Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

WDM - технология для магистральных сетей

Сети передачи данных, особенно магистральные, как и многое другое в нашей стране, отличаются характерной национальной спецификой. Мнения о сложившейся в этой отрасли ситуации существуют самые разные. Естественно, крупные операторы смотрят на все сквозь призму собственных интересов, производители оборудования традиционно политкорректны, стремясь соблюсти некоторый паритет, те, кто вынужден прибегать к аренде каналов связи, настроены весьма пессимистично, жалуясь как на цены, так и на качество предоставляемых услуг передачи данных. Чтобы как-то разобраться в том, как сегодня обстоят дела в этой отрасли, мы решили задать ряд вопросов непосредственно основным игрокам телекоммуникационного рынка.

В круглом столе принимают участие:

Алексей ГУМИРОВ, менеджер по проектам

Представительства Allied Telesyn

Сергей КУБЫШЕВ, заместитель директора департамента оборудования оптической передачи данных Huawei в странах СНГ и Восточной Европы.

Вадим ПАНФЕРОВ, генеральный директор компании PLUS Communications.

Олег АЛЛЕНОВ, директор телекоммуникационного

департамента АМТ Груп, к.т.н., CCIE.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ, ведущий системный инженер компании INLINE Technologies.

Дмитрий ЛИТВИНОВ, руководитель проектов

мультисервисные сети и сети доступа.

Андрей ПАВЛОВ, старший вице-президент

по технической политике, ЗАО "Компания ТрансТелеКом".

Можно ли сказать, что WDM в настоящее время и в ближайшем будущем будет ключевой технологией развития магистральных сетей?

Алексей ГУМИРОВ: Мне кажется, что в нашей стране в ближайшее время не будет бума WDM, потому что проблема уплотнения магистралей в России в массе своей остро пока не стоит. Хотя операторы масштаба страны используют в своих магистралях DWDM, но это, скорее, задел на будущее. А CWDM в городских магистралях пока не прижился.

Сергей КУБЫШЕВ: На сегодняшний день технология DWDM является наиболее подходящей для строительства магистральных сетей большой протяженности. Эта технология дает возможность передавать оптический сигнал со скоростью до 1600 Гб по одному волокну на расстояние до 4000 тыс. км без электрической регенерации.

Внедрение технологии DWDM позволяет оператору значительно сократить капитальные вложения в строительство сети и операционные затраты в процессе эксплуатации.

Вадим ПАНФЕРОВ: Скорее, не ключевой, а одной из важнейших технологий развития магистрали. В первую очередь из-за отсутствия в России развитой кабельной инфраструктуры. Это одна из причин. Другой является заметное снижение стоимости на DWDM-оборудование.

Олег АЛЛЕНОВ: Технологии спектрального уплотнения очень привлекательны для оптических магистралей и, безусловно, будут присутствовать и применяться в сетях будущего. Говорить о том, что WDM-технологии станут ключевыми, наверное, не совсемющим расширять пропускную способность оптики. Кроме того, возможно, одной из популярных услуг, связанных с этой технологией, в будущем станет аренда l у WDM оператора для организации корпоративных VPN, вторичного провайдерства. Примерно так, как сейчас арендуются выделенные линии. Особенно это станет актуальным в свете современных разработок в области l-коммутации, внедрение которых выведет оптические сети на принципиально новый уровень, использующий чисто оптические коммутаторы, без электрических преобразований.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Одной из ключевых - обеспечивающей относительно быстрое и эффективное наращивание емкости, а также развертывание пакетных сетей параллельно существующим сетям SDH. Очень важна возможность поэтапного наращивания емкости WDM-сетей за счет ввода в строй новых спектральных каналов по мере необходимости, что позволяет распределить затраты во времени.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: Ключевой - нет. Во всяком случае, в ближайшие

2-3 года. У систем WDM есть масса достоинств, о которых постоянно говорят производители, и есть множество недостатков, о которых не хотят говорить операторы, потратившие средства на внедрение данной технологии.

Андрей ПАВЛОВ: Технология WDM является технологией передачи больших объемов информации на большие расстояния, однако работа магистральных сетей невозможна без использования других технологий с другим назначением - SDH, IP/MPLS, Ethernet и др. Поэтому можно сказать, что WDM - лишь одна среди многих ключевых технологий.

Каково на сегодняшний день состояние магистральных сетей в России?

