Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Телефон как зеркало московской истории



1(13) июля 1882 года… В Москве в торжественной обстановке при участии первых лиц города открылась первая телефонная станция в доме купца первой гильдии К.А. Попова по адресу Кузнецкий мост, д. 6. Право на постройку и эксплуатацию городской телефонной сети принадлежало тогда Международной телефонной компании Белла. В июле 1882 года в «Московских ведомостях» был опубликован первый абонентский список из 26 номеров, куда входили Страховое общество, ведущие московские театры, крупнейшие рестораны и банкирские дома, а также частные лица – известнейшие и богатейшие люди того времени.

Новая услуга была недешевой. Телефонный аппарат обходился абонентам в 250 рублей в год, правительственные и городские учреждения платили половину этой суммы. Можно оценить уровень затрат, если сравнить расходы первых абонентов со стоимостью хорьковой шубы, которая считалась одной из самых дорогих и продавалась в фешенебельном магазине «Меха» за 85 рублей. Но телефон был модной диковинкой. Абонентские номера и имена их владельцев печатались в газетах, и обыватели читали их буквально как светскую хронику.

Вместе с появлением телефона изменился облик Москвы: вдоль центральных улиц и между домами протянулись многочисленные провода, появились телефонные стойки. От дома купца Попова во все стороны отходили сотни проводов. В начале XX века в Москве появляется телефонная канализация.

В 1900 году, когда у компании Белла истек срок концессии, право на эксплуатацию телефонной сети получило Шведско-Датско-Русское телефонное акционерное общество, которое предложило на конкурсных торгах наименьшую абонентскую плату – 79 рублей. Новый владелец телефонной сети провозгласил лозунг «Телефон в каждый дом!». Поскольку плата снизилась более чем втрое, телефон из предмета роскоши превратился в средство связи, доступное москвичу со средними доходами.

В 1903 году в Москве появились первые общественные переговорные пункты «Медный пятачок» – сегодня мы называем их таксофонами. В 1915 году в городе насчитывалось уже 93 телефона общественного пользования.

Пожалуй, одно из самых известных зданий московской телефонной сети находилось в доме 5 по Милютинскому переулку, где размещалась Центральная телефонная станция. Именно за этот объект шла серьезная борьба между юнкерами и большевиками, в результате чего технические помещения пришли в негодность. Большая часть подстанций прекратила работу. Москва на время осталась без телефона.

С 1918 по 1920 год велись работы по восстановлению связи, в 1921 году в Москве работали уже более 17 тыс. телефонов. В первую очередь обеспечивались связью правительственные учреждения, военные организации и промышленные предприятия.

Сразу после революции темпы строительства сети пошли на спад: коммуникации частично были разрушены, специалистов не хватало. Только в 1922 году, когда московская сеть была переведена на хозрасчет, началась реконструкция основных станционных и линейных сооружений и строительство телефонных станций. Процесс соединения абонентов постепенно переводился в автоматический режим, ручные телефонные аппараты абонентов заменялись автоматическими. В 1927 году ввели в эксплуатацию первые машинные АТС, и тогда же ленинградский завод «Красная заря» (бывшая фабрика Эрикссона) выпустил автоматический телефонный аппарат с дисковым номеронабирателем.

В 1934 году началась реконструкция воздушных линий связи. Большая часть проводов в Москве «спустилась под землю», что заметно улучшило качество связи. В 1937 году появились круглосуточные «говорящие часы»: любой мог узнать по телефону точное время. К 1941 году число телефонных аппаратов выросло до 147 тыс.

Подготовка к возможному нападению фа-шистской Германии началась еще в 1940. Телефонные узлы начали работы по частичному переключению телефонов важнейших предприятий через специально укрытые шкафы. Сразу после объявления войны московские связисты утроили интенсивность телефонизации города. Телефоны устанавливались в штабах, зенитных батареях. Новые кабели были проложены к Институту им. Склифосовского и некоторым станциям метро. Телефоны общего пользования на улицах устанавливались в специальных металлических кабинах, чтобы можно было оперативно сообщать о пожарах или воздушных атаках.

В октябре 1941 года немецкие войска подошли к Москве. Вокруг города были построены укрепления, в создании которых участвовали и московские связисты. Узловые участки укреплений телефонизировались. 20 октября в Москве было введено осадное положение, началась эвакуация части телефонного оборудования. Демонтаж и отправка шли в труднейших условиях, но оборудование в результате благополучно прибыло в Куйбышев, Казань и Уфу.

Когда бомбы начали падать на Москву и днем и ночью, связь продолжала действовать, обеспечивая работу Ставки Верховного Главнокомандования, учреждений, войсковых частей и даже населения города. В начале декабря немецкие войска были отброшены от столицы.

В 1946 году многие московские связисты были удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны МГТС продолжала развивать строительство сетей. Первую опытную декадно-шаговую АТС емкостью 2 тыс. номеров смонтировали в здании Центральной телефонной станции. Были введены в эксплуатацию и другие АТС. Сеть перешла на шестизначную нумерацию, что позволило увеличить ее емкость до 800 тыс. номеров.

В 50-е годы началась застройка новых (спальных) районов. Ежегодно сдавалось до 120 тыс. квартир. Московская сеть росла более медленными темпами – сказывалось недостаточное финансирование, к тому же в первую очередь телефонизировали учреждения, а потом уже квартиры. В 60-е годы емкость городской сети составляла 400 тыс. номеров.

В 1965 году в столице сдали в эксплуатацию первую координатную АТС. Спустя два года количество телефонных аппаратов достигло миллиона. В 60-х годах сеть перешла на семизначную нумерацию, так как номеров для желающих иметь связь с близкими и друзьями не хватало.

Рубеж в два миллиона телефонов московские связисты преодолели в 1982 году, когда первому звонку в столице исполнилось 100 лет. И если к первому миллиону абонентов городская сеть шла 85 лет, ко второму – 15, то путь к третьему оказался стремительным – всего три года.

За 125 лет московский телефон заметно преобразился – «воздушные» линии сменились волоконно-оптическими, вместо шума и потрескивания в трубке – связь цифрового качества, первые несовершенные аппараты уступили место телефонам нового поколения. Во все времена Московская городская телефонная сеть была частью столицы, росла и развивалась вместе с ней. Сегодня МГТС обслуживает более 4,3 млн столичных абонентов. Труд московских связистов не всегда заметен, ведь работающий телефон давно стал привычным явлением. Но это и есть самая высокая оценка работы сотрудников МГТС – москвичи всегда должны находиться на связи, что бы ни случилось.

Главная страница / Архитектура отрасли