Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Коммерческая тайна, конфиденциальность сведений, сокрытие информации, закон о Коммерческой тайне

Законодательный акт, регулирующий отношения в сфере отнесения сведений к коммерческой тайне и их защиты, можно назвать долгожданным. Отечественный бизнес давно испытывал дефицит нормативного регулирования оборота такой информации, вследствие чего защищенность работающих в высококонкурентной среде коммерческих организаций от утечки и противоправного использования принадлежащей им информации конфиденциального характера была крайне низкой. Проанализируем нормы нового законодательного акта с точки зрения повышения уровня юридической защищенности предпринимательских структур, правомерно относящих сведения к коммерческой тайне.

Перечень конфиденциальных сведений

Никто и ранее не мог запретить коммерческим организациям защищать конфиденциальные сведения – институт коммерческой тайны легально существует в современном законодательстве с 1990 года. Однако в силу неопределенности многих моментов оказание помощи со стороны государства по защите прав на коммерческую тайну, в том числе при судебной защите, было затруднительным.

В главном вопросе, т. е. установлении общих критериев относимости той или иной информации к коммерческой тайне, между новым Законом «О коммерческой тайне» (далее – Закон) и соответствующей нормой ГК РФ

(ст. 139) полное преемство. Согласно ст. 3 Закона в состав такой тайны допустимо включать информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании. Перечисление видов сведений, предусмотренных данным определением, не имеет практического значения в силу его открытого характера, т. е. возможности отнесения к таким сведениям любой информации, обладающей указанными признаками.

Рассмотренная дефиниция корреспондирует другой норме Закона, имеющей принципиальное значение для обеспечения защиты такой информации, – обязательным условием комплекса мер защиты (охраны конфиденциальности информации) является определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну (ч. 1 ст. 10 Закона). Необходимость разработки такого перечня каждым субъектом, устанавливающим в своей организации режим коммерческой тайны, – один из краеугольных камней всей системы защиты. Дело в том, что в случае конфликтной ситуации и необходимости вмешательства компетентных органов государства точкой отсчета при определении возможности использования юридических санкций будет следующее:

а) наличие в организации такого перечня;

б) соотносимость его положений (описанных в нем категорий (блоков) сведений) с критериями, приведенными в указанном выше определении.

Иными словами, каждый раз при попытке привлечь кого-либо к юридической ответственности придется не только предъявлять компетентным органам государства введенный в действие в установленном порядке перечень сведений, отнесенных к коммерческой тайне, но и доказывать обоснованность включения в него определенных сведений. Причем бремя доказывания лежит на сом разбирательства. Отсюда следует необходимость тщательной юридической проработки каждого положения перечня и экономического обоснования ущерба, который может наступить при распространении такой информации против воли обладателя.

Анализ различных перечней сведений, составляющих коммерческую тайну, приводимых в литературе, а также известных автору из его практической деятельности, показывает, что для подавляющего большинства из них характерны расплывчатость норм, приводящая к двоякости толкования, и, что самое основное, полная оторванность их содержания от конкретных документов, в которых такие сведения находят отображение. Например, перечни предусматривали такое положение, как «условия сделок». При этом их составители не удосужились подумать, что в гражданском праве категория «сделка» – одна из самых общих, под нее подпадает почти любое действие, ведущее к приращению или уменьшению состава имущества по воле лица, в том числе покупка продуктов в магазине. Следуя такой логике, факт приобретения чая для представительских нужд необходимо рассматривать как конфиденциальную информацию.

Тайна – не самоцель

Введение режима коммерческой тайны в организации не может являться ни самоцелью, ни пустой декларацией. И то, и другое одинаково вредно.

В первом случае, когда в порыве режимных устремлений обычную коммерческую организацию превращают в особо режимный объект, где сотрудник, сидящий за стенкой, не знает, что делает его сосед, введение режима коммерческой тайны может привести к коллапсу в управлении и банкротству, так как лишает возможности руководство и работников быстро обмениваться информацией в соответствующих ситуациях.

Во втором случае наличие внешних атрибутов режима коммерческой тайны без реализации нормальных ограничительных мер может способствовать не только утечке сведений, но и тому, что, буквально схватив за руку «разгласителя», в конечном итоге его не удастся привлечь к юридической ответственности.

Не случайно законодатель употребил в тексте Закона категорию «разумно достаточные меры» (ч. 5 ст. 10), к которым относятся следующие:

- исключение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

- обеспечение возможности использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Данные положения являются оценочными, их должны использовать и те, кто вводит меры по защите коммерческой тайны, и правоприменительные органы государства для определения адекватности комплекса указанных мер требованиям Закона. Алгоритм такой оценки может выглядеть примерно так: все действия и мероприятия, проведенные организацией по обеспечению сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну, рассматриваются сквозь призму вышеуказанных оценочных критериев, делается вывод о соответствии либо несоответствии им.