Сергей КУБЫШЕВ: На сегодняшний день в России построены две крупнейшие магистральные SDH – сети (Ростелеком, ТрансТелеКом), которые охватывают большую часть территории России. Также построена DWDM cеть Ростелекома, позволившая значительно увеличить пропускную способность существующей SDH-cети.

В 2004 г. наблюдался большой интерес операторов магистральной связи к модернизации существующих сетей с помощью технологии волнового уплотнения.

Вадим ПАНФЕРОВ: Если в целом по отрасли, то, наверное, Россия в данный момент переживает период довольно бурного развития всех телекоммуникационных сетей, магистральных в том числе.

Олег АЛЛЕНОВ: Сегодня в России применяются очень интересные передовые разработки в области оптических магистральных сетей. Как правило, это продукты иностранных компаний, но существует и оборудование отечественного производства, в частности, в области оптических усилителей. Но, конечно, здесь есть еще много пространства для развития.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Можно уверенно говорить о нехватке канальной емкости на многих направлениях – особенно если речь идет о перспективе транзита трафика иностранных операторов.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: В сравнении с Европой трудно назвать магистральными сетями каналы с пропускной способностью от 3 до 10 Гбит/с. Но, с другой стороны, Россия пока не нуждается в потребности передав обусловлен передачей трафика цифрового телевидения и прочего видеоконтента.

Андрей ПАВЛОВ: Магистральные сети России повсеместно перестраиваются на использование оптических цифровых технологий. Уже сейчас по магистральным аналоговым сетям передается несравнимо меньший объем трафика и его доля постоянно уменьшается.

Насколько справедливо мнение, что зачастую на местах состояние магистральных сетей можно назвать аварийным?

Вадим ПАНФЕРОВ: Состояние магистральной сети очень сильно зависит от оператора. Сети больших операторов (регионального масштаба), как правило, строят известные интеграторы, и они находятся в более-менее в удовлетворительном состоянии. Что касается магистралей более мелких операторов, то да, там, как правило, есть проблемы, которые обусловлены недостатком финансирования и недостаточным уровнем образования технического персонала.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Вопрос к операторам. Как интегратор наша компания имеет дело главным образом с новыми и развивающимися объектами сетевой инфраструктуры – там состояние хорошее.

Андрей ПАВЛОВ: Если речь не идет о старых аналоговых магистральных сетях, которых у ТТК в эксплуатации нет, то техническое состояние современных цифровых сетей при соответствующей организации технической эксплуатации является вполне удовлетворительным.

Каковы перспективы использования российских магистральных сетей для транзита международного трафика из Азии в Европу?

Сергей КУБЫШЕВ: Все магистральные оптические линии связи, соединяющие восточную и западную границы России, проходят по суше, что значительно увеличивает их надежность по сравнению с подводными системами. Задержка передачи сигнала по этим линиям значительно меньше, чем по трансатлантической сети, что позволяет предоставлять в аренду каналы с очень высоким качеством.

Одним из вариантов использования российских магистральных DWDM-сетей может быть резервирование уже существующих сетей Европа – Азия.

Вадим ПАНФЕРОВ: На мой взгляд, они невелики. На этом рынке глобального транзита трафика уже работают крупнейшие мировые операторы, мощности сетей и качество предоставляемых услуг которых несопоставимы с теми, что могут предоставить сети российских операторов.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Это одна из идей, витающих в воздухе. Такой транзит перспективен при выполнении следующих условий, обеспечивающих конкурентоспособность услуги и предсказуемую схему взаимодействия с иностранными операторами:

• наличие достаточной канальной емкости на нужных направлениях;

• адекватное ценообразование;

• упрощение регулирования;

• обеспечение жестких SLA для услуг транзита.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: При наличии соответствующей технической базы транзит возможен.

Как обстоит дело с резервированием существующих сетей?

Сергей КУБЫШЕВ: Большая часть существующих в России магистральных сетей имеют защиту на базе SDH либо по р(резервная линия) или будут иметь защиту по резервной DWDM-линии.

