Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ФОТОБИЗНЕС: ТВОРЧЕСТВО НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ДЕНЬГАМИ

В мире расчетливой коммерции творческая деятельность заведомо направлена «на поражение». Исключения могут быть только в случае сплава талантов художника и купца. А такое бывает нечасто — либо художник халтурит «под деньги», либо купец не силен по части оценки творческого продукта.

Фотография — это тоже продукт творческий: если речь идет о производстве высокохудожественного товара. Но вместе с тем — это и вариант стандартной продажи услуг населению: если речь идет о примитивном обмене «фотопленка-фотооттиск». Истина как всегда где-то посередине — на уровне частных фотомагазинов, фотомастерских и фотолабораторий, которые и составляют костяк отечественного фоторынка. О том, какие дела творятся на этом рынке, рассказывает его непосредственная участница Инесса Суходольская, владелица приемного пункта и фотолаборатории.

— Инесса, с чего можно начать фотобизнес? Какие условия необходимы, а без чего на первых порах можно обойтись?

— Я бы посоветовала (особенно явным новичкам в фотобизнесе) начинать с приёмного пункта. То есть, на первых порах обходиться без собственной фотолаборатории. И посмотреть, как пойдет дело и ваше ли это дело... Хотя всё зависит, конечно, от размеров стартового кошелька. Теоретически можно и гига-фотомаркет открыть. Вообще, если брать конкретные направления фотодеятельности — фотостудии, модельные агентства, фотомагазины, то среди них развиты больше всего именно фотомагазины. Частных фотостудий не так много.

— В чем причины, как вы думаете?

— Все очень просто — люди предпочитают покупать дешевые материалы (химию, бумагу), чтобы потом перепродавать их по более высокой цене. При этом хотят поменьше что-либо делать, а в идеале — чтоб и клиенты не доставали…Вот и у меня собственный приемный пункт, небольшая лаборатория при нем…

— Вы ведь наверняка не ограничиваетесь только проявкой пленки и печатью фотографий на бумаге? Сейчас столько нестандартных фотоуслуг появилось…

— Да, например, фото на майках, на кружках…

— …постеры, календари, коллажи... Что пользуется наибольшим спросом?

— Я бы сказала, что по степени популярности в народе эти нестандартные услуги можно разместить в таком порядке: на первом месте виньетки, на втором календари, а дальше — все остальное. Виньетка — очень прибыльное явление в фотобизнесе. Это различного рода выпускные альбомы, начиная с яслей и заканчивая академиями. Поизящнее, побогаче, пооригинальнее… Кстати, я сама, не далее как прошедшей весной, попала под этот пресс. У моего сына был выпуск в детском саду, который, конечно, никак не мог обойтись без традиционного фотоформления. Содрали кучу денег, а в результате выдали нечто невнятное…

Но — это уже неписанная традиция: выходить из стен альма-матер любого уроня, неся под мышкой альбомчик с виньетками. Все остальные фотоуслуги не так явно нашли отклик в наших сео оригинальные новшества?

— Не так, чтоб очень часто, но каждый новый сезон приносит с собой новую моду. К примеру, в нынешнем сезоне в моду вошла работа со старыми фотоизображениями: реставрация, календари, отпечатанные со старинных фотографий. Это не очень прибыльное дело, но свою нишу оно заняло. Не знаю, с чем именно это связанно: с возвратом к корням или чем-то ещё, но народ подсуетился, нашел запасы фотографий членов собственных генеалогических древ. Так что заказы идут постоянно.

— А в чем технологические особенности подобных нестандартных фотоуслуг?

— В основном, все эти процессы базируются на цифровых технологиях… Имеется в виду печать с компьютера с помощью цифровой фотолаборатории на фотобумагу.

— Насколько рентабельно этим заниматься?

— Рентабельно, потому что очень сильно расширяется спектр услуг. А расширившись, он уже не сужается. Так что идет постоянный рост возможностей.

— Каково соотношение цен на обычные и нестандартные фотоуслуги?

— Цены на нестандартные услуги, разумеется, выше, чем на стандартные. Ведь кроме печати изображений здесь подразумевается и их обработка на компьютере, которую производит отдельно нанятый специалист. Добавьте сюда еще необходимость окупить дорогостоящее оборудование...

— Какие вы видите для себя перспективы в этом направлении?

— Как мелкий и частный предприниматель кое-какие перспективы вижу. При грамотном подходе к делу прибыль извлечь можно из всего. А объективно прибыльного дела вообще не бывает — «каждому свое».

— И все-таки, насколько выгодно и своевременно сейчас вкладывать деньги в фотобизнес?

— Я бы так сказала: сейчас это уже не очень своевременно. Лет пять назад это было очень своевременно. Хотя вопрос выгоды при этом не снимается. Но если пять лет назад вложенных в дело 80 тысяч условных единиц можно было окупить меньше, чем за год, то начиная с сегодняшнего момента на этот процесс потребуется минимум три года. Считайте сами, выгодно вам это или нет.

