Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Построение системы административно-хозяйственной связи



Система связи ОАО «ММК» имеет две основные составляющие – сеть автоматической телефонной связи и сеть передачи данных. Подобным образом организованы сети АХС любого предприятия, не только в металлургической отрасли. Однако металлургическому производству свойственны и специфические черты, в частности, многопередельность потенциально может оказать значительное влияние на принципы построения и функционирования АХС металлургического предприятия.

Другими характерными особенностями крупного металлургического предприятия являются значительные масштабы производства. В переработку вовлекаются огромные массы разнообразных видов сырья, осуществляется выпуск готовой продукции в больших количествах. Технология отличается многостадийностью, для нее характерны синхронность переделов, постоянно возрастающая скорость технологических процессов, сложная организационная структура, включающая в себя десятки цехов и множество вспомогательных подразделений.

Необходимость координации всей деятельности предприятия и управления сложными производственными процессами требует высокой насыщенности производства самыми разнообразными видами и системами связи – административно-хозяйственной, диспетчерской, технологической, системами оповещения, видеонаблюдения.

В состав металлургического предприятия входят горно-обогатительное, коксохимическое, доменное, сталеплавильное, металлопрокатное производства, энергетическое и железнодорожное хозяйства, многочисленные вспомогательные подразделения и ремонтные службы. Каждое производство создает законченный продукт или услугу, которую можно рассматривать как товар.

В сложившейся ситуации менеджмент предприятия вынужден заниматься построением эффективной модели бизнеса: выделять отдельные подразделения в дочерние предприятия, создавая на месте унитарного предприятия холдинг или группу компаний. Однако дочерние предприятия, как правило, не создают своих служб связи, а продолжают пользоваться на платной основе услугами АХС, предоставляемыми подразделением связи материнской компании или дочерним предприятием связи. Подобная практика для связистов является прямой дорогой за получением лицензии на деятельность оператора связи и доведения уровня АХС до уровня сети операторского класса. Задача построения АХС при этом удорожается и усложняется, а в некоторых случаях становится противоречивой. Например, при построении сети телефонной связи необходимо, с одной стороны, использовать все богатство сервисов, которые могут предоставить бизнесу современные цифровые УПАТС, с другой – выполнить многочисленные требования законодательства по построению и функционированию сетей электросвязи. При применении УПАТС для операторской деятельности возникают проблемы, обусловленные их некорректной работой с присоединяемыми АТС (при транзите вызова из сети общего пользования на присоединенную АТС) и отсутствием у них поддержки сигнализации ОКС № 7, что требуется нормативными документами при емкости УПАТС более 6 тыс. номеров.

Так сложилось, что Магнитогорский металлургический комбинат, являющийся градообразующим предприятием, оказывает услуги связи сторонним предприятиям, населению в прилегающем к его территории районе г. Магнитогорска, где отсутствуют сети связи местного оператора связи ОАО «Уралсвязьинформ». В настоящее время, несмотря на некоторое сокращение объема услуг, оказываемых сторонним предприятиям, более 30% номеров АТС ММК стабильно используется для оказания услуг местной телефонной связи дочерним, сторонним предприятиям и населению.

С 1994 г. на ММК эксплуатируется УПАТС Definity, емкость которой в настоящее время составляет более 14 тыс. номеров. До 2007 г. данная УПАТС выполняла функции районной АТС и использовалась для присоединения к сети общего пользования других УПАТС, принадлежащих комбинату и сторонним организациям.

После принятия в 2003 г. Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» и последующего выхода множества подзаконных нормативных документов стала очевидной невозможность построения операторской сети телефонной связи на основе УПАТС с выполнением всех требований законодательства.

Поэтому в начале 2007 г. в ОАО «ММК» введена в эксплуатацию транзитная АТС городского класса типа 5ESS VCDX, которая присоединена к сети общего пользования с использованием сигнализации ОКС № 7, а все собственные и сторонние УПАТС, включая УПАТС Definity, подключены к 5ESS по протоколу ISDN-PRI в качестве оконечных АТС.

Это решение позволило выполнить нормативные требования к сетям местной телефонной связи, и в 2007 г. было получено разрешение «Россвязьнадзора» на эксплуатацию телефонной сети ОАО «ММК».

Единственное, что осталось сделать для полного выполнения требований нормативных актов, – внедрить систему автоматизированных расчетов (АСР) с абонентами и присоединенными операторами. В этом направлении ведется активная работа, и в 2008 г. предполагается ввод АСР в эксплуатацию.

Качество и уровень сервисов, предоставляемых УПАТС Definity, и корпоративная сеть передачи данных в целом удовлетворяют потребности производства и управления предприятием, однако в 2004 г. в связи с внедрением КИС, руководство комбината поставило перед связистами задачу на порядок повысить надежность предоставления услуг и сократить время аварийных простоев.

