Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Три года спустя…

В сентябре 2005 г. ЕТССЭ была рассмотрена и одобрена на заседании Правления ОАО «ФСК ЕЭС», а в декабре 2006 г. получила одобрение на заседании Правительственной Комиссии РФ по электросвязи. Примерно год назад появилась первая публикация об ЕТССЭ в журнале «Connect! Мир связи».

За время, прошедшее с момента принятия ЕТССЭ, предусмотренные схемой решения реализовывались крайне слабо:

не начато выполнение системных проектов по ОЭС (или МЭС), в результате чего выпускаемые проекты большинства энергообъектов реализуются без применения общесистемных подходов;

не начата корректировка ЕТССЭ, что в условиях динамичного развития технологий и рынка телекоммуникаций значительно снижает ее эффективность;

в течение почти семи лет продолжается реализация проекта по созданию транкинговой радиосети ТЕТRА в регионе Средней Волги (срок развертывания подобных радиосетей не должен превышать трех лет), которая играет важную роль в составе ЕТССЭ. В первую очередь с ее помощью должно обеспечиваться надежное электроснабжение потребителей в электрических сетях всех уровней напряжения.

Основными причинами сложившегося положения являются:

постоянная реорганизация телекоммуникационных подразделений, приводящая к распылению небольшого количества квалифицированных специалистов по различным подразделениям;

наличие в структурах ОАО «ФСК ЕЭС» крайне ограниченного числа квалифицированных специалистов, а в центральном офисе практически нет cпециалистов, имеющих опыт работы в телекоммуникационной области электроэнергетики; в компании не проводятся на должном уровне обучение и подготовка специалистов;

отсутствует понимание главного – уровень развития компании определяется уровнем развития инфокоммуникаций, поскольку степень интеллектуальности компании повышает ее рыночную привлекательность;

ОАО «ФСК ЕЭС» практически не использует положительный опыт системного оператора, где весьма бережно относятся к созданной в течение десятилетий телекоммуникационной сети, обеспечивая надежное и экономичное управление ЕЭС России в реальном времени. Все это в первую очередь обеспечивается за счет квалифицированных кадров и внимательного отношения к этому направлению руководителей компании;

неудачный выбор проектной и строительной организации по реализации проекта строительства радиосети ТЕТRА и слабое руководство им со стороны ОАО «ФСК ЕЭС».

Начало масштабного преобразования телекоммуникационного сектора электроэнергетики было положено решением Правления РАО «ЕЭС России» № 649 пр/2 от 16.04.2002 г., проект которого был подготовлен ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» в надежде сохранить Единую телекоммуникационную сеть электроэнергетики.

Вероятно, уже поздно рассуждать о правильности принятого решения – его следует выполнять. Но, к большому сожалению, сегодня и в обозримом будущем ОАО «ФСК ЕЭС» не сможет реализовать указанные функции в полном объеме, даже в условиях эффективных структурных преобразований. Как известно, кадры, прежде всего инженерные, решают все. Но их катастрофически не хватает, а исправить положение за короткий срок невозможно.

На мой взгляд, в этой ситуации следует отказаться от создания Единой инфокоммуникационной инфраструктуры электроэнергетики. А в целях минимизации рисков в постреструктуризационный период наиболее приемлемым вариантом может быть создание равноправных телекоммуникационных сетей СО ЕЭС, ФСК ЕЭС, холдинга МРСК и генерирующих компаний (ГК). В дальнейшем на их базе можно будет сформировать взаимоувязанную технологическую сеть связи электроэнергетики (ВТССЭ).

На первом этапе указанные сети будут работать в режиме «федерации» с собственными системами управления, но взаимодействуя друг с другом на всех уровнях управления. В целях обеспечения требуемых условий развития и совершенствования этих сетей, с учетом их технологического единства, необходимо образовать координационный совет в составе представителей СО ЕЭС. ФСК ЕЭС, МРСК, генерирующих компании и АТС и возложить на него решение следующих задач:

рассмотрение и согласование перспективных схем развития телекоммуникационных сетей, входящих в ВТССЭ;

координация вопросов проектирования новых, расширения, реконструкции и перевооружения действующих сетей, входящих в ВТССЭ;

реализация единой технической политики в части развития ВТССЭ;

участие в распределении неиспользуемой емкости;

разработка единого регламента для аварийных ситуаций и др.

Вместе с тем особое внимание следует обратить на вопросы эксплуатации сетей, которая в значительной степени подвержена сегодня многочисленным рискам, обусловленным большими наслоениями в этой сфере.

Широкое внедрение волоконно-оптических линий связи с подвеской кабелей на высоковольтных линиях, с учетом возможности нарушения требований нормативов передачи цифровых потоков, существенно повышает ответственность эксплуатационных организаций. Величина компенсации в данном случае может быть намного больше, чем ущерб от недопоставки электроэнергии (30–40 руб. за 1 кВт/ч).

Решению проблемы повышения качества эксплуатации сетей во многом способствует активное внедрение аутсорсинга. В середине 90-х гг. прошлого столетия в рамках Исследовательского комитета № 35 (Рабочая группа 35-08) СИГРЭ* был подготовлен развернутый доклад, в котором рассмотрены различные варианта аутсорсинга в электроэнергетике. Однако в России аутсорсинг телекоммуникационных сетей делает только первые шаги. Объем этого рынка составляет лишь 0,2% всех затрат на ИКТ. Примеров аутсорсинга крупных телекоммуникационных сетей практически нет.

Вероятно, работающие в нашей стране зарубежные и отечественные компании хорошо понимают, что брать на аутсорсинг огромные сети с оборудованием, до 70% которого находится в эксплуатации более 15 лет, очень рискованное мероприятие.

Одни из важнейших проблем аутсорсинга – компенсации за нарушение нормативных показателей и страхование услуг. Тем более что страховые суммы в такой стратегической отрасли, как электроэнергетика, могут быть весьма значительными. Возможно, следует передавать телекоммуникационные сети постепенно, по мере развития этого рынка. С некоторыми сетями, например, системного оператора, пока спешить не следует, так как они имеют отлаженную в течение десятилетий эксплуатацию с высококвалифицированным персоналом на всех уровнях управления.

Тем не менее, подготовительные работы к аутсорсингу следует осуществлять и в первую очередь проводить масштабную модернизацию оборудования.

В электроэнергетике нашей страны с 18 декабря 1948 г. по апрель 2008 г. произошла только одна крупная системная авария 25 мая 2005 г., причины ее известны. Поэтому накопление в инфокоммуникационном секторе негативных явлений может в самое ближайшее время привести к тяжелым для электроэнергетики последствиям. * СIGRE (СИГРЭ – Международный совет по большим электрическим системам высокого напряжения).

Главная страница / Архитектура отрасли