Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Чего хочет российский VSAT

По оценкам участников конференции, за 2006–2007 гг. российский рынок VSAT вырос более чем втрое и, несмотря на дефицит спутникового ресурса, продолжает активно развиваться. Сегодня на территории России работает около 22 тыс. VSAT-станций, а в ГКРЧ их зарегистрировано и того больше – 24,9 тыс. Стимулом к быстрому развитию направления VSAT в нашей стране послужило решение ГКРЧ от 6 декабря 2004 г., которым был введен упрощенный порядок частотного обеспечения земных станций VSAT-связи, работающих в Ku-диапазоне. Значительно поспособствовала развитию VSAT-сетей и реализация национального проекта «Образование».

Пожалуй, ни одно мероприятие, посвященное тем или иным технологиям радиосвязи, не обходится без обсуждения проблем регулирования и конверсии частот. Данный вопрос крайне актуален и для участников рынка VSAT, и ему было уделено на конференции значительное внимание. Деятельность ГКРЧ последних лет способствовала немалому прогрессу в этой области. С докладом о том, что было сделано в рамках Комиссии, выступил представитель ГКРЧ Ю. Н. Бородаенко.

Вопросы применения VSAT в России сегодня регулируются двумя основными решениями ГКРЧ: уже упомянутым «Порядком использования полос радиочастот земными станциями спутниковой связи VSAT-Ku, работающими по VSAT-технологии на территории Российской Федерации» (от 6 декабря 2004 г.), и решением «Об упрощении процедур частотного обеспечения и применения земных станций спутниковой связи технологии VSAT на территории Российской Федерации» (от 26 февраля 2008 г.). В соответствии с этими решениями для VSAT в совокупности выделена полоса примерно 400 МГц в диапазоне 14,0–14,5 ГГц, свободная от согласований с радиочастотными службами МО и ФСО. К категории VSAT относятся земные станции спутниковой связи, работающие в Ku-диапазоне, имеющие диаметр антенны не более 2,4 м, мощность передатчика до 2 Вт и ЭИИМ (эквивалентную изотропно излучаемую мощность) не более 50 дБВт. Условием упрощенной процедуры частотного обеспечения является организация сетей VSAT-связи на базе отечественных космических аппаратов «Экспресс» и «Ямал».

По словам Ю. Н. Бородаенко, ГКРЧ изучает возможность дальнейшего упрощения частотного обеспечения, тем более что это необходимо для успешной реализации проекта «Почты России» по развитию универсальной услуги связи.

Исполнительный директор НАСС Л. С. Рогозин отметил, что «правильное декларирование национальных приоритетов в области регуляторики приводит к адекватному и очень быстрому развитию самой регуляторики». Однако профессиональному сообществу хотелось бы иметь гарантии быстрого решения вопросов частотного обеспечения вне зависимости от национальных проектов. В связи с этим НАСС выработала ряд предложений, которыми предлагается дополнить упрощенный порядок частотного обеспечения станций VSAT, введенный ГКРЧ. В частности, по мнению НАСС, параметры VSAT должны соответствовать классификации CEPT и европейскому стандарту для терминалов VSAT Ku-диапазона EN 301428, т. е. не ограничиваться рамками «2,4 м, 2 Вт, 50 дБВт». Уведомительную процедуру получения радиочастот, которая сейчас декларирована только для части диапазона 14,0–14,5 ГГц, предлагается распространить на весь диапазон, а регистрацию типовых VSAT по месту их установки осуществлять по заявлению их владельцев на основе разрешения на использование радиочастот, которое получает оператор сети для типовых VSAT наряду с разрешением на использование радиочастот для центральной станции сети.

Еще одно серьезное предложение – допустить использование ресурсов космических аппаратов иностранных спутниковых сетей на тех же правовых основах, которые предусмотрены при использовании спутников «Экспресс» и «Ямал», если операторы российских космических аппаратов отказывают в предоставлении частотного ресурса в срок до 30 дней или предоставляют его по завышенным ценам.

Предлагается также допустить возможность отказа от ныне обязательной процедуры международной правовой защиты (МПЗ) на основании п. 4.4 Регламента радиосвязи МСЭ. При этом все риски, связанные с созданием помех, ложатся на оператора VSAT, что, однако, обеспечивает дополнительную свободу как оператору, так и пользователю.