Самым слабым звеном АХС ОАО «ММК» на тот момент являлась ее кабельная инфраструктура. Сеть волоконно-оптических магистральных кабелей общей протяженностью более 100 км охватывала всю территорию предприятия и имела структуру взаимосвязанных колец. Однако сеть медных кабелей, эксплуатировавшаяся и развивающаяся с конца 40-х гг. прошлого века в условиях промплощадки металлургического предприятия, вследствие полного физического износа находилась в плачевном состоянии.

Начиная с 2005 г. и по настоящее время на комбинате реализуется масштабная программа реконструкции медных кабельных сетей с применением геленаполненных кабелей, заменой кроссов и распределительных шкафов на основе технологии фирмы Tyco. Учитывая масштабы решаемой задачи (протяженность медных кабелей составляет более 1,5 тыс. км в 50-парном исчислении), полное окончание работы ожидается через два-три года, но положительный эффект заметен уже сейчас.

Другая, менее острая, но все же существенная проблема была обусловлена территориальной распределенностью УПАТС Definity. Поскольку десять удаленных станционных выносов были связаны с центральным комплексом с помощью ВОЛС по схеме «звезда», при аварии ВОЛС, что в условиях промплощадки металлургического предприятия не редкость, прерывалось обслуживание сотен абонентов. В этом случае требовалось вручную переключаться на резервную линию, в результате чего длительность простоя могла составлять несколько часов.

«Горячее» резервирование соединений, теоретически возможное на УПАТС Definity, оказалось неприемлемым по экономическим и конструктивным соображениям. Решение проблемы стало реальным после появления на рынке нового продукта AVAYA – платформы S8720, миграция на которую с УПАТС Definity G3R началась в конце 2007 г.

Реализация этого проекта позволит использовать IP-технологию для связи центрального комплекса и удаленных выносов (шлюзов) и в полной мере задействовать большой запас резервных схем соединения корпоративной сети передачи данных с каждым из объектов на территории предприятия.

Еще одно преимущество, обеспечиваемое миграцией на новую платформу, – возможность подключения новых объектов в любой точке сети передачи данных без использования дополнительной емкости ВОЛС. Современные цифровые УПАТС позволяют легко подключать разнообразные внешние системы для предоставления своим абонентам дополнительных сервисов – системы конференц-связи, оповещения абонентов, регистрации разговоров диспетчеров производства, железнодорожного транспорта и энергетики.

В качестве примера остановимся на системе конференц-связи ОАО «ММК». Телефонные конференции – селекторный рапорт – с количеством абонентов до 90 человек на комбинате проводятся ежедневно. С 2004 г. система конференц-связи представляла собой два сервера – основной и резервный, каждый из них был подключен к УПАТС Definity тремя потоками Е1. На тот момент имелось два АРМ.

Программное обеспечение системы предоставляет большой набор регламентов проведения конференции. Для селекторных рапортов выбран регламент «жесткой дисциплины»: когда один говорит, все только слушают, слово участникам предоставляется оператором по команде ведущего, причем последний может перебить участника. Конференцию собирает оператор, проводится опрос участников, после чего происходит доклад ведущему о готовности к конференции.

С 2007 г. система конференц-связи после доработки и увеличения количества возможных участников до 240 стала использоваться для проведения телефонных конференций с инвесторами и аналитиками, находящимися в России и за рубежом. В данном случае используется другой, более «демократичный» регламент: приглашенные участники подключаются к конференции добровольно, в любой момент могут выйти из конференции, в любое время участник может попросить слово и выступить. При проведении одной из таких конференций ведущий находился в Москве, участники разбросаны по всему миру, а управление конференцией велось из Магнитогорска. Ближайшее будущее АХС – поэтапная реализация единой схемы с интеграцией всех сервисов на одну или несколько максимально совместимых платформ, выполняющих непересекающиеся роли в общей системе и дополняющих друг друга. Системы телефонии, видеонаблюдения, диспетчеризации, существовавшие ранее обособленно, будут рассматриваться как один из доступных ресурсов, распространяемых в пределах корпоративной сети передачи данных. Планируется также интеграция модернизированных программно-аппаратных комплексов голосовой и видеосвязи с корпоративной ERP-системой, внешними информационными порталами предприятия для повышения удобства пользования и управления собственными ресурсами в АХС самим пользователем. Все это позволит обеспечить качественную поддержку основного бизнеса ОАО «ММК», в соответствии с существующими реалиями, а это и есть главная задача системы связи на предприятии.

Главная страница / Архитектура отрасли