесте» на уровне генеральной дирекции был впервые создан департамент по информационным технологиям. То есть ранее вопросами IT в некоторых компаниях электросвязи занимались связисты, а не «айтишники». Сейчас положение изменилось кардинально: IT-службы стали подразделениями, которые действительно начали принимать участие в принятии бизнес-решений. Другим важным результатом модернизации «Связьинвеста», влияющим на общую рыночную ситуацию, стало то, что во всех подразделениях появилось понимание необходимости унификации и обеспечения непрерывности бизнес-процессов в филиалах холдинга.

Это, на мой взгляд, очень важные тенденции, причем не только для телекоммуникационного сектора. Вопросы IT теперь рассматриваются исключительно в контексте бизнеса в целом, а не как некая расходная статья. Сейчас как никогда IT-рынок интегрирован в бизнес-процессы любых компаний. Если раньше IT в компании было необходимо для оптимизации каких-либо процессов, то сегодня это реальные бизнес-решения, это те услуги, которые позволяют компании стать более конкурентоспособной на рынке. Это существенно меняет понимание миссии IT. Когда бизнес меняется очень быстро, когда растет конкуренция, когда с каждым часом появляются новые технологии, IT-инфраструктура в компании должна уметь быстро реагировать на изменения. Причем инфраструктура должна быть адаптивна, она должна иметь возможность меняться, расти вместе с бизнесом и представлять те новые услуги для компании, которые соответствуют требованию времени и современным скоростям развития бизнеса.

В «Связьинвесте» эти процессы, на мой взгляд, наиболее заметны. Мы видим эти изменения на опыте собственной работы: наша компания непосредственно вовлечена в проект модернизации инфраструктуры холдинга, в нынешнем году APC успешно внедрила архитектуру InfraStruXure тип В в двух компаниях – «ЦентрТелеком» и «Уралсвязьинформ».

– Есть ли у современной российской инфраструктуры связи сильные стороны? Какие?

Среди сильных сторон отрасли в первую очередь следует отметить способность к быстрому росту, как количественному, так и качественному. Вызывает оптимизм и сам факт наличия продуманной государственной концепции развития отрасли, особенно в области использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.

– Каковы ее «узкие места»? Ваши соображения о путях их устранения?

Сложности в отрасли проявляются прежде всего в области законодательства – до сих пор многие важные вопросы не прописаны достаточно четко на правовом уровне. Например, пока недостаточно прозрачны механизмы регулирования в отрасли, в некоторых секторах существует определенный монополизм.

Если говорит это обеспечение необходимой стабильности и отказоустойчивости сложных IT-систем, которые сейчас внедряются не только на крупных, но и на средних и небольших предприятиях самых разных отраслей. Выход здесь один, и он прекрасно известен – создание надежной инженерной инфраструктуры (Network Critical Physical Infrastructure – NCPI). Это путь, по которому идут все развитые страны мира, и Россия здесь не исключение.

– Как вы видите свою роль в создании единого инфокоммуникационного пространства России? Каковы конкурентные преимущества ваших продуктов/услуг? Ваш «конек»?

Задачу компании АРС на рынке мы видим в том, чтобы предлагать новые подходы и решения, обеспечивающие надежную работу различных IT-систем, их отказоустойчивость, как для корпоративного сектора, так и для конечных пользователей. Особенно актуальны сегодня средства поддержки инженерной инфраструктуры. Это фундамент, обеспечивающий жизнедеятельность современного предприятия в целом, в том числе его критических систем.

Одной из наиболее востребованных разработок АРС, позволяющих комплексно решать задачи обеспечения стабильности IT-систем, а значит, и стабильности бизнес-процессов, является InfraStruXure. Это адаптивная инженерная инфраструктура центра обработки данных, которая объединяет компоненты электропитания, кондиционирования, стоек и управления, сервисные услуги. Данная архитектура позволяет создавать модульные или мобильные решения из стандартизированных компонентов. Такой новаторский подход, практикуемый APC, во-первых, обеспечивает легкость масштабирования архитектуры, разрабатываемой в расчете на возможные изменения потребностей и будущее расширение; во-вторых, повышает уровень готовности IT-системы и улучшает адаптивность, ускоряя развертывание и снижая полную стоимость владения для различных IT-сред – от серверных комнат и коммутационных узлов до крупных компьютерных центров.

Свою миссию мы видим не только в разработке современных решений, но и в том, чтобы предлагать инновационные подходы, стимулирующие развитие рынка в целом. С этой целью мы ведем активную научно-исследовательскую деятельность. Например, в НИОКР АРС инвестирует более 5% общего оборота компании. Мы вкладываем в это направление существенно больше ресурсов, чем любой наш конкурент, и повышенное внимание к инновациям уже стало для АРС традицией. Кроме этого, мы ведем активную просветительскую деятельность, объясняя нашим заказчикам и партнерам преимущества новых подходов на практике: для нас важно, чтобы как можно большее число компаний в России смогли оптимизировать свой бизнес, исходя из новых тенденций развития IT-отрасли.

Главная страница / Архитектура отрасли