Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

На вертолетах, оленях, вездеходах и по бампер в воде

Основной трудностью, с которой столкнулись все участники проекта, стали достаточно сжатые сроки выполнения при масштабности задачи. Существенно усложняли работу удаленность и труднодоступность ряда населенных пунктов (Крайний Север, горные районы, тайга, болотистые местности и т. п.). В конце 2006 года возникла непростая ситуация, когда все операторы «завалили» поставщиков срочными заявками на оборудование, а производители оказались не готовыми удовлетворить спрос.

Необходимо было в сжатые сроки провести проектно-исследовательские работы, определиться со спецификацией оборудования и обеспечить его своевременную поставку. Преодолеть сложности помогли опыт построения сетей широкополосного доступа, применение типовых решений по подключению образовательных учреждений к Сети интернет и, конечно, мастерство и энтузиазм наших технических специалистов. Так, в Псковской области один из протоколов приемосдаточных испытаний был подписан представителями Россвязьнадзора 19 декабря 2006 года в 23 часа 50 минут. Псковским связистам пришлось работать в крайне напряженном темпе, чтобы к Новому году обеспечить доступ в Сети всем учебным заведениям, включенным в план.

Дело в том, что одновременно с интернетизацией школ приходилось заниматься установкой таксофонов в рамках оказания универсальных услуг связи и подключением почтовых отделений для организации пунктов коллективного доступа в интернет. Общее количество объектов, по которым велись работы, – около 15 тыс. единиц, в том числе почти 6 тыс. образовательных учреждений и более 8 тыс. таксофонов.

Поэтому успешность реализации проекта зависела от жесткого контроля, исполнительской дисциплины и эффективного взаимодействия всех служб и структурных подразделений компании. Исходя из этого, было принято решение о централизации на уровне генеральной дирекции планирования работ и контроля их исполнения. Первым делом был составлен подробный перечень школ с указанием адреса. По каждому населенному пункту был проведен анализ существующих сетей связи на предмет выполнения государственной задачи. На этапе планирования сразу же разрабатывались взаимоувязанные технические решения по всем направлениям. Таким образом, каждый блок мог в режиме реального времени видеть свои задачи, например, технический блок – производственные и сетевые задачи, а блок капитального строительства – объемы закупок оборудования и строительно-монтажных работ. Постоянно актуализировалась информация по каждому этапу работ в любой школе: будь то поставка оборудования, строительство необходимых линий связи, монтаж абонентских комплектов, сдача объекта «Россвязьнадзору» и т. д.

На начальной стадии наиболее сложным было правильно выбрать технологии подключения для отдаленных и труднодоступных районов – хотелось как можно меньше использовать спутниковые решения. Не хватало специалистов и времени, некоторые решения в последующем приходилось корректировать. На этапе реализации были задержки с поставкой оборудования, что вносило некоторую нервозность. Связистам приходилось работать в выходные и праздничные дни.

Достаточно трудоемкой стала проверка списка всех общеобразовательных учреждений, включенных в государственный контракт. Также нелегко было получить документы, подтверждающие закрытие или реорганизацию учебных заведений. Однако «ВолгаТелеком» накопил серьезный опыт по подключению услуг широкополосного доступа в интернет, в том числе и в части реализации различных клиентских проектов. Поэтому участие в национальном проекте «Образование» стало для нас своеобразным вызовом, проверкой на прочность, с которой мы успешно справились.

На Дальнем Востоке достаточно большое количество школ, вошедших в перечень на подключение к Сети, готовились к закрытию. Потребовались дополнительное время и силы на аудит утвержденного перечня. Ну а саму работу по организации каналов связи сильно затрудняла неразвитость инфраструктуры, большие расстояния между населенными пунктами, плохие дороги и тяжелые погодные условия.

