Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Аккумуляторные батареи для современных ИБП

Сегодня помимо свинцово-кислотных аккумуляторов в качестве резервных источников могут использоваться и другие типы батарей. Ниже дан обзор существующих и перспективных аккумуляторов.

Годом рождения свинцово-кислотного аккумулятора можно считать 1859-й. Через год исполнится 150 лет с момента изобретения французским физиком Гастоном Планте (Gaston Plante') перезаряжаемого свинцово-кислотного аккумулятора с пластинами большой поверхности.

В свинцово-кислотных аккумуляторных батареях электролитом является раствор серной кислоты (H2SO4), активным веществом положительных пластин – двуокись свинца (PbO2), отрицательных пластин – свинец (Pb).

Реакции, происходящие при заряде и разряде аккумулятора, описываются теорией двойной сульфатации в соответствии с уравнением: <= заряд

Pb + PbO2 + 2H2SO4 <==> 2PbSO4 + 2H2O

разряд =>
Номинальное разрядное напряжение аккумулятора – 2 В; в зависимости от конструкции напряжение при заряде – 2,23–2,5 В, в конце разряда – 1,6–1,8 В; срок службы – от 3–5 до 20 лет и более.

Свинцовые аккумуляторы можно разделить на две группы:

открытые, позволяющие осуществлять периодический контроль уровня и плотности электролита и при необходимости доливку дистиллированной воды с проведением уравнительных зарядов;

закрытые (герметизированные), которые снабжены регулирующим предохранительным клапаном, препятствующим проникновению газа (воздуха) извне и обеспечивающим выпуск газа при повышении внутреннего давления в аккумуляторе выше допустимого уровня для исключения деформации или других повреждений аккумулятора. В этом году, кстати, исполнилось 50 лет с момента появления первого герметизированного аккумулятора (VRLA) с гелеобразным электролитом. Технология VRLA-аккумуляторов с жидким электролитом (AGM) была создана в 1980 г.

Широкое применение свинцово-кислотных аккумуляторов объясняется целым рядом их достоинств:

диапазон емкостей аккумуляторов находится в пределах от единиц до тысяч ампер-часов;

низкое соотношение между конечным зарядным и конечным разрядным напряжениями;

низкий саморазряд и возможность сохранения заряда (емкости) при длительном подзаряде;

сравнительно низкое внутреннее сопротивление.

Вместе с тем свинцово-кислотным аккумуляторам присущи недостатки, ограничивающие сферу их применения и усложняющие организацию их эксплуатации:

достаточно большие массогабаритные показатели вследствие низкой удельной плотности запасаемой энергии;

обеспечение естественной или искусственной вентиляции, в зависимости от условий применения и типа аккумуляторов, для обеспечения взрывобезопасности;

необходимость немедленного заряда разряженных аккумуляторов. В противном случае возможна безвозвратная потеря их емкости. По этой же причине при хранении аккумуляторы необходимо периодически дозаряжать;

сульфатация поверхности электродов и газообразование с расходом на эти реакции воды, входящей в состав электролита, во всех режимах работы свинцово-кислотных аккумуляторов, в том числе при разомкнутой цепи нагрузки (холостой ход), что обусловливает необходимость при эксплуатации открытых аккумуляторов осуществлять периодический контроль уровня и плотности электролита, доливку дистиллированной воды с проведением уравнительных зарядов.

В герметизированных аккумуляторах за счет конструктивных особенностей интенсивность сульфатации и газообразования существенно снижена, что позволяет размещать такие аккумуляторы совместно с питаемым оборудованием.

Главная страница / Архитектура отрасли