По мнению Л. С. Рогозина, причина низких темпов конверсии частот заключается в действующей системе управления радиочастотным спектром. Имеющиеся полосы радиочастот используются совместно гражданскими и ведомственными радиослужбами.

А решение о конверсии спектра (выделении полос гражданским службам) принимается теми же ведомствами, которые являются пользователями этого спектра. Исправить ситуацию можно было бы за счет передачи функции принятия решений, касающихся использования радиочастотного спектра, независимому регулятору, который не является потребителем спектра и принимает решение на основании национально значимых целей.

Другой вариант – ввести дополнительное распределение полос радиочастот, т. е. создать два радиочастотных домена – ведомствен-ного и гражданского назначения. Задачи выделения и присвоения радиочастот смогут по-прежнему решаться на ведомственном уровне, но уже в поле соответствующего домена. Таким путем – разделения спектра между разными категориями пользователей – пошла, например, Украина.

Заместитель генерального директора ЗАО «ВИСАТ-ТЕЛ» В. Р. Ан-пилогов подробно рассмотрел вопрос МПЗ VSAT-станций в Ku-диапазоне. В европейских странах международная координация может не проводиться, если технические параметры VSAT-станций отвечают решениям CEPT и/или на основании п. 4.4. Регламента радиосвязи МСЭ. За последние три года запросов на приграничную координацию от сопредельных стран в Россию не поступало. В то же время разрешение, выданное ГРЧЦ (который проводит про-цедуры МПЗ), отнюдь не гарантирует владельцу VSAT-станции защиту государства от помех РЭС сопредельных государств. Впрочем, пока не было случаев, чтобы оператор VSAT не справился самостоятельно с проблемой помех. Поэтому российское нормативное требование об обязательности проведения МПЗ для VSAT-Ku не имеет основания, и МПЗ должна проводиться исключительно по требованию заявителя.

Как отметил докладчик, определенные нормативные неувяз-ки в области регулирования использования VSAT-станций происходят по причине отсутствия в нормативной правовой базе РФ определений для VSAT-станции, VSAT-технологии, VSAT-сети. Поэтому нужен нормативный документ, указывающий технические параметры VSAT-станций на основе общепринятого европейского стандарта EN 301428. Необходимо также как минимум частичное присоединение Администрации связи РФ к решениям CEPT, определяющим условия применения VSAT-Ku, что будет означать возможность не проводить международную координацию при соблюдении условий, определенных CEPT. Кроме того, приближение к европейским нормам, намного более либеральным, чем российские, могло бы способствовать быстрейшему развитию VSAT-сетей и интерактивных услуг на их базе. Например, согласно решениям ЕЕС (Electronic Communications Committee) CEPT от 2006 г., малые VSAT-станции с ЭИИМ 34 дБВт (Low EIRP Satellite Terminals – LEST) можно применять без регистрации, а допустимое ЭИИМ для VSAT-станций Ku-диапазона расширено до 60 дБВт (High EIRP Satellite Terminals – HEST). Использование HEST помогает избежать проблемы двойных скачков при организации топологии «звезда в звезде».

В решении, выработанном по итогам конференции, было признано целесообразным обратиться в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ с рядом предложений.

Во-первых, создать совещательный общественный консультативно-экспертный Совет по направлению «Спутниковая связь и вещание» с широким представительством специалистов, работающих в негосударственном секторе с целью экспертизы проектов нормативных документов на стадии их подготовки.

Во-вторых, продолжить совершенствование действующей упрощенной процедуры частотного обеспечения РЭС спутниковой связи, в частности, установить единый регистрационный принцип использования VSAT-станций в полосах частот, установленных для их работы решениями ГКРЧ.

В-третьих, расширить перечень спутников, для которых доступна упрощенная регистрационная процедура применения VSAT-станций (включив в него зарубежные системы спутниковой связи).

В-четвертых, установить нормативное определение и классификацию VSAT-станций, VSAT-сетей и VSAT-технологий в соответствии с общеевропейскими стандартами и нормами.

В-пятых, подготовить и направить в Правительство РФ предложение о либерализации правил ввоза комплектующих и оборудования РЭС на территорию России (существующие правила установлены еще в 1994 г.). Подготовила Людмила Леснова

Главная страница / Архитектура отрасли