«ЦентрТелеком» в рамках реализации проекта должен был обеспечить интернет-доступ более 11 тыс. школ Центрального федерального округа, что значительно превышает объемы подключений в других регионах России. И, несмотря на то что образовательные учреждения находятся в центральных областях страны, главной проблемой стала их географическая удаленность от основных технических средств компании, а также организация подключений через устаревшие аналоговые АТС. Поэтому одной из наших главных задач стала модернизация сети доступа для обеспечения подключения к интернету удаленных школ. Эта задача была решена за счет разработки типовых технических решений, то есть для каждого способа подключений были определены вид оборудования, поставщики и сроки поставок. Наша территория – от Северного Ледовитого океана и до границы с Казахстаном, то есть от Полярного круга до степей. А между ними – зона вечной мерзлоты, труднодоступная горная местность, тайга, болота, многочисленные водные объекты. До многих населенных пунктов до сих пор не проложены дороги. К тому же есть проблемы с энергообеспечением и нерегулярным транспортным сообщением. Плюс сюрпризы уральской погоды: на севере температура зимой опускается ниже минус 50 градусов. Очень различается плотность населения: в Ямало-Ненецком автономном округе – самом большом по территории – всего один человек на квадратный километр. Отсюда и особые требования к оборудованию и к проведению строительно-монтажных работ. Связистам нередко приходилось решать непрофильные проблемы. Мы занимаемся оказанием услуг электросвязи, то есть наличие электричества подразумевается априори. По факту оказалось совсем не так. Когда на весь населенный пункт одна маломощная дизель-электростанция, работающая с перебоями, совершенно непонятно, как организовать в школе компьютерный класс. Поэтому приходилось самим создавать источники автономного электроснабжения, включая ветрогенераторы.

Во всех регионах Южного федерального округа возникали одинаковые проблемы. Одной из самых трудных задач было наладить взаимодействие с местными органами образования.

Главными особенностями Дальневосточного федерального округа являются огромная территория, занимающая около трети общей площади России, плюс низкая плотность населения. Большие расстояния и плохие дороги значительно затрудняли работу технических специалистов и инспекторов «Россвязьнадзора».

Главная особенность нашего региона – большое число образовательных учреждений. Около 70% школ, которые нужно было подключить «ВолгаТелекому», находятся в селах. В населенных пунктах трех филиалов – Кировского, Нижегородского и Оренбургского – строительство линейных сооружений было невозможно или же связано со значительными материальными затратами. Поэтому здесь применялись радиоэлектронные сооружения (РЭС), и 102 школы были подключены с помощью радиосредств. Стоит отметить также большую протяженность строящихся линейно-кабельных сооружений в Саратовском, Оренбургском, Кировском и Нижегородском филиалах.

Сибирский федеральный округ – один из крупнейших в России. Здесь очень большие расстояния и тяжелые климатические условия. Так, в нынешнем году из-за продолжительной зимы и дождливой весны строительно-монтажные работы по прокладке кабельных линий связи мы смогли начать только в мае.

Чтобы сохранить дорожное полотно, почти на всей территории Северо-Западного федерального округа в период весенней распутицы областные администрации «закрыли» областные дороги. Поэтому сроки подключения образовательных учреждений пришлось сдвигать, из-за чего основной пик работ пришелся на конец мая и июнь. В этот период было обеспечено интернет-доступом более 400 образовательных учреждений, а это почти половина из запланированных на 2007 год. Очень хорошая иллюстрация региональных особенностей – подключение школы № 3 в городе военных моряков Балтийске, который находится в самой западной точке России. Это был завершающий и самый сложный этап реализации проекта в Калининградской области по планам 2006 года. Для организации канала связистам СЗТ пришлось использовать специальный кабель, который проходит по дну судоходного канала между Балтийской косой и городом, и прокладывать около двух километров телефонной канализации.

В рамках нацпроекта мы подключили самое большое количество школ. При этом несмотря на то, что «ЦентрТелеком» работает в Центральном Федеральном округе, нельзя забывать, что мы не оказываем услуги связи в столице России. И нам пришлось работать в первую очередь с удаленными сельскими школами, которых на территории региона очень много. Их число значительно превышает количество городских образовательных учреждений. Кроме того, часть из них располагается в закрытых административно-территориальных и военных городских образованиях, что требовало дополнительного согласования с местными администрациями. В сельской местности было проложено свыше 2 тыс. км волоконно-оптического кабеля, в том числе почти 1,5 тыс. км в Вологодской области. Реализация проекта сделала возможным предоставление в сельской местности услуги широкополосного доступа в Сеть не только образовательным учреждениям, но и другим юридическим и физическим лицам. Для подключения школ были введены в эксплуатацию узлы доступа емкостью от 24 до 960 портов. Этот ресурс будет использоваться для будущих национальных проектов и коммерческих подключений.

