Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Низкоорбитальная спутниковая связь в России – проблемы и перспективы

Перспективным направлением сегодня остается переход к более широкому использованию низкоорбитальных КА, объединенных в многоспутниковую систему, которая за счет охвата земной поверхности зонами видимости большого количества КА, выбора наклонения их орбит и возможности использования межспутниковых каналов обеспечивает глобальность, оперативность и устойчивость связи.

Сегодняшнее состояние низкоорбитальных технологий спутниковой связи в России характеризуется постоянным интересом достаточно большого количества пользователей в корпоративном и государственном сегментах рынка, что объясняется наличием целого ряда преимуществ технического и экономического характера перед спутниковыми системами других классов. Одно из преимуществ – это возможность предоставления услуг персональной подвижной связи, включая радиотелефонный обмен, с использованием сравнительно дешевых малогабаритных спутниковых терминалов при невысокой цене связного трафика. Второе существенное преимущество – обеспечение бесперебойной связью с терминалами, размещенными в любой точке Земли, особенно при организации связи в регионах со слаборазвитой инфраструктурой связи и низкой плотностью населения. Третье преимущество – устойчивость связи и живучесть многоспутниковых низкоорбитальных систем. Наглядный тому пример – последствия череды ураганов в 2005 г. в США, когда при затопленных и обрушившихся ретрансляционных вышках сотовых операторов и опор линий электропередач единственным средством персональной связи оказались телефоны Iridium и Globalstar.

При использовании геостационарной орбиты обслуживаемая территория ограничивается 65 – 70 град. с. ш. и ю. ш. из-за низких углов радиовидимости КА земными станциями, что в ряде случаев неприемлемо для стран с северным или южным расположением территории (в Российской Федерации, например, под это ограничение подпадает 1/3 территории). Системы на базе геостационарных КА весьма удобны для организации региональной связи, прежде всего для стран с территорией, охватываемой зоной радиовидимости одного КА. Для региональной связи оптимальны также космические группировки на высокоэллиптических орбитах, однако и они, в зависимости от их вида, имеют определенные ограничения.

К настоящему моменту произошел «естественный отбор» среди негеостационарных систем спутниковой связи, заявленных к разработке в 1990-х гг. Остались в истории такие проекты, как Celestri, Ellipso, SkyBridge, Teledesic, «Сигнал», «Марафон», «Зеркало-КР». Эксплуатируемые сейчас низкоорбитальные спутниковые системы Iridium, GlobalStar, Orbcomm и «Гонец» интенсивно ищут пути модернизации технологий и оборудования, расширения спектра услуг и совершенствования бизнес-моделей операторских структур, предоставляющих услуги подвижной персональной спутниковой связи. Такие услуги постепенно становятся услугами общего пользования, доступными все большему количеству пользователей, независимо от места их расположения или времени суток.

Российский рынок остается чрезвычайно привлекательным для вхождения на него новых операторов спутниковых систем подвижной связи, что обусловлено рядом факторов:

Россия становится все более открытой страной для зарубежных поставщиков оборудования и услуг подвижной спутниковой связи, для совместной с иностранными производителями разработки технологий и абонентского оборудования, для совместного создания и эксплуатации орбитальных группировок;

уникальная географическая протяженность Российской Федерации, наличие малонаселенных, труднодоступных и высокоширотных территорий;

сосредоточение внутренних и транзитных транспортных грузовых потоков, а, следовательно, наличие десятков и даже сотен тысяч единиц железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, нуждающихся в постоянном контроле состояния и местоположения;

появление потребителей – владельцев транспортных, грузовых и страховых компаний, способные оплачивать или мотивировать продвижение услуг подвижной спутниковой связи по достаточно высокой цене.

В России до недавнего времени к предоставлению услуг подвижной связи были допущены три иностранные спутниковые системы: низкоорбитальная система Globalstar, геостационарные системы Inmarsat и Thuraya. В последние годы предоставлением услуг подобного рода занялись и некоторые традиционные операторы фиксированной спутниковой связи. Не оставляют надежду выйти на российский рынок услуг подвижной персональной связи спутниковые системы Iridium и Orbcomm. В завершающей стадии опытной эксплуатации находится отечественная низкоорбитальная система связи «Гонец».

Главная страница / Архитектура отрасли