Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

125-­летию телефонной сети Санкт­-Петербурга посвящается

История развития телефонной связи в Северной столице охватывает три столетия: XIX, когда появился телефон, XX — век совершенствования средств коммуникаций и XXI — век модернизации, разработки и внедрения новейших технологических решений в области связи.

Телефон изобрел американец Александер Грэйам Белл в 1876 году. Спустя шесть лет — 3 апреля 1882 года царское правительство заключило контракт с международной компанией телефонов Белла на устройство и эксплуатацию телефонных сообщений в Санкт-Петербурге, а также еще в четырех городах России: Москве, Варшаве, Одессе и Риге. Осуществить это предприятие поручили инженеру, купцу 1­-й гильдии Владимиру Оттомаровичу фон Баранову. Из­-за границы доставили необходимое оборудование — 50 стоек, 6 тыс. кг проволоки, 5 тыс. изоляторов, 400 аппаратов и 6 коммутаторов. Однако купец, видимо, не рассчитал свои силы, и вскоре передал все права и обязанности по контракту международной компании телефонов Белла.Уже 1 июля 1882 года в Санкт-­Петербурге заработала первая ручная телефонная станция, оборудованная в доме Ганзена на Невском проспекте, 26. Тогда доступ к связи получили 128 абонентов, в том числе известные братья Нобели, генерал­-лейтенант граф Левашов, Меднопрокатный трубный завод, Санкт­Петербургский учетный и ссудный банки, Правление Балтийской железной дороги, редакции газет «Голос», «Новое время», «Новости», канцелярия лейб­гвардии Семеновского полка, Биржа и Николаевская Академия генерального штаба. А в следующем 1883 году в том же доме на Невском открылся первый телефонный переговорный пункт.

Новое дело с трудом приживалось в России. К примеру, абоненты­дачники, отказывались устанавливать телефон до возвращения в город. Чиновники затягивали с выдачей разрешений на прокладку телефонной линии через Неву. А частные домовладельцы и Городская Дума не давали добро на размещение стоек для телефонных проводов на крышах зданий.Что касается стоимости новой услуги, то абонентская плата для населения составляла 250 рублей в год за телефонный аппарат при условии, что удаленность от центральной станции, расположенной в доме Ганзена, не превышала трех верст, то есть почти 3,2 км. Каждая «лишняя» верста оплачивалась дополнительно в пределах 50 рублей. Это были немалые деньги. Литр молока стоил 10 копеек, одна курица — 40 копеек, мешок картофеля — 1 рубль, буханка черного хлеба — 2 копейки. Однако уже тогда не обходилось без льгот — правительственные и городские учреждения вносили половину установленной таксы. Неслучайно доля квартирных абонентов в то время не превышала 20%. Большую часть — 47% всех потребителей услуги составляли торговые предприятия и 33% — прочие. Банки, конторы, магазины, получившие доступ к связи, непременно указывали в рекламных сообщениях: «У нас имеется телефон!». Это был серьезный аргумент в пользу стабильности и процветания предприятия.Преимущества иного рода должны были продемонстрировать претенденты на должность телефонистки. Вплоть до революции 1917 года эти обязанности могли выполнять только незамужние девицы в возрасте 18 – 25 лет, «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединениях». Более того, предпочтение отдавалось совершенно здоровым, не имеющим физических недостатков, обладающим хорошим зрением, слухом и четким произношением барышням. И это далеко не все условия. В приеме на работу отказывали девушкам, рост которых составлял менее 165 см, а длина туловища в сидячем положении с вытянутыми вверх руками не дотягивала до 128 см. Это требование объяснялось тем, что охватить клавиатуру коммутатора тех лет было непросто.

К октябрю 1917 года в Российской империи насчитывалось свыше 57 тыс. телефонных номеров. Действовала междугородная связь, в том числе между Москвой и Петербургом. Большевики правильно оценили возможности телефонного сообщения, а потому станции и переговорные пункты значились в перечне самых важных объектов, захваченных в первые часы революции. Центральную телефонную станцию заняли отряды красноармейцев и солдат Кексгольмского полка. Противодействовать намерениям вооруженных людей попытался управляющий Петербургской городской телефонной сети. Именно он стал агитировать техников и телефонисток к отказу от работы. Но саботаж лишь на время прервал связь — за коммутаторы сели солдаты полка и революционно настроенные телефонистки.

Военные годы — особая страница в истории телефонной сети Санкт­-Петербурга — период тяжелейших испытаний, выпавших на долю связистов. За время Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние телефонной связи в Петрограде резко ухудшилось, существенно сократилась задействованная емкость станций. В 20 – 30­е годы поврежденные линии связи начали восстанавливаться, увеличилось число абонентов. Казалось бы, самое время для бурного развития телефонной сети, но на пороге стояла Великая Отечественная война и блокада. Немецкие войска фактически сразу перекрыли все коммуникации. Впервые за историю существования стратегическая линия связи Ленинград — Москва изменила свой маршрут. Единственный путь, по которому можно было поддерживать сообщение между городом и страной, проходил по Ладожскому озеру. В октябре 1941 года по дну водоема протянули бронированный подводный кабель. И до самого снятия блокады линия Ленинград — Москва работала без перебоев. Еще одну кабельную линию связи протяженностью 36 км проложили прямо по льду Ладоги. Только тогда появилась возможность координировать перевозки по Дороге жизни. Однако из-­за подвижек льда линия то и дело выходила из строя, поэтому провода натянули на столбы, вмороженные в толщу замерзшей воды. За самоотверженную работу по восстановлению и обеспечению связью войск Ленинградского фронта, выполнение специальных заданий Военного совета фронта многие работники Ленинградской городской сети были удостоены орденов и медалей.

В послевоенные годы страна переживала настоящий телефонный бум. Открывались переговорные пункты, устанавливались автоматические станции, домашний телефон перестал считаться редкостью. В конце 40-­х появились первые отечественные декадно­шаговые станции. Позже им на смену пришли координатные, обеспечившие более высокое качество связи. А в начале 60-­х была даже предпринята попытка создания первого отечественного видеотелефона.В 70-­е годы появились квазиэлектронные АТС на базе ЭВМ. В августе 1976 года городская телефонная сеть Ленинграда перешла на семизначную нумерацию – буквально за одну ночь все телефоны получили новые номера. В декабре 1984 года впервые в СССР на Ленинградской городской телефонной сети заработали электронные АТС с программным управлением. Началась новая эра — высоких технологий, цифровых АТС, широкополосного Интернета.За сто с четвертью лет существования телефонной связи в Санкт­Петербурге несколько раз менялось государственное устройство страны, один общественный строй приходил на смену другому, бушевали войны и революции. Но история показывает, что город на Неве был и остается центром развития передовых идей и технологий, служащих на благо людям.

Главная страница / Архитектура отрасли