С сентября 2006 года по сентябрь 2007 компанией построено около 6,5 тыс. км линий связи в сельской местности и выведено из эксплуатации около 3 тыс. км устаревших воздушных и кабельных линий с заменой оборудования транспортной сети.

По условиям государственного контракта скорость выхода в Сеть должна быть не ниже 128 кбит/сек. Естественно, большая часть оборудования, находящегося в сельской местности, не могла обеспечить такие показатели. Поэтому во всех сельских населенных пунктах, где необходимо было обеспечить подключение школ к интернету, аналоговые системы передачи данных заменены цифровыми.

Работа по подключению школ в сельской местности была полностью связана с модернизацией сети. По ряду филиалов уровень цифровизации приблизился к 100%.

Транспортная сеть села значительно модернизирована. Ликвидирована часть аналоговых систем передачи, ИКМ-тракты переведены на технологию SHDSL, построена оптика, уровень цифровизации сельских линий передачи возрос.

Большим подспорьем в работе по реализации государственных проектов связи стало то, что в 2006 году «Уралсвязьинформ» завершил создание мультисервисной сети, которая имеет точки присоединения во всех 235 городах и районных центрах, на территории которых работает компания. Общая протяженность волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи превысила 19 тыс. км. Пропускная способность региональных мультисервисных сетей – от 1 до 10 Гбит/с, на магистральном участке – 10 Гбит/с (с применением технологии DWDM). Второй положительный момент – относительно высокая цифровизация сетей местной телефонной связи: по городу – 78%, на селе – 42% (в среднем 74%). В каждом городе или районном центре так называемая транзитная станция является цифровой. Таким образом, развитие «Уралсвязьинформа» в предыдущие годы создало хорошую техническую базу для реализации проекта «Образование» и для оказания универсальных услуг связи.

В большинстве регионов мы существенно модернизировали линии связи, заменили морально и технически устаревшее аналоговое оборудование на цифровое, проложили более тысячи километров кабеля, в ряде районов установили узлы мультисервисной сети. Все это позволило не только уже в августе завершить реализацию нацпроекта, но и создать базу для предоставления качественно новых телекоммуникационных услуг в глубинке. Самая распространенная технология подключения общеобразовательных учреждений к интернету – широкополосный доступ ADSL. Именно она позволила использовать имеющиеся в школе абонентские линии. Также применялись другие варианты DSL-подключений.

Использовались проводные, радио- и спутниковые технологии. Наиболее сложными в реализации оказались широкополосные радиоудлинители, так как времени на частотное планирование и оценку прохождения сигнала было недостаточно.

«Дальсвязь» при реализации проекта старалась подключать школы только наземными способами. Соответственно, это DSL на последней миле. Однако применялись и спутниковые решения.

При подключении образовательных учреждений в основном использовалась технология ADSL. Подключение к Сети, как правило, осуществлялось по существующим кабельным каналам, а там, где это невозможно, – с применением всех доступных средств: технологии радиодоступа и спутниковых каналов. Таких случаев немного, но они есть. Вот пример обеспечения интернет-доступом школы одного из удаленных районов на востоке Ленинградской области, так называемого Винницкого края, где проживает малочисленный народ – вепсы. Учителя и директора школ до последнего дня не верили в то, что их учебные заведения попали в национальный проект, и в то, что у ребят появится возможность доступа в Сеть. Количество учеников в этих школах едва достигает 10 человек. Многие живут в школьном интернате целую неделю, так как ежедневно добираться из своей деревни крайне тяжело. Интернет в этом удаленном бедном районе с его бездорожьем можно проложить только одним способом – по существующим воздушным линиям связи, так как для подземной прокладки кабеля на такие расстояния потребовалось бы значительно больше времени и затрат. В выполнении работ были задействованы все работники линейного участка № 6 Ленинградского областного филиала СЗТ, которые подвесили 50 км волоконно-оптической линии и обеспечили доступ в Сеть с гарантированной скоростью 128 кбит/с.

