Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Радиорелейная связь (РРС) от Натекс

- Расскажите немного о том, как и когда ваша компания стала заниматься радиорелейными системами?

"НТЦ Натекс" занимается радиорешениями достаточно давно, еще со времен пакетной передачи данных, радиостанций, пакетных контроллеров.

В этой области было реализовано немало успешных проектов. С 2000 года "Натекс" начал создавать собственную радиорелейную систему. Она получила название Nateks Microlink; семейство оборудования включает в себя как PDH, так и SDH-решения Nateks Microlink S.

За последние два года нам удалось реализовать ряд больших проектов. Перед компанией стоял выбор: "дистрибутировать" чужое оборудование или создавать свое. Мы изучали рынок радиорелейных услуг, решения мировых лидеров и пришли к выводу что все они производят оборудование, очень близкое по техническим и потребительским параметрам. Поэтому "НТЦ Натекс" вышел на конечных производителей радиорелейных модулей и начал создавать свою собственную линейку оборудования РРЛ. Результат, по нашему мнению, оказался весьма впечатляющим. Мы охватываем практически все разрешенные диапазоны России и скорости от 2 до 155 Мбит/c, то есть от одного потока E1 до SDH-потока STM1. За предыдущие годы мы построили SDH-линию связи, протяженностью 370 км, в Тюмени, состоящую из 12 интервалов. Также реализовано несколько проектов для операторов сотовой связи с использованием PDH-линий.

За время работы "Натекса" в этом сегменте рынка возникли некоторые новые модификации оборудования. К сегодняшнему дню мы сформировали пакет предложений, привлекательных как с точки зрения цены, так и технических характеристик.

– Какова максимальная дальность, на которой в отсутствие препятствий в первой зоне Френеля работают ваши радиорелейные линии?

В среднем протяженность пролета в диапазоне 7/8 ГГц составляет 50–60 км. На более высоких частотах дальность связи уменьшается.

– Что вы думаете о линии релейной связи, протяженностью примерно 120 км, построенной между о.Сахалином и материком?

Дальность связи или, другими словами, протяженность пролета РРЛ при заданных параметрах качества, таких как, например, коэффициент ошибок и коэффициент готовности линии, зависит от диапазона частот. В зависимости от требований к ним, принимается решение о тех или иных конфигурациях радиорелейной линии. Мы в свое время рассматривали этот проект, но по различным причинам не взялись за него.

– Какие элементы ваших решений являются отечественными разработками?

В первую очередь это программное обеспечение сетевого управления. В основном мы брали готовые зарубежные комплектующие и интегрировали их в единую систему.

– Что, на ваш взгляд, характерно для современного радиорелейного рынка России, какие у него перспективы?

Главная особенность российского рынка —консерватизм. Дело в том, что зачастую решения тех или иных производителей выбраны ужсмену того или иного бренда.

С другой стороны, сейчас возникла потребность в линиях радиорелейной связи у многих заказчиков, не являющихся публичными операторами, и там, где эта ниша еще не занята тем или иным брендом. В этом случае можно участвовать в конкурентной борьбе и шансы у всех становятся более-менее равными.

Перспективы у радиорелейных решений очень неплохие. По некоторым оценкам, в год устанавливается до 10 тыс. новых линий и, на наш взгляд, рынок очень велик. Он становится ближе к пользователю по цене. Так что мы думаем, работать в этом сегменте можно очень успешно.

– Если сравнивать радиорелейные линии с другими высокоскоростными транспортными решениями и средствами доступа, в чем их преимущества и недостатки с точки зрения конечного пользователя?

На наш взгляд, преимущества — это минимальные вложения в капитальное строительство и быстрота развертывания линий при наличии доступных частот. Иногда это просто единственное решение для преодоления природных преград. Также это практически неограниченная топология сети.

Главная проблема заключается в ограниченности частотного диапазона. В некоторых диапазонах очень высокая занятость частот и существуют большие сложности с их получением.

Оператор, один раз вложив деньги в «релейку», использует ее затем фактически бесплатно. Если же говорить, например, о спутниковой связи, то в случае, если у вас нет «своего транспондера», вы каждый месяц платите немалые деньги за трафик.

Помимо этого, в отличие от многих других решений, радиорелейные линии практически не требуют обслуживания. На протяженной линии, где в точках переприема не нужно приземлять трафик, эти точки могут быть необслуживаемыми, а мониторинг ее состояния можно осуществлять средствами диагностики.

– Как влияют радиорелейные линии на радиочастотную обстановку?

Практически все современные радиорелейные линии построены по схеме двойного преобразования и имеют минимальное побочное излучение.

PDH и SDH применяют методы модуляции и кодирования, позволяющие минимизировать занимаемые спектром сигнала полосы частот. К их числу относятся модуляции QPSK, 16QAM,

используемая в основном в РРЛ PDH и 16-128 QAM в оборудовании РРЛ SDH. Например, для передачи трафика 155,52 Мбит/с при модуляции 128 QAM достаточно ширины полосы 28 МГц. Высокая избирательность приемника оборудования РРЛ обеспечивает работу на соседних частотных каналах, т. е. с разносом 28 МГц.

