Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ФОТОГРАФИЯ НА КЕРАМИКЕ

Трудно найти сегодня фотосалон, который не предлагал бы помимо стандартной услуги «пленка-печать» чего-нибудь нестандартное. Это раньше фотолюбителям нужны были только фотографии для семейного альбома. Сегодняшнему клиенту недостаточно видеть свое лицо на бумаге, он хочет перенести его на кружки, майки и даже паззлы. Частные предприниматели давно освоили новые технологии, работают оперативно, и предлагают качественный и недорогой товар по индивидуальным заказам. Все зависит теперь только от фантазии заказчика. Нужно всего несколько часов, чтобы получить, например, коврик для мыши с фотографией любимой девушки или керамический овал с цветной фотографией на могильный памятник... Технология трансферного переноса позволяет «перевести» фотоизображение на любой носитель — керамику, металл, картон, трикотаж, кожу, пластик и дерево. Кстати, рентабельность подобных изделий такова, что фирма, имеющая широкую сеть представителей, может получить дополнительно до 50% дохода.

Трудно найти сегодня фотосалон, который не предлагал бы помимо стандартной услуги «пленка-печать» чего-нибудь нестандартное. Это раньше фотолюбителям нужны были только фотографии для семейного альбома. Сегодняшнему клиенту недостаточно видеть свое лицо на бумаге, он хочет перенести его на кружки, майки и даже паззлы. Частные предприниматели давно освоили новые технологии, работают оперативно, и предлагают качественный и недорогой товар по индивидуальным заказам. Все зависит теперь только от фантазии заказчика. Нужно всего несколько часов, чтобы получить, например, коврик для мыши с фотографией любимой девушки или керамический овал с цветной фотографией на могильный памятник... Технология трансферного переноса позволяет «перевести» фотоизображение на любой носитель — керамику, металл, картон, трикотаж, кожу, пластик и дерево. Кстати, рентабельность подобных изделий такова, что фирма, имеющая широкую сеть представителей, может получить дополнительно до 50% дохода.



На чем работать?

Для того, чтобы начать бизнес «с нуля», на приобретение самого современного оборудования понадобится около 7 тыс. долларов. Производство не требует аренды специального помещения, так что можно работать дома. Если ограничиться только производством кружек и футболок с фотографиями, то необходимо обзавестись компьютером, на котором установлен Photoshop, цветным струйным принтером (например, Epson 1160), низкотемпературным прессом, электроплитой, а также расходными материалами — картриджами, трансферной бумагой, футболками, тарелками и кружками со специальным покрытием. Если же к бизнесу подходить серьезно, и освоить производство керамических овалов и металлических пластин для памятников (а именно на эту продукцию приходится значительное количество заказов), то не обойтись без лазерного принтера (типа Minolta-QMS Magicolor 2) и электростатического пистолета для порошковой окраски. Разумеется, если всю эту технику покы несколько снизятся, однако имеет смысл сразу подумать о будущем. Об обучении персонала, освоении технологий, гарантийном обслуживании техники, поставщиках расходных материалов... Взвесив все «за» и «против», стоит закупить оборудование у фирм, которые специализируются на поставках соответствующей техники и имеют свои «ноу-хау» в технологии.

По старинке работают только художники

Так называемая «классическая» (или «ручная») технология переноса фотоизображения на твердую поверхность остается неизменной со времен дагерротипов. Изображение выводится на целлулоидную пленку, которая затем в муфельной печи вжигается в глазурь, нанесенную на керамику или металл. Как и 150 лет назад, изображение на твердой поверхности получается черно-белым, однако эта технология используется и сегодня. Если необходимо получить цветное изображение, то мастерам приходится вручную, используя высокотемпературные краски, раскрашивают картинку. После этого керамика или металл опять ставятся в муфельную печь, чтобы краска прижглась к глазури. Продукция, полученная таким способом, отличается особой долговечностью. Если краски хорошие, они не будут выцветать столетиями. Правда, изображение может несколько помутнеть с течением времени, поскольку глазурь начнет разрушаться. Главный же недостаток классической технологии в том, что она вредна для здоровья и чрезвычайно трудоемка. Нужен вкус, опыт и мастерство, чтобы прорисовать все полутона. В общем, это работа для художников.

В наше время шедевров не требуется. В самом деле, какие шедевры, когда клиент хочет увековечить любительские снимки на своей футболке или кружке? Производство сегодня стало массовым, оно поставлено на поток. Однако новейшие технологии позволяют при этом учитывать индивидуальные пожелания заказчиков.

Цифровые технологии стали широко использоваться для трансферного переноса фотоизображения на твердые поверхности в последние 10 лет. На российском рынке соответствующие «ноу-хау» появились в середине 1990-х годов.