Вадим ПАНФЕРОВ: Это одна из самых больных тем. Дело в том, что резервирование обходится довольно дорого. Операторы предпочитают вкладывать деньги в развитие сетей. Кроме того, здесь сказывается проблема нехватки кабеля в магистралях. Все идет на развитие. Избыточность и доступность — роскошь для богатых. Точнее, это становится актуальным лишь при высокой конкуренции на рынке.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Зависит от направления. Например, на участке Москва – Санкт-Петербург оптики много, и резервирование не вызывает проблем, а во многих регионах оптические каналы могут предоставить только Ростелеком и ТТК, причем их узлы могут быть географически значительно разнесены – естественно, это затрудняет резервирование. Важно учитывать, о каком именно резервировании идет речь – спектральных каналов, потоков SDH или трафика пакетных сетей. В каждом случае применяется конкретное решение, и, соответственно, различаются возможности резервирования.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: WDM-резервирование в чистом виде неэффективно. Приблизительно 85% западных операторов WDM используют аппаратное резервирование SDH и/или резервирование на основе протоколов ATM/IP/MPLS и т. д.

Андрей ПАВЛОВ: Изначально одним из основных условий при строительстве магистральной сети ТТК было обеспечение высокой надежности, поэтому было заложено несколько степеней резервирования. Большая часть сети обеспечивает возможность резервирования трафика, как на аппаратном уровне так и с использованием географического разнесения резервных линий кабельной сети.

Что вы можете сказать об уровне загрузки российских магистральных сетей? Действительно ли он зачастую далек от проектного?

Алексей ГУМИРОВ: В большинстве городов России оптических каналов немного, но даже их емкость используется далеко не полностью. А в Москве, наоборот, при большой загрузке линий пока очень много свободной оптики.

Сергей КУБЫШЕВ: На сегодняшний день загрузка существующих SDH-cетей на некоторых участках близка к максимальной (уровень 2,5 Гб) , но построенные DWDM-сети загружены не полностью, потому что проектная емкость может достигать 400 Гб (40 каналов по 10 Гб).

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Есть как хронически перегруженные каналы, так и каналы с загрузкой в несколько процентов. Предметно можно обсуждать только конкретных операторов и направления.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: По данным западных агентств, рост мирового трафика передачи данных составляет около 30% в год. Сети SDH магистральных операторов заполнены на 60-90% и давно требуют расширения. Развернутые единичные DWDM-сети загружены на 2% от теоретически возможного.

Андрей ПАВЛОВ: Да, действительно, уровень загрузки далек от проектного, но не в меньшую, а в большую сторону. Реальный рост трафика значительно превысил ожидаемые прогнозы, и именно поэтому было принято решение о строительстве сети DWDM.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: Нет.

Сергей КУБЫШЕВ: В настоящее время на российском рынке услуг магистрального транспорта данных присутствуют два основных игрока – Ростелеком и ТрансТелеКом.

После построения трансроссийской магистральной DWDM-cети ТрансТелеКома, конкуренция на рынке еще больше возрастет. Появится возможность предоставлять в аренду высокоскоростные каналы, как на территории России, так и транзитные каналы Европа – Азия.

Вадим ПАНФЕРОВ: Есть, но пока она незначительна. Более-менее развит рынок транзита в Internet.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Зависит от направления.

Ваше мнение о ценовой политике ведущих операторов. Насколько разумными представляются вам сегодняшние цены на аренду каналов?

Сергей КУБЫШЕВ: Из-за отсутствия жесткой конкуренции на отечественном рынке цены на аренду магистральных каналов достаточно высоки, и до внедрения DWDM-технологии было невозможно предоставлять высокоскоростные каналы. После построения нескольких магистральных DWDM-cетей конкуренция на рынке усилится, и цены начнут снижаться.

Вадим ПАНФЕРОВ: Цена на что угодно есть величина статистическая. А в России пока эта самая статистика, т. е. число предложений от операторов, как правило, незначительно и фрагментарно. Поэтому трудно говорить о разумности цены. Когда нет конкуренции или она незначительна, оператор может выставлять цены любого порядка.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: С ценовой политикой явно есть проблемы. В ряде случаев обходной канал через США и Азию может оказаться дешевле, чем внутри страны.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: Стоимость аренды каналов завышена.

Каковы перспективы развития магистральных сетей в нашей стране и как они могут быть сопряжены с решениями «последней мили» в различных сценариях?

Сергей КУБЫШЕВ: На мой взгляд, тенденция развития магистральных сетей в нашей стране не отличается от мировой практики. Магистральные линии будут строиться на оборудовании DWDM, а для построения городских транспортных сетей использоваться мультисервисные SDH-платформы с поддержкой IP.