— А что для вас самое привлекательное в фотобизнесе?

— Как раз те самые условные единицы. Как и для любого предпринимателя в любом другом бизнесе. Но не спешите делать вывод. Это только одна сторона дела. В конце концов, почему-то я выбрала именно эту сферу деятельности. Я бы объяснила это так: в каждом человеке есть творческое начало. Но не каждому при этом дано умение и талант выразить все, что у него в душе. Держать кисть, петь, играть на рояле или скрипке, писать прекрасные стихи — этому не научишься при отсутствии необходимого количества одаренности натуры. А фотография способна заменить исконные творческие процессы, известные людям издревле. Дать радость причастности к великому и прекрасному. К сожалению, именно творческая сторона фотобизнеса вызывает у меня сентиментальные чувства. А на деле творчество жественные снимки составляют меньше одного процента от всего фотовала. Не могу сказать, что мне это нравится.

— А что еще не нравится?

— Например, инспекции различного рода. Ходят и ходят. Всяческие проверяющие — это бич любого предпринимателя, не важно, в какой сфере деятельности. Налоговая инспекция, санэпидстанция, пожарная инспекция… «Друзей» хватает. Не нравится также то, что фотобизнес носит сугубо сезонный характер. Есть пики и есть мертвые периоды.

— Как часто и в связи с чем бывают пики спроса на услуги фотопечати?

— Два наиглавнейших пика — Новый год и 1 Сентября. Ну и лето. Картина в целом выглядит так: с июня количество заказов постепенно растёт, достигая апогея в августе (отпуска, знаете ли), 1 сентября — пик, а потом спад. И с середины октября — застой до самого Рождества.

— Как вы справляетесь с пиками?

— Работаем больше, как же ещё? Очень напряженный график, иногда — хотя и нечасто — приходится нанимать временного дополнительного работника.

— А что делаете в мертвый сезон?

— Это у нас весна и осень. Что делаем? Без дела не сидим. Продаем батарейки, дискетки, карты на мобильную связь и Интернет, канцелярию. Короче, кто на что горазд — было б желание. Если совсем серьезно подходить к делу, то в этот период обычно все стараются подсуетиться — испытать новые схемы работы внутри магазина, например. Потому что в сезон этим заниматься опасно: экспериментируя с персоналом, можно потерять заказчиков. А в худшем случае заработать себе неблаговидный имидж.

— А с персоналом бывают проблемы?

— Как и с любым персоналом, с любым человеческим коллективом, занятым в торговле услугами или товарами. Это воровство, нечестность, разболтанность и недисциплинированность (особенно среди самых юных), текучка кадров. Всё это «имеет место быть» и в большом количестве. Причем воровство на первом месте.



— Как вы решаете эти проблемы?

— Строгий учёт, контроль. Нельзя пускать дело на самотек. Правда, бывают случаи, когда все эти неприятные качества просто отсутствуют — человек работает, не ворует, не хулиганит. За таким «глаз да глаз» не нужен.

— Большой спрос на работников?

— На такой персонал и спрос соответствующий... Хотя сейчас предложение явно превышает спрос, персонала достаточно.

— Чем вы руководствуетесь, подбирая работника?

— У него должно быть желание работать — это на первом месте. Он должен быть порядочным, обладать некоторыми профессиональными навыками: необходимо знание фотоаппаратуры, технологии процессов проявки и печати, умение фотографировать. Очень приветствую наличие у человека художественного вкуса.



— Как вы считаете, в чем отличие российского фотобизнеса от западного?

— Отличие, главным образом, в различной нормлуги стоят гораздо дороже, чем у нас. А спрос ничуть не меньше.

— А как формируется конкурентная цена на нашем фоторынке?

— Себестоимость одного отпечатка — в среднем 4-6 центов. А дальнейшая наценка зависит от многих факторов: аренда помещения, зарплата работникам, стоимость оборудования, качество бумаги. И еще от того, насколько развита конкуренция именно в этом районе. Учет характеристики района очень важен — «спальный» район или центр.



— Как часто практикуются сговоры продавцов "на понижение» цен?

— О, нет, обычно сговариваются только повышать. А если и кто-то понижает, то начинается война на выживание посредством сговора «на понижение». Конкретно это выглядит как череда взаимно-поочерёдных понижений цен до уровня рентабельности и даже ниже. Война идет до тех пор, пока конкурент либо не уйдёт с рынка совсем, либо не придёт с предложением-просьбой о повышении цен… Жестокий, конечно, бизнес. Впрочем, как и всюду.

— И конкуренция большая?

— Очень. Это именно бизнес. И редко, кто задумывается о первоначальной ценности

фотографии как искусства…

Беседовала Татьяна Гойдина

Главная страница / Архитектура отрасли