Наше оборудование РРЛ имеет два типа модуляции. Это стандартная QPSK, дающая большое системное усиление, и хорошо зарекомендовавшая себя на длинных пролетах. Если необходимо экономить частотный ресурс, можно работать с модуляцией 16 QAM, что позволяет вдвое уменьшить полосу излучения при той же скорости передачи.

Модуляция 128 QAM используется в оборудовании РРЛ SDH и позволяет организовать передачу потока со скоростью 155,52 Мбит/с в стволе с шириной полосы 28 МГц.

– Используется ли в ваши наше стандартное решение. Оборудование РРЛ PDH и SDH поддерживает схему резервирования 1+0, 1+1, и в схеме 1+1 можно организовать как пространственно разнесенный прием, так и частотно разнесенный, либо просто горячий резерв.

– Часто ли оказывается, что линия «просто не работает»?

Все радиорелейные линии строятся с определенным запасом на замирания сигнала. Этот параметр рассчитывается проектировщиками из условия выполнения норм на параметры ошибок и коэффициента готовности линии. Грамотно спроектированная и правильно построенная РРЛ будет работать с заданным качеством. Схема разнесенного приема является на сегодняшний день эффективным решением для противодействия замираниям сигнала.

Другим мощным средством повышения надежности работы РРЛ и SDH и PDH является помехозащищенное кодирование с использованием кодов Рида–Соломона, что обеспечивает пороговую характеристику чувствительности приемника, близкую к ступенчатой. То есть линия либо работает с коэффициентом ошибок 10–13–10–9, либо она просто не работает, и переходного состояния, когда линия вроде бы функционирует, но «валятся» ошибки, фактически нет.

– Какими преимуществами обладают решения «Натекс»?

Это единая система управления с оборудованием. Если РРЛ PDH оконечивается каким-либо мультиплексором, то это единая система управления с мультиплексором, если на выходе РРЛ SDH применяется SDH-мультиплексор, то и в этом случае действует просто единая система управления. Кроме того, с любым другим нашим оборудованием, таким как модемы, гибкие и оптические мультиплексоры и т. д., система управления также будет успешно стыковаться. Можно строить достаточно разветвленную сеть с использованием разнообразного оборудования.

Кроме того, мы предлагаем весь спектр услуг от рекогносцировки и предварительных измерений до монтажа и пусконаладки. У нас накоплен большой опыт работы с партнерскими компаниями, являющимися субподрядчиками при выполнении строительных работ.

И наконец, мы считаем свои решения в области РРЛ вполне современными. РРЛ PDH имеет возможность передавать смешанный трафик TDM + IP. Оборудование РРЛ SDH у некоторых производителей выполняет функции мультиплексора ввода/вывода потоков Е1 из потока STM-1, но, на наш взгляд, оно должно выполнять свою основную работу – быть транспортным решением, а все остальное предпочтительно отдавать специализированным мультиплексорам, которые сделают это заведомо лучше.

– Какие новинки появились за последнее время в технологиях радиорелейной связи? Что может склонить колеблющегося заказчика выбрать именно эти решения?

Это зависит от конечной цели того или иного заказчика. На наш взгляд, не может быть единого решения для любых задач. Не может быть радиорелейного оборудования, способного решить все транспортные задачи, если оно оторвано от другой инфраструктуры. Чаще всего радиорелейная линия, например SDH, строится оператором в тех районах, где он не мог дорасширяет спектр своих услуг. Потом он постепенно подтягивает в этот район оптику, и у него появляются два вида транспорта, так что он может делать резерв.

Если рассматривать преимущества различных технологий, то, естественно, оптика дает более широкие возможности, практически неограниченную скорость передачи данных, но здесь надо учитывать и то, как быстро ее можно провести, насколько это дорого, и вообще, можно ли ее использовать в данном конкретном районе. Например, на Севере ее практически нет в силу особенностей грунтов и климата. А если она и может там быть построена, то это повлечет огромные расходы. Поэтому на Севере применяются преимущественно радиорелейные линии. То же самое можно сказать и про гористую местность.

С точки зрения нефтяных и железнодорожных ведомств, хотя у них есть возможность проложить кабель, радиорелейные линии часто выступают в качестве резервного варианта.

Мы не считаем, что стоит делать некий перекос в пользу тех или иных технологий. «НТЦ Натекс» предлагает широкий спектр оборудования от медных и оптических до радиорешений. Мы стараемся найти компромисс, чтобы оператор мог оптимальным образом построить свою телекоммуникационную инфраструктуру.

– Какова стоимость подобного оборудования сегодня?

Не хотелось бы сейчас оперировать какими-либо цифрами, потому что стоимость системы РРЛ сильно зависит от конфигурации, используемых антенн и т. д. Могу сказать одно: на сегодняшний день «НТЦ Натекс» достаточно комфортно себя чувствует даже при очень жесткой ценовой конкуренции, сохраняя высочайшее качество поставляемого оборудования.

– Спасибо за интересную беседу.





Главная страница / Архитектура отрасли