Качество родилось в эксперименте

Технология трансферного переноса проста. Но проста она именно потому, что над ней потрудились специалисты. В середине 90-х годов в нашей стране появились две фирмы, которые привлекли специалистов из Российской академии наук для разработки технологий переноса цифрового изображения на твердые поверхности. В Москве этим занималась «БСН-Фотокерамика», в Екатеринбурге — «Пектораль».

Изначально для вывода изображения использовались сублимационные принтеры. Некоторые фирмы на них работают и сегодня (очевидно, из-за дешевизны). Эта техника подходит для переноса изображений на трикотаж, а также на кружки и тарелки, — для производства тех сувениров, которые используются в быту. Однако, как показала практика, принтеры, предназначенные для печати на бумаге, оказались не пригодны для переноса цветных фотографий на керамические овалы и металвиям.

Сублимационные принтеры хорошо передают цвета, но не могут обеспечить необходимой светостойкости изделий. Как известно, керамические овалы и металлические пластины используются главным образом на могильных памятниках. И когда четыре года назад выдалось необыкновенно жаркое лето, то все цветные фотографии на памятниках выцвели. Только в северных районах страны (Мурманск, Норильск) цвета остались такими, как их хотели видеть заказчики.

Так уж получилось, что в нашей стране на надгробиях стараются разместить именно цветные фотографии. Кстати, за рубежом на керамические овалы, как правило, переводят цветное фото, на которых запечатлено совсем иное — свадьбы, юбилеи, удачные портреты... Эти фотографии стоят на каминных полках и напоминают о радостях земной жизни. У нас все по-другому. Как показывает статистика, 85% российских заказчиков хотят видеть своих умерших родственников на могильных плитах в полном цвете. Возможно, здесь на вкусах сказываются традиции лубка. Об этом пусть размышляют искусствоведы. Производители, для которых пожелания клиента — закон, должны думать только об одном — о качестве своего товара.

Чтобы обеспечить светостойкость, было решено перейти к лазерным принтерам. Именно они дали необходимое качество красителя. Количество пигмента в красителе оказалось достаточным для того, чтобы обеспечить необходимую светостойкость.

В принципе же, технология использования и лазерного принтера, и струйного принтера одинакова.

Технология защиты

После того, как изображение попало на твердую поверхность, нужно подумать о его защите. Конечно, если заниматься только переводом фотографий на кружки, тарелки или майки, то никакой защиты не нужно, не нужно и лазерного принтера, можно обойтись струйным. А если заниматься только трикотажем, то и пресс будет не нужен — можно обойтись обычным утюгом... Но когда речь идет о продукции, которая будет подвергаться интенсивным атмосферным, световым и даже механическим воздействиям (речь идет в первую очередь о керамических овалах и металлических пластинах), то защита необходима.

Самый простой способ защиты — покрыть изображение лаком. Именно с этого и начинались эксперименты специалистов в «БСН-Фотокерамике». Однако выяснилось, что это был не лучший выход из положения. Слишком дорого, трудоемко и, кроме того, лак давал желтый оттенок, служил своеобразным фильтром, который искажал цвета фотографии.

В Екатеринбурге на «Пекторале» попробовали покрывать изображение специальной пленкой. Это было что-то вроде ламинации керамики и металла. Этот же метод проходил испытания и в «БСН-Фотокермике». В конце концов, от такой защиты в Москве отказались. Выяснилось, что главный недостаток «ламинирования» в том, что трудно, практически невозможно, обеспечить плотное прилегание пленки к твердому носителю изображения. Под пленку попадал воздух и образовывались пузыри.д защиты цветного изображения на керамике и металле — порошковое окрашивание. Прозрачный порошковый лак засыпается в электростатический пистолет, порошок наносится на керамику или метал, а затем изделие подвергается температурной обработке в печи. В результате изображение покрывается прочной прозрачной пленкой (ее толщина — 70-120 микрон). Она эластична, стойко переносит все механические повреждения (пластину, например, можно согнуть, но пленка не прорвется).

Просто и доходно

Таким образом, технология переноса фотоизображения на твердые поверхности сегодня отличается простотой. Персонал легко обучается работе с техникой. Это экологически чистое производство. Оборудование и расходные материалы поставляются специализированными поставщиками. Продукция чрезвычайно рентабельна. В итоге частные предприниматели могут произвести в день до 100 овалов. Чаще всего они используют на последнем этапе полимеризации обычную духовку (промышленные печи стоят от 1 тыс. долларов, а бытовые плиты — менее 100 долларов). Готовое изделие с использованием цифровых технологий можно получить уже через 3 часа. В крупных фирмах себестоимость одного изделия (фото на керамике или металле) составляет около 2,5 долларов, а продаются они по цене от 8 долларов.

Материал подготовил

Сергей Сысоев

Главная страница / Архитектура отрасли