Основной технологией стала организация цифровых абонентских линий (DSL). Компания активно осваивает массовый рынок широкополосного доступа, общее количество подключенных портов уже превышает 200 тыс. Однако в наиболее сложных ситуациях нельзя было обойтись без спутниковой связи, с помощью которой подключено 698 школ. В результате в компании было принято решение о создании собственного сегмента сети спутниковой связи. В городе Каменске-Уральском Свердловской области размещена центральная земная станция спутниковой связи (ЦЗССС) с главной антенной диаметром 7,3 м.

В ходе реализации проекта использовались технологии радиодоступа, спутниковой связи и наиболее часто xDSL. Причем с каждой из них возникали определенные проблемы. При организации радиодоступа большие трудности были с оформлением разрешения на частоты. Для предоставления спутниковой связи компания заключила договор субподряда, так как «Сибирьтелеком» не имеет собственных каналов. Слабая сторона доступа по технологии xDSL – низкая защищенность от грозовых разрядов, что сказывается на надежности работы оборудования.

Львиная доля подключений (более 10 тыс. школ) была выполнена с использованием хDSL-технологии. 266 образовательным учреждениям доступ в Сеть обеспечен с помощью спутниковой связи, 45 школам – на базе оборудования широкополосного беспроводного доступа стандарта WiMAX, а 80 – с применением радиоудлинителей. Конечно, при организации подключений приоритет отдавался наиболее выгодным с экономической точки зрения технологическим решениям (ADSL). Другие технологии использовались лишь в случае крайней необходимости. Реализация проекта «Образование» оказала большое влияние на работу всей компании, потребовав привлечения технических и человеческих ресурсов. Ежедневно отслеживалась вся цепочка производства и поставки оборудования в филиалы и ввода его в эксплуатацию. Тесное взаимодействие было установлено не только с контрагентом – компанией «РТКомм», но и с органами образования субъектов РФ, территориальными Управлениями по надзору в сфере связи, и, конечно, с общеобразовательными учреждениями. Кстати, работники «ВолгаТелекома», подключающие школы к интернету, выступали не только как технические специалисты, но и зачастую как консультанты по работе в Сети.

Хотя компания работала в обычном режиме, нагрузка возросла на работников всех уровней. Еженедельно проводились селекторные совещания, был изменен порядок планирования и отчетность по выполненным работам. Получен опыт работы с оборудованием беспроводного широкополосного доступа, что пригодится в будущем. Главное – сформирован коллектив, способный решить проблемы любого уровня сложности. Ведь подключение свыше 5 тыс. школ – задача непростая.

Прежде всего проект расширил возможности компании по предоставлению услуг широкополосного доступа в Сеть на территории Северо-Западного федерального округа. С целью сокращения временных затрат от момента согласования адресной программы до непосредственного подключения школ к интернету удалось оптимизировать порядок взаимодействия различных подразделений компании. Для этого были проведены кадровые перестановки, изменено штатное расписание. Порой мы находили совершенно уникальные технические решения. С уверенностью можно сказать, что проект объединил усилия всех подразделений компании, значительно укрепив взаимодействие филиалов СЗТ. Детальное планирование процесса – залог успешного решения любой задачи. И проект «Образование» лишний раз это подтвердил.

Без сомнения, реализация национального проекта потребовала от уральских связистов огромных технических, организационных и человеческих ресурсов. Это было испытание на прочность, профессионализм и оперативность решения задач. Конечно, были трудности, но в целом, считаю, наши специалисты с задачами справились на «отлично». Особенно приятно отметить, что «Уралсвязьинформ» досрочно завершил реализацию этого проекта: уже 15 августа 2007 года подключены к интернету все образовательные учреждения Урала.