Вадим ПАНФЕРОВ: Без магистрали нет и сети, поэтому перспективы очень значительные. Но если говорить о приоритетах развития, то более важно развивать сети доступа. Во-первых, это дает реальные, живые деньги, во-вторых, магистраль состоит из небольшого числа устройств и каналов, поэтому ее, как правило, относительно несложно построить. В этом смысле развитие сети оператора — в основном развитие сетей доступа.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Расширение емкости, сокращение времени предоставления услуг, резервирование и предоставление SLA, изменение ценообразования, увеличение доли пакетного трафика. Использование WDM c относительно небольшим количеством каналов на существующем оптоволокне при одновременном наращивании скоростей интерфейсов до уровня STM-4, STM-16, использование GE и 10GE поверх спектральных каналов, в нек у других операторов (в том числе иностранных), обеспечивающих резервирование.

Что касается сопряжения, то иерархический дизайн сетей и разделение транспортных услуг по уровням OSI обеспечивают изоляцию наложенных транспортных услуг и разделение магистрали и агрегации/доступа внутри каждого уровня, что позволяет сочетать различные технологии.

Дмитрий ЛИТВИНОВ: Панацеи решения всех проблем развития магистрали и «последней мили» нет. Большие расстояния, сложный рельеф, неравномерная плотность населения – все перечисленные факторы не в пользу развития дешевой инфраструктуры связи. Нельзя однозначно сказать, эффективно строительство магистральных линий WDM или нет. При решении каждой задачи существует множество путей и каждый приведет к поставленному результату: трафик будет передан и компания получит прибыль. Этим путем может оказаться WDM, а может и SDH или еще что-нибудь. Позвольте интеграторам предложить свои решения.

Андрей ПАВЛОВ: Это сложный и объемный вопрос, технические решения могут зависеть от многих факторов, начиная с темпов экономического роста страны и заканчивая состоянием кабельной канализации в конкретном населенном пункте. Но нет сомнений, что перспективные магистральные сети будут строиться на основе технологии DWDM.

За какими технологиями магистрального транспорта трафика, на ваш взгляд, будущее?

Алексей ГУМИРОВ: Next Generation SDH, IP + MPLS – в больших магистральных сетях, IP + Ethernet + MPLS – в сетях масштаба города на магистрали.

Сергей КУБЫШЕВ: На мой взгляд, единственной перспективной технологией для строительства магистральных транспортных сетей является технология волнового уплотнения.

Сети, построенные на оборудовании DWDM, обладают большой надежностью, максимальная емкость таких сетей на сегодняшний день достигает 1600 Гб/с, что в десятки раз превышает существующие потребности.

Вадим ПАНФЕРОВ: На мой взгляд, это, без сомнения, MPLS и DWDM.

Олег АЛЛЕНОВ: Будущее, конечно, за оптической коммутацией мультисервисного трафика. За последние двадцать лет накопилось очень много научных инноваций в области работы с оптическим сигналом, внедрение которых задерживалось отставанием технологической базы. И сейчас, когда технологии подросли, и научные разработки стали востребованными, наблюдается стремительный прорыв в этой области, который, безусловно, скажется на развитии телекоммуникаций.

Дмитрий АФАНАСЬЕВ: Для обеспечения канальной емкости – WDM в различных вариантах (DWDM, CWDM), при необходимости в сочетании с Рамановскими усилителями и ROADM. Как транспорт поверх спектральных каналов – SDH/PoS и GE/10GE c увеличением доли Ethernet в связи с общим ростом доли пакетного трафика. Использование Ethernet на магистральных каналах тесно связано со стандартизацией Ethernet OAM и BFD (Bidirectional Forwarding Detection), обеспечивающих средства мониторинга каналов и быстрое обнаружется сейчас основным препятствием к использованию Ethernet на магистрали.

Важную роль будут играть механизмы и аппаратные средства, обеспечивающие автоматизацию процессов планирования, выделения емкости, предоставления услуг и сквозную сигнализацию при стыке с пакетными сетями; средства автоматической подстройки параметров в оптических сетях:

• унифицированные механизмы сигнализации в оптических сетях (GMPLS, O-UNI);

• реконфигурируемые оптические мультиплексоры (ROADM);

• перестраиваемые лазеры и транспондеры с управляемыми аттенюаторами.

Андрей ПАВЛОВ: В числе таких технологий можно назвать прежде всего DWDM, IP/MPLS и, конечно, SDH.



Главная страница / Архитектура отрасли