Может возникнуть вопрос, почему законодатель именно таким образом подздал некое подобие инструкции по обеспечению сохранности коммерческой тайны? Уместно напомнить, что теоретическим фундаментом института коммерческой тайны является принцип, согласно которому отнесение сведений к категории конфиденциальной информации – не вытекающая из требований нормативных актов обязанность, а субъективное право лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Говоря упрощенно, никто не может обязать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя относить сведения, образующиеся в его деятельности, к коммерческой тайне и вводить режим их защиты – они делают это по собственному усмотрению либо не делают вовсе.

Минимальный набор условий

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона минимальный набор условий, комплексное выполнение которых свидетельствует о наличии в организации режима коммерческой тайны, предусматривает:

- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

- нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина – индивидуального предпринимателя и место жительства).

При этом Закон императивно предусматривает, что режим коммерческой тайны считается установленным только после проведения указанного комплекса мероприятий (ч. 2 ст. 10).

По сути, перед нами оглавление инструкции (положения) о защите коммерческой тайны в организации. Каким образом достичь результата, указанного в ч. 5 ст. 10

Закона, т. е. разумно достаточных мер, частное дело каждого лица, решившего защищать свою коммерческую тайну. Ему и определять критерии ограничения доступа, порядок учета лиц и т. д.

Позволим себе несколько замечаний по данному поводу. О перечне сведений, составляющих коммерческую тайну, говорилось выше, поэтому акцентируем внимание на остальных мерах. Второе из указанных законодательных положений предписывает установить в организации некий порядок обращения с такой информацией, т. е. правила переноса сведений на носители, движения носителей внутри организации, их хранения и уничтожения. Учитывая, что в большинстве коммерческих организаций информация фиксируется как на бумажных носителях, так и в электронной форме, необходимо предусмотреть порядок оборота сведений в компьютерных системах. Задя в организации квалифицированных работников, способных ее реализовать. В связи с этим актуально проведение внешнего аудита мер, предпринимаемых по защите коммерческой тайны, который как форма по оказанию услуг на рынке пока не сформировался.

Учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, – частный случай общережимных мероприятий, однако он выделен законодателем в отдельную категорию не случайно. Ведь результаты учетной деятельности, их объективность и достоверность имеют важное доказательственное значение в случае конфликтной ситуации, обусловленной, в частности, обвинением кого-либо в разглашении такой информации.

Регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров не сложная, но важная с юридической точки зрения задача, так как возложить на работника обязанности по обеспечению сохранности коммерческой тайны можно лишь в контексте других трудовых обязанностей при неукоснительном соблюдении принципа добровольности.

Куда более сложную задачу, чем кажется на первый взгляд, представляет собой регулирование отношений по обеспечению сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну, с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Ведь это далеко не те пустые декларации, которыми пестрят коммерческие договоры, призывающие сохранять их условия в «режиме конфиденциальности». Речь здесь идет, скорее, о временной передаче прав на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, на возмездной основе другому лицу для извлечения прибыли при условии обеспечения их сохранности от неправомерного распространения. В данном случае лицо, передающее информацию, должно точно определить в договоре режимные меры и ответственность контрагента за их нарушение.

И последнее очевидное предписание Закона – нанесение на материальные носители ограничительного грифа и сведений об обладателе. Один из основных принципов, на которые опирается любая правовая система ограничения доступа к информации, – четкое визуальное выделение охраняемых сведений из массива остальной информации. Этой цели и служат грифы. Важно проставлять данные об обладателе информации в условиях множественности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и высокой динамики их создания и ликвидации. Ведь это имеет потенциальное доказательственное значение.

«Срок годности» тайны

В заключение хотелось бы акцентировать внимание еще на одном моменте, который, по мнению автора, можно рассматривать как неудачный подход законодателя к решению проблемы правового регулирования в сфере коммерческой тайны. Речь идет о норме п. 3 ч. 3 ст. 11 Закона, согласно которой работник обязан «не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контр-агенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора,е прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось».

Нет сомнений в том, что актуальность сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть разной по времени: одни сведения устаревают в течение нескольких месяцев, другие сохраняют свою ценность годами. На первый взгляд именно это и пытается подчеркнуть законодатель в приведенной выше норме. Однако проблема в другом. Даже для таких важных сведений, как государственная тайна, установлен предельный срок засекречивания. Здесь же прослеживается полная правовая неопределенность. Законодателю необходимо было:

а) установить некий предельный срок, после которого бывший работник свободен от любых обязательств;

б) предусмотреть, что соглашение между работодателем и работником, если обеспечение сохранности сведений требуется более чем в течение трех лет, должно быть возмездным.

В противном случае обременения, возлагаемые на гражданина без соответствующей компенсации, являются необоснованными и открывают простор для различного рода злоупотреблений.

Главная страница / Архитектура отрасли