Проект продемонстрировал важную роль хорошо выстроенной вертикали взаимодействия – от руководителей компании до монтеров структурных подразделений. И в очередной раз доказал, что наличие сплоченного коллектива, имеющего четко поставленную задачу, дает хороший результат.

Проект заставил нас пересмотреть схему организации работы при решении столь масштабных задач, в особенности при планировании использования технологий. Кроме того, требуется поднять на новый уровень решение вопросов эксплуатации сетей при переходе с аналогового оборудования на цифровое. Так, установлено, что технология организации цифровых линейных трактов более чувствительна к качеству заземления. В связи с этим «ЦентрТелеком» планирует реализовать программу паспортизации качества заземления. Детский дом «Магнолия» в Калининграде СЗТ подключил первым в области – 10 октября 2006 года. Однако в ходе выполнения работ выяснилось, что в детдоме нет ни одного компьютера для выхода в Интернет. И тогда компания подарила ребятам компьютер. Это не единичный случай – с проблемой низкой материальной обеспеченности наших учебных заведений связисты сталкивались очень часто. А когда выяснялось, что преподаватели и сотрудники учебных заведений не владеют даже азами работы в интернете, связисты выступали в роли педагогов и консультантов.

Интересный, даже курьезный случай произошел в момент подписания акта сдачи-приемки работ по подключению к интернету школы в деревне Городня Батецкого района Новгородской области. Кабельная линия, на базе которой осуществлялось тестирование доступа в Сеть, в этот день была повреждена дважды. Сначала выяснилось, что нерадивый житель населенного пункта решил «взять земли для огорода» именно в месте залегания кабеля. Обрыв линии срочно устранили, но оказалось, что связи все еще нет, потому что недалеко от деревни кабель погрызли бобры. Для тестирования оборудования пришлось временно задействовать резервные линии. Но стараниями наших связистов канал от школы до регионального узла доступа РТКомм был подключен.

Когда реализация проекта только началась, поставщики оборудования не прислали нам техническую документацию – не успели разработать после модернизации. Тем не менее наши специалисты разобрались и включили оборудование, правда, для этого потребовалось работать всю ночь. Еще запомнилось приподнятое настроение работников Кабардино-Балкарского филиала, которые докладывали о завершении национального проекта «Образование» досрочно, к 1 августа 2007 года. Им было чем гордиться, работа проделана огромная.

Самый северный населенный пункт на полуострове Ямал – поселок Гыда. Вертолет туда летает раз в неделю. А поскольку гостиниц там нет, нашего инженера на время командировки устроили в сельском клубе, зато он хорошо изучил местную художественную самодеятельность… Вообще, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах до многих населенных пунктов можно добраться только по «зимнику», то есть дороге по снегу через замерзший водоем, либо летом – по рекам. Спутниковое оборудование доставляли на баржах, катерах, лодках. Если не получалось наземным или водным транспортом, то вертолетами. В Челябинской области часть работ пришлась на половодье: реки вышли из берегов, и машины ехали по бампер в воде. Но, как шутят наши связисты, главная проблема не в дорогах, а в мошкаре и комарах, которые всячески пытались сорвать выполнение государственного проекта. Примеров профессионализма и мужества наших специалистов можно привести множество. Но чем сложнее задача – тем интереснее работать. И, надо сказать, связисты очень довольны результатом – они не только справились с задачей, но и лучше узнали свой регион. Вряд ли им когда-нибудь довелось бы побывать в таких интересных уголках нашей страны.

Федеральная служба по надзору в сфере связи запросила от специалистов Ульяновского филиала фотографии директоров школ на фоне подключенных компьютеров. За неделю нужно было объехать 608 учреждений, поэтому был составлен очень жесткий график. Сотрудники филиала, взяв личные фотоаппараты, разъехались по школам и столкнулись с тем, что многие женщины – директора школ категорически отказывались фотографироваться «без прически». Пришлось идти им навстречу и давать время для подготовки к «фотосессии». Но в итоге все-таки уложились в сроки.

Главная страница / Архитектура отрасли